Православная Москва в начале XX века [Сборник] (pdf) читать постранично

-  Православная Москва в начале XX века  [сборник документов и материалов] 36.08 Мб, 720с. скачать: (pdf) - (pdf+fbd)  читать: (полностью) - (постранично) - Сборник

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом
и могуществом силы Его.
Для сего приимите всеоружие Божие,
дабы вы могли противостать в день злый
и, все преодолевши, устоять.
Ефес. 6. 10, 13

Московское городское объединение архивов

ПРАВОСЛАВНАЯ
МОСКВА

ВНАЧАЛЕ XX ВЕКА
С БО РН И К ДОКУМ ЕНТОВ
И М А ТЕРИ А ЛО В

Издательство
объединения «Мосгорархив»
Москва 2001

Scan - nau; Processing, ocr - waleriy; 2016
Б Б К 8 6 .3 7 2 (2 -2 M )
П 68

По благословению
АЛЕКСИ Я I I
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси ,
Свято-Троицкой Сергиевой лавры священноархимандрита

Утверждено Редакционным советом
Московского городского объединения архивов
Председатель Редакционного совета
А .С. Киселев

Рецензент
игумен Дамаскин (Орловский)
Ответственный редактор
кандидат исторических наук М .М . Горинов
Авторы -составители:
А .Н . Казакевич, А .М . Шарипов
Художники:
Г.И. Метченко, В.П. Сысоев

ИЗДАНИЕ ПОДГОТОВЛЕНО НА СРЕДСТВА.
ВЫДЕЛЕННЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МОСКВЫ

ISBN 5 -7 2 2 8 -0 0 8 7 -2

© Московское городское объединение архивов, 2001

П РЕ Д И С Л О В И Е

Православная М осква начала X X столетия... К ак только образованный москвич, русский
человек слышит эти слова, то перед его взором предстает М арф о-М ариинская обитель, светлый образ
ее настоятельницы великой княгини Елисаветы Ф еодоровны , картины и росписи Васнецова
и Нестерова; в сердце его звучит пронизанное колокольным звоном "Богородице Д ево"
из Всенощного бдения великого Рахманинова... И нам кажется, что ушедшая М осква, запечатленная
в гравюрах Павлова, на самом-то деле не ушла, она здесь, она рядом, как и рядом
с нами родная нам первопрестольная X V II в. на Варварке или X V I II—X I X вв. на Пречистенке.
...Часто человек, устраивая свой дом, или люди, устраивая свои сообщества, полагают, что все это
будет существовать очень долго. Н о проходит время, умирает человек, дома, общества и даже царства
разрушаются. И в нашей М оскве многое после революции 1917 г. ушло безвозвратно —
ее институты власти, общества, партии, торговые, промышленные и финансовые компании. Н о Церковь
Москвы как часть Вселенской Ц еркви, как Т ело Христово, как храм, воздвигнутый на прочном
основании самим Господом, не исчезла. Непрекращающиеся преследования Церкви в 1917—1988 гт.
отнюдь не сокрушили и не уничтожили ее. Православная Ц ерковь не только выжила после гонений,
но и явилась перед народом в 1988 г. — в год тысячелетия крещения Руси — в силе и славе.
В чем же причины неуничтожимости М осковской Ц еркви? О ни заложены не только
в ее вечной сущности . Н ад тем, чтобы ее не сокрушили силы зла, трудились в начале X X в. наши
православные собратья. О ни предчувствовали грядущие гонения, готовились к ним. В те годы
православная М осква мобилизует для отпора революционному беззаконию все свои духовные силы
и, предчувствуя пришествие "дня злого", стремится нарастать свой нравственный запас, укрепить
историко-патриотическую и православную память русского человека, чтобы он и в безбожные
пятилетки и десятилетия остался христианином, а русский народ — народом христианским.
Н о изучение православной М осквы начала X X в. интересно не только этим1. Ведь
первопрестольная — не просто один из городов России. О н а — "коренной России град",
определявший церковные судьбы всей страны, превышавший по численности своих храмов все
прочие населенные места России, град, в котором было сосредоточено более всего святынь. И когда
приходилось в Сибири основывать новый храм, мощи для антиминса и алтаря брались из М осквы ,
и когда приходилось после крещения младенцев и иноверцев помазывать их миром, это миро опять
же было московское, сваренное в Кремле. И утварь, и богослужебные облачения, и книги были
московского изготовления. М узы ка многих песнопений принадлежала вдохновению композиторов
московской школы. Н аконец, иерархи и настоятели наиболее крупных обителей России, выдающиеся
представители богословской науки получали свое образование в М осковской духовной академии...
Думается, усвоение огромного и ценного опыта той эпохи может оказаться полезным для устроения
современной церковной жизни... Церковной жизни на рубеже веков и тысячелетий, когда каждый невольно
спрашивает себя: с какими дарами встретит он Рождество Христово, научился ли он чему доброму и хорошему
от своих отцов, дедов и прадедов — православных, молитвами которых спасалась и спасается Русская земля?

5

ПРАВОСЛАВНАЯ МОСКВА

Православная М осква начала X X в. лишь недавно стала объектом не столь многочисленных
публикаций2 и исследований3. Настоящий сборник документов представляет собой, по сути, первое
обобщающее издание по этой теме. Книга открывается очерком о церковно-административном
устройстве первопрестольной, о том, какие учреждения направляли ее церковную жизнь. Сама же эта
жизнь раскрывается через материалы, сгруппированные