История русского искусства. От Айвазовского до Репина [Наталья Олеговна Игнатова] (pdf) читать постранично, страница - 3

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

прошлом, и на передний план выходит
современный человек эпохи барокко, философски воспринимающий бренность жизни и ее повседневность.
Художники начинают исследовать характер человека — впервые герои картин
наделены ярко выраженным настроением (счастье, горе, смех). На портретах
изображают не только идеальных богачей, но и простых людей, а также сцены из их жизни. Происходит расцвет бытового жанра, появляются и пользуются большой популярностью натюрморты. В моду входят неестественность
и причудливость — человек будто экспериментирует с собственной формой,
начиная носить корсеты, парики, каблуки и сложные многослойные наряды.

1.2 Рококо по-русски
Если в Европе эпоха барокко продолжалась почти весь XVII век, а рококо*** — XVIII, то в Россию два
этих художественных стиля пришли
в XVIII веке и существовали практически параллельно, словно наверстывая
замысловатую европейскую моду.
Важно отметить, что ни барокко,
ни рококо не раскрылись в русской живописи в полной мере. Основным сдерживающим фактором
все еще служила привычная религиозная направленность искусства
и некоторая «зажатость» русских
художников в изображении анатомии человеческого тела и владении красками.

П. Ротари. Портрет княгини А. А. Голицыной.
1759. Государственная Третьяковская галерея

Интересно сравнить два портрета, написанные в одно и тоже время, — портрет княгини А. А. Голицыной (1759 г.),
выполненный итальянским художником П. Ротари, и портрет княгини
Т. А. Трубецкой кисти его ученика,
А. П. Антропова. С обеих картин
на нас смотрят прекрасные молодые
женщины, одетые по последней моде.
И все же между ними есть различия.
В работе Пьетро Ротари, а именно
в раскрепощенном ракурсе модели
и нежности общей цветовой палитры,
видно мастерство истинного мастера
рокайльного портрета. Анна Александровна предстает на картине нежной
О т па рсу ны к е в р о п е й с кому п ортр ет у

А. П. Антропов. Портрет княгини Т. А. Трубецкой.
1761. Государственная Третьяковская галерея

11

девушкой с блестящими глазами в игривой позе, подчеркивающей красоту
ее туалета.
В образе же, созданном Антроповым,
мы видим статную даму, воспитанную
в патриархальной семье, — ни капли
жеманства или кокетства. Такое различие совершенно логично, ведь
Ротари и Антропов — выходцы из совершенно разных культур. И дело
не только в том, какую живописную
технику используют художники, ведь
даже красоту своих моделей они воспринимают по-разному. Ротари любуется позирующей перед ним дамой
как мужчина, а Антропов старается
быть деликатным и не позволяет себе
увидеть в барышне ни одной детали,
которая хоть как-то могла бы скомпрометировать ее скромность.

правилами при дворе: фрейлинам,
например, было запрещено выглядеть
лучше государыни, и если Елизавета
Петровна замечала слишком красивую, по ее мнению, брошь или заколку
на придворной даме, то могла запросто срезать их вместе с частью платья
или волос.
На парадном портрете кисти Ивана
Вишнякова, исполненном по заказу
Сената, Елизавета Петровна предстает взору со всеми атрибутами власти — короной, скипетром и державой, — окруженная роскошным интерьером с колонной и темным занавесом.
В этой румяной женщине, смотрящей
на зрителя с полуулыбкой и блестящими глазами, едва ли можно узнать
строгую матушку-царицу — этот образ
скорее принадлежит какой-то игривой
барыне с подчеркнуто красивой фар-

Перед
русскими
художниками
XVIII века стоит очень сложная задача — научиться свободолюбивой манере европейского искусства, несмотря
на вложенные в их умы строгие правила иконописи. Однако в том и заключается прелесть этих портретов:
каждый из них отражает уникальные
особенности менталитета и позволяет проследить, какой путь в развитии
техники живописи прошли русские
художники в Петровскую и послепетровскую эпохи.
В России расцвет рококо пришелся
на правление императрицы Елизаветы Петровны, любившей устраивать
роскошные балы и маскарады, а также
уделявшей особое внимание красоте
и моде. Именно в период ее царствования во дворцах появились огромные зеркала, позволяющие любоваться
собой в полной рост. Также императрица славилась особыми негласными
12

И. Я. Вишняков. Портрет императрицы
Елизаветы Петровны. 1743. Государственная
Третьяковская галерея
РА З Д Е Л I

форовой кожей и нежными руками.
Наряд императрицы выписан детально — передана текстура плотного корсета и струящаяся ткань юбки, но если
рассмотреть орнамент на подоле платья, то заметна некоторая плоскостность изображения, выдающая традиции написания парсуны.
Помимо рокайльных причуд светской
жизни, XVIII век в России был веком
географических открытий и военных
побед, а также периодом активного
расширения границ страны. Интерес
же к личности человека в искусстве,
зародившийся в петровские времена,
все это время не