История русского искусства. От Айвазовского до Репина [Наталья Олеговна Игнатова] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

ƵǞǟǛǝǕǬ
ǝǠǞǞǗǛǐǛ
ǕǞǗǠǞǞǟǏǍ
ǛǟƭǖǏǍǔǛǏǞǗǛǐǛǑǛƽǒǜǕǚǍ
ƺǍǟǍǘǩǬƵǐǚǍǟǛǏǍ



  

byte

На протяжении всей жизни мы учимся,
создаем свою картину мира. Чем она
полнее, тем ближе мы к пониманию, как
устроен мир, как в нем можно ставить
цели и идти к ним, как быть счастливым.
Поэтому так важно вовремя зацепиться
за свое любопытство, уделить этому
время и узнать новое из любой
возможной сферы.
Изучение искусства прекрасно тем, что,
помимо новых знаний — о художниках
и истории, — оно учит замечать красоту,
созидать и вдохновляться. Это очень
важные навыки для каждого человека,
применимые во всех сферах жизни
и делающие ее ярче, интереснее и
осмысленнее.
Нам было важно поддержать проект
именно о русском искусстве и для
по-настоящему
широкого
круга
читателей, дать возможность всем,
кто мечтал разбираться в русской
живописи, прочитать книгу, написанную понятным и доступным языком,
погружающую в прошлые эпохи и судьбы великих русских художников так, чтобы
все истории буквально ожили в сознании и хорошо запомнились.
Эта книга будет интересна и детям, и взрослым, которые хотят получить
целостный взгляд на тему русского искусства. По нашему мнению, это самый
эффективный подход к обучению: сначала создать общее представление обо
всем, что известно, а потом идти за своим интересом, углубляться в конкретные
темы и, в конце концов, даже создавать новое для всех.

Афонина Анна Петровна,
директор детского образовательного центра «Филобайт»
https://philobyte.ru/

Раздел I
От парсуны
к европейскому портрету

1.1 Новаторство Петра I
в искусстве: от иконы
к парсуне
История русской станковой живописи,
то есть привычных для нас картин, началась в XVIII веке и совпала с периодом
реформ Петра Великого. До этого времени изобразительное искусство в России развивалось по совершенно уникальному пути, имея исключительно религиозный характер. Основными видами такого искусства являлись самобытные иконы и фрески, на стиль которых
огромное влияние оказало искусство
Византии. Сейчас невозможно представить, какой была бы русская живопись,
если бы она развивалась в унисон с европейской. Однозначно можно сказать
лишь, что русские иконы и по сей день
являются узнаваемым и неповторимым
видом искусства, сохранившим культурные традиции страны.

новая модель отношения к человеку —
большое внимание теперь уделялось
не только его статусу и родословной,
но и непосредственно личности.
Это время — период нового восприятия свободы и возможностей. Именно
тогда вокруг Петра I собрались простые по происхождению люди, чьи
интеллектуальные и творческие способности позволили им построить

До XVIII века изображение кого
или чего бы то ни было, кроме
Бога и святых, не допускалось
православной религией, а потому
наследие изобразительного искусства допетровской эпохи имеет
исключительно религиозную направленность.
В конце XVII века происходит первое
знакомство русских мастеров с европейским портретным искусством. Это время
совпадает с правлением Петра Великого,
на протяжении которого зарождалась

Портрет Петра I. Готфрид Кнеллер. 1698.
Собрание королевского дворца Гемптон-корт

7

достойную карьеру и достичь высокого социального статуса. Художники,
в свою очередь, начали увлекаться
изучением личности человека, чтобы
воссоздавать на картине уникальные
черты его внешности и даже характера.
В это время в России появились первые предвестники портрета — так
называемые парсуны (от искаженного
слова «персона»). Отличительной
чертой парсун является сочетание
новых задач (показа индивидуальных
черт изображаемого человека) и старых иконных традиций письма (плоскостное изображение, преобладание
локальных цветов, общая композиционная строгость). Визуально парсуна
воспринимается зрителем как обобщенный образ, имеющий сходство
с моделью, но не отражающий энергии
жизни, настроения и характера, которые художники научатся мастерски
передавать несколько позже.

Неизвестный художник. Изображение
Я. Ф. Тургенева. 1694. Русский музей

8

Особого внимания заслуживает сохранившаяся до наших дней серия изображений сподвижников Петра I, участников
«Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора князь-папы»* —
своеобразного учреждения, помогавшего
царю в сатирической и довольно грубой
форме бороться с авторитетом церкви
и устаревшими религиозными предрассудками. Серию называют «Преображенской» в связи с тем, что большая часть
этих парсун была написана для Преображенского дворца в Москве.
Очень образно этот «собор»
в 1720 году описал граф Бассевич: «По кончине последнего
патриарха (царь) создал потешного патриарха, который по вторникам и на первой неделе поста
обязан был со своей свитою разъезжать в шутовской процессии,
верхом на волах и ослах, или