Художники города-фронта. Воспоминания и дневники ленинградских художников [Сборник] (pdf) читать постранично, страница - 3

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Никогда еще не было
у ленинградцев таких настоящих родственных, близких чувств к художникам, как
в это тяжелое время.
Ленинградцы смотрели на нас как на людей, которые занимаются одним с ними
огромным ответственным делом. Редкая близость художника со зрителем давала нам воз­
можность быстрее двигаться, скорее прощупывать и почувствовать основной нерв, который
должен держать искусство сегодняшнего дня. Это чувство близости поддерживало нас,
вело в бой и давало возможность переносить те чудовищные трудности, которые выпали
на долю ленинградцев.
Сейчас кажется совершенно непостижимым, что в страшную зиму 1941/42 года вы­
ставка так широко посещалась. Голодные, худые, закутанные люди шли в обледеневшие
выставочные залы смотреть новые произведения ленинградских живописцев, графиков,
скульпторов.
Тесная дружба связывала художников с партизанами. Было создано большое количество
произведений ио партизанской тематике. Была налажена и организована связь с парти­
занами: художники работали на партизанской базе отдыха под Ленинградом. Довольно
большая группа была направлена в партизанские базы вне города, за черту блокады.
Некоторые художники работали во вражеском тылу среди партизан. В Ленинграде Союз
был местом встреч художников с партизанами, приезжавшими в город, ставшими постоян­
ными нашими гостями. Мы много писали их.
Тесной была связь ленинградских художников и с фронтовиками. Они приезжали
к нам, позировали для портретов; были организованы и поездки художников на фронт на
большие сроки.
Будучи свидетелями и участниками героической эпопеи бессмертной обороны Ленин­
града, ленинградские художники с честью выполнили свой гражданский долг, несмотря
на все тяготы блокадного времени. Побросав свои квартиры, оставив дома вещи, отправив
семьи в эвакуацию, перебрались они в Союз и всецело отдались творческой работе. В Союзе
образовалось своеобразное общежитие, жили по нескольку человек в комнате, тут же
работали. Была организована своеобразная коммуна, о существовании которой до войны
даже трудно было подумать. И горести и радости делились пополам. Было у нас заведено
такое правило: каждый вечер собиралась вся группа, каждый показывал свои работы,
сделанные за день, а каждое утро художники получали задания. И вечером начиналось

10

В. Серое. Плакат. 1942

обсуждение сделанных работ, делались замечания друг другу, поправки, зачастую вдвоемвтроем садились за одну и ту же вещь, начинали работать вместе, не считаясь со
временем, часов до трех ночи. Спали вообще очень мало, иной раз и совсем не ложились.
Некоторые задания, которые давались сегодня вечером на завтра, к утру уже выполнялись.
Люди работали ночами.
Была тогда необычайно творческая обстановка, вряд ли она когда-нибудь повторится.
Каждая работа пропускалась через коллективный фильтр. Причем не было какого-то
строгого расписания, а делалось все это само собой. Сама среда, сами условия создавали
такую обстановку. Это была счастливая пора, был творческий накал, особенно развито
было чувство ответственности за работу.
Вскоре наступило очень тяжелое время, погас свет, а для художника свет—все,
стало жутко и холодно, температура в мастерских была значительно ниже нуля, масляные
краски замерзали, выдавить их на палитру было невозможно, погреешь их спичкой—
выдавишь. Мы встали перед большими трудностями. Но работать всем очень хотелось.
Вспоминается тогдашняя рабочая обстановка. . . Большущая комната—мастерская. За
столиками коптилки, освещающие несколько вершков бумаги, над которой склонился
человек в шубе и валенках. В мастерской буквально стоит чад от коптилок, художники
сидят с черными носами, закоптелые и.. . творят. Холодно, и работают в перчатках.
Снимет художник перчатки, погреет руки дыханием, опять оденет и работает!

11

В этой же мастерской стояла печурка. На ней поджаривались кусочки хлеба на
касторовом масле. Несчастные сто двадцать пять граммов хлеба, разделенные на три
части—на день!
Силами правления был организован актив, который сам-то еле-еле передвигал ноги,
но все же ходили к более слабым товарищам, носили им еду. Это было трогательное
и страшное зрелище. Люди, почти умирающие, пытались организовать помощь другим.
Работали много, изо дня в день. Ленинградские художники считали это своей священной
обязанностью. Преодолевая исключительные трудности блокадного существования, они
испытывали настоятельную потребность донести до зрителя большие волнующие их чувства
и мысли. Это непрестанное горение поддерживало их силу духа, звало к творчеству,
к кистям и замерзающим краскам. Это большое, благородное патриотическое чувство
и давало им возможность плодотворно работать, творить яростно и вдохновенно.
И хотя многие произведения были еще сырыми и нужно было немало времени,
чтобы их завершить, каждому из них присуще одно