Художники города-фронта. Воспоминания и дневники ленинградских художников [Сборник] (pdf) читать постранично, страница - 4

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

драгоценное качество—непосредствен­
ная правда жизни.
Казалось бы, условия войны и блокады были крайне неблагоприятны для развития
творческих способностей. Но на самом деле многие художники творчески выросли именно
в это время. Патриотический подъем в условиях блокадной жизни необычайно обострил их
чувства, собрал в едином фокусе их мысли, волю, творческий порыв.
Художники яснее, чем когда-либо в прошлом, знали, что и как нужно изображать,
стал ясен непререкаемый критерий оценки произведений изобразительного искусства. Если
произведение действенно, если оно зовет к бою, если оно волнует и потрясает сердца—
значит оно подлинное, понятное и нужное людям.
В огне величайших испытаний еще более закалились наши сердца, а творчество,
которое всегда принадлежало народу, воистину стало в эти годы его грозным оружием.

В. ПРОШКИН

В БЛОКАДНЫЕ ДНИ
Вечером 22 июня мы все собрались в Союзе. Приехало большинство членов правления,
чтобы совместно обсудить дальнейшие действия и работу Союза. Те задачи, которые
решались нами до начала Великой Отечественной войны, и большая работа по подготовке к
выставке «Наша Родина» сейчас уже не являлись основными, важными и актуальными. Необ­
ходим был новый план действий, целиком отвечающий нуждам и запросам войны.
Много и горячо говорили. Сидели почти всю ночь. А утром, вместе с Матвеем Ген­
риховичем Манизером, председателем правления ЛССХ, поехали в горком партии с планом
работы в военных условиях.
План сводился в основном к следующему: главное внимание уделить наглядной
массовой агитации—плакату во всех его видах, возрождению «Боевого карандаша», созданию
всевозможного рода агиток, оформлению призывных пунктов и мест массового скопления
людей, маскировке военных аэродромов и важнейших гражданских объектов. Предполага­
лось также использование брандмауеров домов для живописных плакатов. Уточнению
этих задач очень помогали совещания с Военным отделом горкома и Политуправлением
Ленинградского военного округа.
В Союзе были организованы бригады художников для работы над плакатом. Собрались
энтузиасты «Боевого карандаша», и началась кипучая практическая работа. На третий день
войны вышел из печати первый плакат В. А. Серова «Били, бьем и будем бить!» А по
прошествии нескольких дней уже были созданы интересные, остро решенные плакаты
и листы «Боевого карандаша».
Параллельно велась подготовка групп художников для работ по маскировке военных
объектов. В последних числах июня по области разъехалось около пятидесяти человек,
которые несмотря на малознакомую им специфику работы в условиях фронтовых
аэродромов вполне справились со своей задачей. Некоторые художники получили даже
благодарность командования.
В те же дни мы провожали многих наших товарищей на фронт. На общем собрании
членов Союза выступали художники, которые говорили о новых задачах, стоящих перед
нами в военное время. Остающиеся напутствовали уходящих, давались взаимные обещания...
Была осуществлена очень удачная маскировка ряда зданий—Смольного и других
важных объектов города. Началась срочная эвакуация Эрмитажа и Русского музея,
необходимо было во что бы то ни стало вывезти из Ленинграда хранившиеся здесь
сокровища искусства. Большинство художников—членов Союза и горкома ИЗО—помогали
сотрудникам музеев в этой огромной работе. Необычно и даже как-то зловеще выглядели
большие залы музеев с пустыми рамами по стенам и горами песка на полу.

13

Фронт приближался к Ленинграду. Надо было срочно подумать о судьбе детей худож­
ников. Решили организовать детский лагерь и немедленно вывезти детей в глубь страны.
Много внимания правление и партийная организация Союза уделили подбору воспита­
телей, руководителей лагеря, закупке необходимых вещей, цродуктов, медикаментов. В пер­
вой половине июля детский лагерь выехал в Ярославскую область.
В июне 1941 года я вместе с художником В. В. Пакулиным поехал на Кексгольмский
аэродром, где мы—после ознакомления и облета местности— в течение нескольких дней
разработали эскизы маскировки и тут же приступили к их выполнению.
На маскировке этого аэродрома работала большая группа рабочих и служащих Кексгольмской мануфактуры, которые буквально сутками не покидали летного поля, чтобы
как можно скорее завершить маскировку.
На этом аэродроме мы впервые испытали на себе вражескую бомбардировку. Но ни
эта, ни последующие частые дневные и ночные бомбардировки почти не наносили ущерба,
так как сделанная нами маскировка в значительной степени путала представление против­
ника о нахождении нашей материальной части.
Ленинград тем временем окружал себя сложной системой всякого рода оборонительных
сооружений, которые призваны были преградить врагу путь к городу. В этих работах
принимало участие все население Ленинграда, в том числе и художники.
...