Суфизм. Мистики ислама [А. Дж. Арберри] (pdf) читать постранично, страница - 2

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

увлекательными.
Содержание их будет также различным — они будут
посвящены этике, социальным вопросам, биографиям
знаменитостей, теологии, философии и мистике; материал будет подаваться в стихах, прозе и иллюстрациях.
Материалов имеется множество. Конфуций жил во время, которое было весьма схоже с нашим — когда государство воевало с государством, а люди страдали и расставались с иллюзиями; классические произведения, которые он сохранил, или вдохновителем которых он стал,
демонстрируют общественные добродетели, которые
могут объединить семьи, классы и государства в одну
огромную семью, слушая волю Небес. Ашока и Акбар
(оба были большими покровителями искусства) управляли огромными империями, руководствуясь принципами веры и религии. Есть моральные притчи и максимы*
иудейских и мусульманских авторов Средних веков; красивые рассказы о мужестве, любви и верности из эпосов
Индии и Ирана. Пьесы Шекспира показывают, что истинные отношения между людьми — это любовь. И здесь,
и там в книгах предстает неэтичный или малоэтичный человек и трудности, которые наваливаются на него.
Есть философские работы и работы, посвященные
Богу. Жизнь и легенды (легенда часто четко и изящно выражает религиозную истину) о Будде, о родителях Марии, о Франциске Ассизском; изысканные скульптуры и
живопись, которая сопровождает их. Индийская и христианская религиозная музыка, слова молитв и восхвалений, которые ее усиливают. Среди авторов этих книг
есть пророки и те, кто писал об Апокалипсисе, зороастрийцы и иудеи, философы Эллады и христианские мыслители — греческие, римские, средневековые и современные, на кого они оказали столь глубокое влияние.
Есть также индуистские, буддийские и христианские учения, выразившие себя в таких великих памятниках, как
индийские храмовые ансамбли Боробудур (азиатский
II

Предисловие

Шартр) и Аджанта, собственно Шартр (Франция) и Сикстинская капелла.
Наконец, есть мистика чувства и мистические философы. В возлюбившей Бога Индии поэты, музыканты,
скульпторы и художники вдохновлялись духовным почитанием Кришны и Рамы, равно как и философской мистикой упанишад. Два великих даоса Лао-цзы и Чжуанцзы, художники-мистики династии Сун, Руми и другие
суфии — в исламе, Платон и Плотин, за которыми последовал Дионисий, Данте, Экхарт, Тереза и другие великие мистики и художники многих христианских земель.
Человечество голодно, однако стол уже накрыт, хотя
его куда-то спрятали и заперли на ключ. Цель этой серии книг — сделать так, чтобы к этому столу можно было подойти, и так, чтобы мы, протянув руку, подобно
героям Гомера удостоились бы теплого приема.
Несомненно, великие религии различаются в фундаментальном отношении. Но разница эта не столь велика, как может показаться. Мы думаем, что они отстоят
друг от друга гораздо дальше, чем на самом деле, потому, что мы их не до конца понимаем и искаженно представляем их. Те, чья религия по характеру догматична,
выказывали столько же желания познакомиться с другими учениями, как и те, кто придерживался либеральных религиозных взглядов. Но над всем этим есть
нечто общее для всех великих религий, относящееся к
большинству фундаментальных понятий. Это — часто
встречающаяся гармония Божественной Природы,
Единство Бога, Реальность, существующая сама в себе,
познающая себя и, следовательно, заключающая в себе
любовь и радость. Природа и ограниченные духи являются некоторым образом подчиненными духами Бытия,
или просто внешним проявлением Божественного, Единого. Способ, которым человек приходит или возвращается к Богу, по сути дела, один и тот же как в христианском, так и в нехристианском веручении. Он делится на
три стадии: стадия этики; затем стадия знания и любви,
и путь к мистическому союзу души и Бога. В этих книгах
будет показана каждая стадия.
Некоторую часть из всего этого, как мы надеемся,
можно будет изучить по книгам и иллюстрациям этой
II

Предисловие

серии. Если их читать вдумчиво и при этом хотеть чтолибо выучить, они окажут помощь людям в обретении
«полноты жизни», а народы смогут жить вместе в гармонии, понимая друг друга. Земля сегодня прекрасна, но
люди разуверились и боятся. Но однажды придет день
(возможно, он не так далек), когда наступит Возрождение человеческого духа, когда люди станут невинными
и начнут счастливую жизнь посреди красот мира. Ибо
тогда их глаза откроются и увидят, что эгоизм и гордыня
— это глупость; что Вселенная — одухотворена; что люди — дети Бога.
Они не причинят вреда
Моей святой горе и не уничтожат ее.
Ибо вся Земля будет полна знанием Господа
Так же, как воды покрывают море.

ВВЕДЕНИЕ
Уже стало избитой истиной, что мистицизм, по
сути дела, везде один и тот же, вне зависимости
от того, какую религию исповедовал сам мистик.
Мистицизм остается постоянным и неизменным явлением, вселенским желанием человеческого духа,
желанием личного