Суфизм. Мистики ислама [А. Дж. Арберри] (pdf) читать постранично, страница - 3

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

единения с Богом. Было затрачено много труда и знаний, чтобы показать, как
одна форма мистицизма влияла на другую, хотя
доказать это часто трудно, а иногда почти невозможно в силу его уклончивого характера. Однако
все признают, что ни одно религиозное движение
не может обрести существование или продолжать
развиваться, не вступая в контакт с уже установившимися другими верованиями или религиозными
институтами, которые просто должны оставить свой
отпечаток на новом творении мысли и чувства.
Чтобы дать необходимое толкование суфизма
(так называется мистицизм в исламе), из соображений краткости предлагается принять на веру эти
два утверждения; тогда не надо будет тратить время на анализ и повторное изложение аргументов,
повествуя о более чем столетнем периоде, за который суфии почерпнули определенную часть своих утверждений и образа действий в примерах из
13

А. Д ж .

Арберри

христианства, зороастризма, иудаизма, гностицизма,
религии Гермеса и неоплатоников. Принимая во
внимание, что место, где зародились ислам и суфизм, было свидетелем прихода, триумфа и распространения других верований, каждое из которых
обладало собственной мистикой, этот факт можно
считать самоочевидным, и тогда можно рассматривать суфизм, как если бы он был изолированным,
изучать это движение изнутри в качестве аспекта
ислама, как если бы другие факторы, которые однозначно определили его развитие, вовсе не существовали. Следуя такой процедуре, мы надеемся
нарисовать единую картину мистицизма, развившегося из одной веры, из одного обряда, который
таким образом можно будет сравнить с мистикой
других верований, и тогда станет понятно, что он
на самом деле из себя представляет. Ибо в то время как сам мистицизм, вне всякого сомнения, является универсальной постоянной, его разновидности имеют весьма четкие различия и характерные
черты, данные им религиозными системами, на которых они основаны. В этой разнородной компании суфизм можно определить как мистическое
движение непримиримого монотеизма.
Ядром исламского вероучения является доктрина Единого Бога, не имеющего других равных себе,
которые могли бы разделить или оспорить Его
могущество, и этот Бог не допускает, чтобы ктолибо менял Его законы или вмешивался в Его Суд.
Ислам не признает воплощенного Бога, Спасителя.
Все происходит между Аллахом, единым Господом
(рабб) и отдельным человеком — его творением и
14

«Нет Бога кроме Аллаха»
«Мухаммед — Пророк Божий»

Суфизм.

Мистики

ислама

слугой (абд). Некоторые из людей стали пророками Бога, чьим долгом (от Адама до Мухаммеда)
было просто призвать человечество к Нему. Они
доносят Божественное Послание до человека, и оно
не меняется ни от времени ко времени, ни от народа к народу. Другими словами, пророки — это
такие же люди как и все, за исключением того,
что Бог мог повелеть им принять его особую милость. Пророку нельзя поклоняться как Богу, иначе
это уже будет п о л и т е и з м о м ( ш и р к ) и неверием
(куфр), хотя очевидно, что почитать его следует,
равно как подражать ему, так как с ним говорил
Бог и он же избрал его своим посланником.
Для мусульманина послание Бога полностью содержится в Коране, книге откровений, посланных
в разное время человеку по имени Мухаммед. Эта
книга не отменяет, но скорее подтверждает то Божественное Послание, которое сохранилось, хотя и
в искаженном и отрывочном переложении, в священных писаниях иудеев и христиан. Коран — это
самый высокий авторитет, к которому обращается
мусульманин за руководством и объяснением.
Способ, которым Коран был открыт Мухаммеду, естественно, представляет огромный интерес для
суфиев, ибо разве это не есть явное доказательство
того, что Бог говорит с человеком? И коль скоро
заветное желание человека — слышать Голос Божий, он должен задаться вопросом: как случилось,
что основатель его веры получил такую милость,
стал пророком и мог постоянно общаться с Создателем? Поэтому суфий должен изучать жизнь Мухаммеда (сира), п р и н я т ь его правила поведения
2 Б-486

17

А. Дж.

Арберри

(сунна) и быть хорошо знакомым с преданиями (хадисами), которые передавались из поколения в поколение сначала устно, а потом письменно, и которые являются уникальным и богатым источником,
могущим привести человека к просветлению. Хадисы — это второй опорный столп после Корана,
на котором суфий, как и все мусульмане, строит
здание своей веры и жизни.
С самых первых дней ислама Пророк не испытывал недостатка в преданных последователях, которые стремились подражать ему и жить смиренно
и праведно пред очами Бога и людей. Их праведное поведение, набожность были так любезны их
Создателю, что он в своей безграничной милости
избрал их своими «друзьями» (аулийа, ед.ч. — вали) — термин, который впоследствии стал более
или менее синонимичным христианскому понятию
«святой». Суфий,