Арабская философия Прошлое и настоящее [Е. А. Фролова] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Е. А. ФРОЛОВА

АРАБСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ
ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
Москва 2010

УДК
ББК

1/14
83.3(0)
Ф 91

Подготовка и издание осуществлены при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)
проект № 09�03�16038
Издание осуществлено при поддержке
Фонда исследований исламской культуры

Серия учреждена к печати
Ученым Советом Института философии РАН

Фролова Е. А.
Ф 91

Арабская философия: Прошлое и настоящее. — М.:
Языки славянских культур, 2010. — 464 с. — (Фило�
софская мысль исламского мира. Исследования. Т. 2).
ISBN 978�5�9551�0422�5

Двенадцать веков разделяют зарождение философии
в Арабском мире и ее сегодняшнее бытование. Это и время
расцвета арабской мудрости, оказавшей влияние на средне�
вековую Европу, это и период ее упадка и застоя, когда на
Ближнем и Среднем Востоке владычествовала Оттоманская
империя. Это и оживление духовной жизни в Арабском ми�
ре, стремление возродить его славу и войти в современность
наряду с развитыми странами. Богатая философская мысль
прошлого и поиски интеллектуалов XX и XXI веков, их раз�
нообразные попытки ответить на проблемы наших дней —
все это отражено в данной книге.
ББК 83.3(0)
ISBN 978�5�9551�0422�5

© Е. А. Фролова, 2010
© Фонд исследований исламской культуры, 2010
© Языки славянских культур, 2010

Оглавление
Введение..........................................................................................................7
РАЗДЕЛ I
классическая арабская философия..................................15
Глава 1. Истоки арабской философии...................................................17
Ислам (Коран) как новая рациональность.............................................17
Глава 2. Калам: рационалистическая теология.....................................53
Глава 3. Философия исмаилизма...........................................................66
Глава 4. Суфизм (философия мистицизма)...........................................83
Глава 5. Фальсафа — восточный перипатетизм.................................109
Глава 6. Философия в науке и литературе (аль-Бируни,
аль-Маарри, Ибн аль-Фарид, аль-Джахиз, ат-Тавхиди)....................172
РАЗДЕЛ II
«ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ» ИСЛАМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ...........189
Философия истории Ибн Халдуна......................................................192
Теософия Муллы Садры.......................................................................203
РАЗДЕЛ III
«Возрождение» («нахда»).
Становление новой философии.........................................207
РАЗДЕЛ IV
АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА.....227
Глава 1. Философия науки. Неопозитивизм.......................................229
Глава 2. Философия человека...............................................................243
Экзистенциализм................................................................................243
Персонализм.......................................................................................251
Глава 3. Философия «джувваниййи»...................................................269
Глава 4.«Кораническая философия»....................................................283
Глава 5. Теория «равновесия»..............................................................287
Глава 6. Философия марксизма............................................................294
Глава 7. Культурологическая философия............................................321
Глава 8. «Арабские левые»...................................................................325
Глава 9. Между самобытностью и подражанием. «Новая нахда»....334
Традиция и современность. Прошлое в настоящем................................. 334
Критика наследия и ислама........................................................................ 339

6

Оглавление
Против некритического подражания западу............................................. 346
Запад как «Другой»..................................................................................... 350
Историческое и надысторическое в наследии.......................................... 359
Концепция «эпистемологического разрыва». Аль-Джабири.................. 370
Критика «арабского разума» М. Аркуном................................................ 387
Современная арабская философия?........................................................... 395
Проблемы языка.......................................................................................... 403
Будущее арабской философии.................................................................... 409

ПРИЛОЖЕНИЕ........................................................................................413
Саляме Муса (1887—1958)..................................................................415
Аббас Махмуд аль-Аккад (1889—1964)..............................................422
Таха Хусейн (1889—1973)....................................................................427
Шарль Малик (1906—1967).................................................................430
Хади аль-Аляви (1932—1998)..............................................................433
Литература...................................................................................................435
Именной указатель......................................................................................453
Abstract.........................................................................................................460

Ни одному из людей еще не удавалось надлежащим образом
постичь истину собственными силами, а каждый из них... обретал лишь малую толику. Однако если собрать все эти крупицы,
добытые каждым, кто добивался истины, то в итоге получится
нечто весьма внушительное по своему объему.
аль-Кинди

ВВЕДЕНИЕ
Кризис в Персидском заливе и все последующие, продолжающиеся вплоть до сегодняшнего дня столкновения и военные конфликты — межгосударственные, религиозные и межпартийные — делают
жизнь в этом регионе нестабильной и рождают