Астрология и мифология [Семира Щепановская] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Семира и В. Веташ Астрология и мифология


АТОН С-Петербург


Семира и В. Веташ

Астрология и мифология

— СПб: Атон, 1998,— 1072 с.

ISBN 5-89077-034-9

ББК 86.391

© Семира и В. Веташ, 1998.

© А. Розенталь,

художественное оформление, 1998. © ЗАО «Атон», 1998.

ПРЕДИСЛОВИЕ к первому изданию

Перед вами первое в нашей стране серьезное исследование по астромифологии — разделу астрологии, изучающему космические основы мифотворчества. Первый вопрос, который может возникнуть у читателя: а зачем в наш прагматический, компьютеризированный и математизированный век нужно копаться в "примитивных", "устаревших" представлениях наших предков о космогонии? Чем могут помочь древние сказания современной астрологии, борющейся за признание своего места в системе знаний о Вселенной рядом с естественными науками?

Пройдя трудным методом проб и ошибок, для себя лично я уже получил однозначный ответ: эффективное овладение астрологией невозможно без изучения ее мифологических корней. Мифология — это наука древности, когда человек воспринимал окружающую его действительность целостно. Впоследствии, с развитием естественных наук, расчленивших целое на бесчисленное количество тончайших срезов реальности, эта целостность была утрачена, что и привело науку XX века к очередному очень серьезному кризису, когда во всей драматичности встал извечный афоризм познания: "Я знаю лишь то, что я ничего не знаю!"

Подобно тему, как высшая математика невозможна без арифметики, а художественная литература — без знания элементарной грамоты, так астрология без мифологических основ предстает странной, схоластической схемой, донельзя формализованным упрощением бесконечно сложной реальности. По определению Т.Г. Бургоня, мифология — это универсальный мистический язык природных явлений.

Древняя астромифология поражает своими удивительно точными совмещениями фантазии и реальности, своими плодотворными аналогиями, помогающими познавать объективные закономерности мира через субъективные представления. Жрецы, эти ученые древности, прибегали к картинам и символам, чтобы лучше запечатлеть знания в умах учеников, донести до их сознания абстрактные идеи мироздания. Они олицетворяли силы природы в образах божеств. Потребовались тысячелетия научных изысканий, чтобы понять глубину и содержательность этих символов, далеко не полностью еще расшифрованных. Скажем, сейчас уже ясно, что рождение Афродиты из морской пены — символический образ зарождения жизни в пра-океане. Но уже триединство атрибутов Земли — Гея, Рея и Деметра — до сих пор вызывает различные толкования.

Нас поражает точность астрологических аналогий. Можно понять, что за тусклый блеск и причудливое скелетообразное строение кристаллического свинца ("Сатурново дерево") древние образно соотнесли свинец с "золой огня жизни" — ее конечным продуктом. Но откуда им было знать, что свинец — это и "зола ядерного огня": многие цепочки радиоактивного распада оканчиваются свинцом!

Мифологические аналогии также помогают современному астрологу правильно подобрать планетарную функцию для моделирования интересующего его земного явления. Скажем, вам нужно выявить ритмику грозообразования в земной атмосфере. К какой планете вы обратитесь? Конечно, к Юпитеру/Зевсу — громовержцу: именно у него в руке пучок молний! Такая логика, естественно, вызовет саркастическую улыбку у специалиста-метеоролога, но она у него тут же погаснет, когда он узнает, что сравнительно недавно выявлена 11-12-летняя периодичность грозовых лет, совпадающая с периодом солнечной активности. Выходит, прав астролог, взявший за точку отсчета Юпитер с его периодом обращения 11,86 лет, а в пучке молний мифологического аналога кроется знание о связи грозообразования с интенсивностью пятен на солнце. Вполне может оказаться, что в мифологических взаимосвязях Зевса и Аполлона зашифровано уравнение юпитерианского влияния на ядерные процессы в недрах солнца.

Не может не вызвать удивления также и соответствие мифологических названий трансурановых планет их физическим характеристикам. Ведь только в результате американского космического зонда "Вояджер-2" в 1986-89 году по окраинам Солнечной системы выяснилось, что именно Нептун — самая богатая водой и льдом планета, а Уран замечателен мощнейшими электрическими и турбулентными явлениями (как будто в нем стонут и рвутся на юлю дети Урана — гекатонхейры).

Развернутое сравнение мифологий всех пяти населенных континентов, проведенное Семирой и Виталием Веташ, наглядно показывает, насколько сходны мифы разных народов. Различие только в именах, соответственно расовым и национальным признакам. Это единство формирования мировоззрения в не связанных между собой областях земного шара показывает, что информация считана с неба, единого для всех живущих. Именно мифология демонстрирует