Из «Физики» Аристотеля [Татьяна Анатольевна Томина] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Татьяна Томина Из "Физики" Аристотеля

Вступление от автора сборника


Чтобы понять всего истоки,

Начни с начала изучать.

В том Аристотеля уроки

Не лишне тоже нам узнать.


Великий ученик Платона -

Так связь времён произошла.

Ведь не было бы и Ньютона,

Коль греков мудрость б не дошла.

__________

Примечания:

1. В сборнике в поэтической форме изложены отдельные мысли из «Физики» Аристотеля (384–322 г.г. до н. э.) — древнегреческого философа и учёного-энциклопедиста, ученика Платона

2. Название стихов — от автора сборника

* * *
О началах Мира


Когда мы в поисках «начала»,

То надо вспомнить: «Всё течёт».

Любая вещь, а их не мало,

В противную лишь перейдёт.


Холодное ведь станет тёплым,

Отнюдь не светлым, господа.

Бывает, что слегка холодным.

Всё остальное — ерунда.


И потому «начало» в мире

Не может одиноким быть,

Раз пару отыскать всё в силе.

Нам этот тезис — не забыть.


Не может быть начал так много,

Что Мир не сможем мы познать.

Звучит в словах таких тревога,

Которую нам лучше гнать.

* * *
О познании


Как познаём мы Мир, однако?

Для «общего» нам разум дан -

«Большое — малое», ведь всяко,

Разумный только б увидал.


Для «частного» имеем чувства,

Что «плотно или нет» от них.

Так перед нами безыскусно

Путь для познания возник.

* * *
О простом и сложном


Движенье тел любой признает.

Но что возникло из чего? -

Простое сложности не знает,

Не изменяется оно.


Простая вещь — без изменений,

А сложная вещь — нет, заметь.

Вот — «человек» и, без сомнений,

Останется он им и впредь.


«Невежда» же, учась отменно,

Становится учёным вдруг.

Вещь изменилась несомненно.

Всё — в становлении, мой друг.

* * *
О материи и форме


Всё, что возникло, составное -

Материя и форма здесь.

Начала два, вглядись в любое,

А третье — что без формы есть.


Материя всегда первична,

Суть вещи от неё идёт.

Форм много, это и отлично,

Бывает всё ж, наперечёт.


Есть вещи, что живут в природе,

К примеру, тот же «человек».

Есть вещи — созданы в народе,

Искусств так много видел век.


«Природа» — то, скорее, форма.

Материал хоть взят один,

Но вещи имя лишь законно,

Когда ей форму придадим.

* * *
О причинах


Чтоб вещь узнать, ищи причины.

Четыре группы назовём.

«Что», «из чего», «куда», «где силы» -

В причинах вещи мы учтём.


Из камня дом, он для защиты,

Сооружений таких — ряд,

Создал строитель, оплатил ты.

Причины дома в том звучат.


Меняться могут все местами:

Работа — чтоб здоровым стать,

По силам труд — здоровы сами.

Зависимость в том отыскать.


Одна вещь разное приносит:

Нет кормчего — идёшь ко дну,

А если есть — к брегам доносит.

Одно — в разную судьбу.


Причины — главные иль вместе -

Причины могут совпадать:

И скульптор статуй — не известен,

Но мог и Поликлет(1) им стать.


Вдали иль рядом пребывают,

Быть могут, в действии они.

Что главно — это выделяют:

В постройке — навык, а не ты.

__________

(1) Поликлет — древнегреческий скульптор и теоретик искусства, живший в Аргосе, (490–420 г.г. до н. э.)

* * *
О случайности


Коль не понятны нам причины,

Привыкли «случаем» то звать.

Несёт хорошее — счастливый,

А много — «счастье» в том видать.


Но «счастье» — это не надёжно,

Ведь случай редко встретим мы.

Причины там совпали сложно,

Чтобы понять, напрячь б умы.


То верно ли — причиной Мира

Одну случайность называть?

Без действия она — не сила.

Нет действия — как всё создать?


«Напрасным» назовём движенье,

Коль к цели не ведёт оно.

Есть толк, но в этом — совпаденье,

«Счастливый случай», что равно.


Что неразумно — вещь, ребёнок,

Случайное не совершат.

А взрослый правит тем с пелёнок -

В поступках случаям рулят.


И разум выше, чем «случайность»,

Природу выше назовёшь.

И «случай», равно «произвольность»

В причинах главных не найдёшь.

* * *
О связи явлений


Причины «что», «зачем», «откуда»

Имеют родственную связь.

Людей рожденье — это чудо,

Но в нём же — человека власть.


Вещей природу знать желаешь?

Что следует за чем — гляди.

Коль связь явлений ты познаешь,

То ты на правильном пути.


Подход же разный в изученье,

Вещей три группы назовём:

Есть неподвижны, в измененье

И в гибели кой-что найдём.

* * *
О целесообразности


Природу отнесём мы к цели,

Но важны — форма, матерьял.

Когда сойтись они сумели,

То в вещи не найти изъян.


Бывает в вещи и уродство,

Ошибка к цели в этом есть.

А