Политическая история ранней Парфии [Арчил Савелич Балахванцев] (pdf) читать постранично, страница - 3

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

новое издание хроник селевкидского и начала аршакидского
периодов до сих пор существует в виде предварительной публикации и
доступно только на ресурсе www.livius.org.
Единственной

на

сегодняшний

день

селевкидской

царской

надписью, выполненной в традициях древневосточных царей, является
«цилиндр Антиоха» (268 г. до н.э.). Данный памятник дает возможность
судить о том, как сын Селевка I хотел выглядеть в глазах своих
вавилонских подданных.
Хозяйственные документы эллинистической эпохи из Месопотамии
позволяют пролить свет на вопросы титулатуры и соправительства
селевкидских царей.
Арамейскографичные документы. Древнейшим источником из этой
группы является надпись на верблюжьей челюсти, обнаруженная в
хорезмийской крепости Бурлыкала [Манылов, Хожаниязов, 1981. C. 44].
Наибольшее количество арамейскографичных документов происходит со
Старой Нисы (Михрдаткирта), где первые остраконы были обнаружены
при раскопках помещения винного склада еще в 1951–1952 гг. [Пилипко,

8

2001. C. 68–72]. К настоящему времени на Старой и Новой Нисе найдено
уже более 2790 остраконов и граффити [Diakonoff, Livshits, 2001; Livshits,
Pilipko, 2004. P. 139–181; Livshits, 2006. P. 401–406; Morano, 2008. P. 344–
350], которые датируются серединой II–I вв. до н.э. [Дьяконов, Лившиц,
1960б. C. 17]. Несмотря на то, что надписи на остраконах содержат
многочисленные слова и целые арамейские выражения, все они являются
гетерограммами и читаются по-парфянски [Дьяконов, Лившиц, 1956. C.
100–113].

Хотя

абсолютное

хозяйственно-учетным

большинство

документам,

в

них

остраконов
содержится

относится

к

ценнейшая

информация по политической истории ранней Парфии. Так, упомянутые в
остраконах имения и виноградники, названные в честь ахеменидских и
парфянских государей, помогают разобраться в сложных вопросах
династической истории и государственной идеологии ранних Аршакидов.
Данные о местоположении имений дают возможность уточнить границы
той области, административным и экономическим центром которой была
крепость Михрдаткирт. Наиболее важное значение имеет содержащаяся в
нескольких текстах информация о генеалогии ранних Аршакидов.
В

завершение

обзора

восточных

письменных

источников

необходимо объяснить отсутствие в нем «Истории Армении» Моисея
Хоренского4, которая высоко оценивается некоторыми авторами [Lozinski,
1984. P. 121–123], особенно в части определения продолжительности
правления раннеаршакидских государей [Пилипко, 2005. C. 564–566; Assar,
2006a. P. 61–62]. Для того, чтобы установить подлинную ценность
хронологических построений «отца армянской истории», необходимо
4

Поскольку один из основных источников «Истории Армении»

Агатангел относится ко второй половине V в. [Aleksidze, Chitunashvili,
2012. P. 11, 24], нет никакой возможности согласиться с традиционным
утверждением, что Моисей жил и писал в V в.

9

учесть одно важное обстоятельство. Изложение истории Аршакидов у
Моисея Хоренского таково, что его нельзя адекватно передать при помощи
пересказа, к тому же – как это происходит у В.Н. Пилипко – в обратном
порядке. Этот источник принадлежит к числу тех весьма редких
сочинений, которые от подобного обращения с ними не только не
проигрывают, но даже выигрывают, то есть выглядят более достоверными
и солидными, чем на самом деле. Поэтому будет целесообразным привести
раннеаршакидский пассаж Моисея Хоренского целиком (II. 1–2) и снабдить
его необходимым комментарием.
«Александр Македонский …, завладев всею вселенною, завещает
многим свое царство с тем, чтобы государство всех называлось
Македонским, и сам умирает. После чего Селевк, воцарившись в Вавилоне,
захватывает власть многих. Он после великого сражения покорил также
парфян и потому был назван Никонором. Он царствовал тридцать один год
и оставил государство сыну своему Антиоху, названному Сотером,
государствовавшему

девятнадцать

лет.

Ему

наследовал

Антиох,

прозванный Теосом, в течение десяти лет. На одиннадцатом же году его
правления парфяне свергли с себя иго македонское. Затем воцарился
Аршак Храбрый, происходящий от племени Авраама…
Как мы уже сказали, шестьдесят лет спустя после смерти
Александра воцарился над парфянами Аршак Храбрый в городе,
называемом Бахлом восточным – в земле кушанов; он после жесточайших
сражений покоряет весь Восток, из Вавилона изгоняет македонян; узнает,
что усилились римляне на Западе и на море… и соглашается платить
римлянам не дань, а посылать ежегодно дары на сто талантов.
Он царствует таким образом тридцать один год; после него
Арташес, сын его – двадцать шесть лет, которому наследует сын его
Аршак, прозванный Великим. Этот последний ведет войну с Деметрием и
сыном Деметрия, Антигоном, который с македонским войском напал на

10

него в Вавилоне и, взятый в плен на войне,