Арзамас театральный. Из истории театра драмы [Вячеслав Михайлович Панкратов] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

1

Александр Плотников
С театром люди дружат издавна,
И человек искусству знает цену.
И жизнь, конфликтов всяческих полна,
Сама сегодня просится на сцену.
Друзья! С успехом поздравляю вас!
Пусть занавес поднимется и завтра.
Наш городок старинный Арзамас
Я не могу представить без театра.

2

Вместо предисловия

История всё ещё пишется
Театр — это такая кафедра,
с которой можно много сказать
миру добра.
Н.В. Гоголь
Заядлый театрал, доктор филологических наук Б. С. Кондратьев,
размышляя о судьбе Арзамасского театра в книге «В поиске
воспоминаний», писал: «Театр нельзя создать росчерком пера – им
можно только узаконить. А истинный создатель – публика, зритель.
И если театральное искусство в Арзамасе существует уже два
столетия, значит это глубинная, внутренняя потребность, частица
нашего,
выражаясь
современным
понятийным
языком,
менталитета».
Театр – искусство, которое нельзя ничем заменить. Оно всегда
на устах. Новые имена, лица, премьеры и фестивали – все это уже
давно неотъемлемая часть жизни современного общества. Как и
любое искусство, театр постоянно эволюционирует, ищет новые
формы выражения, и зритель через призму своего воображения
пытается понять и почувствовать, что хотели сказать режиссёр и
артисты своим спектаклем. Искусство для того и нужно, чтобы
спровоцировать человека, заставить его ощущать разные эмоции.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что кино и
телевидение – не соперники театру. И хотя цель у них одна, а вот
эмоциональное воздействие все равно разное. Только в театре
возможен живой, непосредственный контакт актёров и публики,
чего в кино добиться нельзя. Зритель в зале и актёр на сцене в
течение спектакля постоянно обмениваются эмоциями, происходит
зрительный и чувственный контакт – живое слово действует на
зрителя уникальным образом.
С другой стороны, театр активно вбирает в себя уникальные
возможности других видов искусства: литературный текст делается
3

основой для постановок; киноэлементы и фотографии всё чаще
становятся дополнениями к спектаклям; музыка приобретает
совершенно новые очертания, когда её вставляют в театральный
контекст; используются даже телевизионные приёмы, такие как
интервью, к примеру.
Театр – живой организм: одни режиссёры уходят, другие –
приходят; одно поколение актёров сменяется другим – кто-то
служит сезон-второй, кто-то – десятилетиями. Имена иных уже
давно забылись, их роли промелькнули, имена других навсегда
оказались вписаны в историю, их роли по-прежнему волнуют
поклонников. Но, так или иначе, все они внесли свою лепту в
летопись театра. И напоминают нам о них театральные
программки. Нельзя не согласиться с мнением, что программка –
это удивительное явление театральной жизни. Когда мы приходим
на спектакль, она для нас лишь сиюминутная информации. Но
проходят годы, спектакль «умирает», и программка становится ему
памятником, уникальной страничкой театральной летописи.
А театральная летопись Арзамаса, оказывается, не так проста.
Это видно по тем нескольким буклетам, что изданы к тем или иным
юбилейным датам, по газетным публикациям. Авторы их – С.Ф.
Кирилюк, П.В. Еремеев, Г.А. Пучкова, В.В. Костылёв, Б.С.
Кондратьев.
Несколько лет назад и я, используя опыт моих
предшественников, в книге «Река времён» рассказал о становлении
и развитии театра драмы. Нынешняя книга – это не новый вариант,
а более углублённый взгляд на театральное искусство Арзамаса,
тем более что за эти годы произошли заметные перемены в жизни
театра.
Понимаю, что кто-то не согласится с предложенной мною
летописью, скажет: «Отражено не всё!» – поэтому я сопроводил
книгу подзаголовком «Из летописи театра драмы»; кто-то станет
критиковать: мол, не сказал о том-то и том-то, обошёл вниманием
то-то и то-то, забыл упомянуть того и того…
Не стану спорить, что-то доказывать, просто предложу:
«Дерзайте, господа, пишите!»

4

Часть первая

Кому – забава, кому – искусство
Каждый не только богатый, но и бедный
помещик считал своею обязанностью иметь, по
мере средств, свой оркестр и свою труппу, хотя
часто то и другое было очень плохо. Люди же
богатые достигали в этом отношении до
некоторого изящества.
Николай Дубровин, историк
Театр «гусиного графа»
В истории России XVIII век получил название эпохи
Просвещения. Именно тогда начали появляться домашние театры.
Поначалу они устраивались в городских усадьбах обеих столиц,
особенно в Москве, где только в 1780–90-е годы их существовало
более двадцати. Зимой домашние театры функционировали в
городе, а на лето вместе со своими хозяевами переезжали в
загородные имения.
К концу века в провинциальных городах и имениях, порой очень
удалённых от центра, стали появляться театры. Крепостные театры
нужны были не только для развлечения – так