Арзамас театральный. Актеры, роли. [Вячеслав Михайлович Панкратов] (pdf) читать постранично, страница - 2

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

каком-нибудь
областном театре или в таком же провинциальном он, непременно,
будет помнить Арзамас – город, с которым связан кусочек его
сценической жизни.
К сожалению, арзамасская пресса оказалась в большом долгу
перед артистами. За все эти годы на её страницах появилось не
более десяти творческих портретов, обошли вниманием даже тех,
кто прослужил в театре свыше десяти сезонов, кто ушёл со сцены
на заслуженный отдых. В большинстве своём публикации
посвящались
премьерным
постановкам,
где
внимание
фокусировалось на главных действующих лицах и артистах их
5

играющих, остальные актёры чаще всего перечислялись через
запятую. А между тем роли второго плана и эпизодические – это
смысловой «каркас» спектакля, они служат его «скрепами»,
«цементируют» все действия.
Актёру важно, чтобы его работу заметили и оценили. И не
только коллеги.
Хотя по этому поводу существуют два мнения. Один очень
популярный в либеральных кругах столичный режиссёр (не
называю его имени, так как признан в России инагентом), ничтоже
сумняшеся, заявил: «Меня не интересует, кто что думает по поводу
моей игры. Есть режиссёр, а у него существует право судить, как я,
актер, играю». Выходит, заметит режиссёр – даст новую роль, нет –
сиди в сторонке или входи на сцену, чтобы произнести: «Кушать
подано». А вот мнение Олега Павловича Табакова: «Зритель
голосует рублём… Это вовсе не означает, будто я безоговорочно
разделяю точку зрения зрителя в выборе спектаклей, но предъявляя
билет, купленный на свои трудовые деньги, зритель всегда прав.
Так завещали нам отцы-основатели…»
Всё правильно: без зрителя и слушателя нет искусства. И если
только режиссёр имеет право давать оценку работы артиста, то
зачем приглашать на спектакль публику, пусть режиссёр ставит
только для себя, в закрытом зале. Искусство для того и существует,
чтобы люди увидели и оценили его. Вот почему так важно мнение
и критики, и публики. Это позволяет театру, актёру увидеть себя со
стороны. Да, критика бывает не всегда лицеприятна, но она
«подстёгивает» артиста.
Желая хоть как-то загладить вину перед актёрами, я
«прошерстил» доступные мне источники, чтобы представить
читателям некоторую информацию о забытых именах. Я очень
надеялся на фотоархив А.И. Егорова, но разобраться в нём мог
только он сам. Остаётся надеяться, что дочь его Татьяна со
временем раскроет архив. И, может быть, кто-нибудь другой
воспользуется им.
А пока представляю артистов, которые в разные годы играли в
нашем театре.

6

Виват,

царица

арзамасской

Свою

сцены!

первую роль Лена сыграла в три
года. Её отец, купец второй гильдии
Николай Лукьянович Судьин, в городе
был заметной фигурой. Он держал
лошадей. Во время гонок, которые
устраивались на Масляной неделе и
проходили на Сальниковой улице,
Судьин выезжал на высоких беговых
санях и, лично управляя лошадьми,
всегда выходил победителем. Была у
него ещё одна страсть: домашние
спектакли.
В конце XIX века оживлению в
области
искусства
способствовало
тогдашнее молодое купечество, которое вышло на арену русской
жизни. Как некогда дворянские домашние театры, теперь
домашний купеческий театр стал стартовой площадкой для
вхождения в профессиональное театральное искусство и
формирования самобытной российской театральной культуры. В
своих воспоминаниях Ю.А. Бахрушин, сын знаменитого создателя
Театрального музея в Москве, свидетельствует, что «в то время
московское купечество бурно увлекалось театром, любительские
спектакли были самым модным развлечением, домашние
театральные кружки нарождались, как грибы после дождя».
А, как известно, Арзамас-городок – Москвы уголок. К тому же
Александр Николаевич Холодов, брат матери Лены, служил в
Большом театре. Так что не было ничего удивительного в том, что
в доме Судьиных завели свой домашний театр. Николай
Лукьянович и Александра Николаевна всячески поощряли
увлечение дочери, а с годами её любовь к театру только крепла.
Этому способствовало и то, что в Арзамасской Екатерининской
женской гимназии, где училась Лена, жизнь не ограничивалась
учебными занятиями. Традиционно в течение учебного года здесь
устраивались литературно-музыкальное утренники для младших, а
для старших – вечера. Тематика мероприятий была связана с
7

литературой и историей, а так как проводились они чаще всего с
выдумкой, живо и интересно, можно с уверенностью утверждать,
что такие утренники и вечера углубляли знания девочек и
воспитывали патриотизм, уважение к прошлому. Обычно на
вечерах бывали декламация, чтение прозаических отрывков,
стихотворений, музыкальные пьесы, спектакли и концерты. Лена
Судьина принимала в них самое непосредственное и живое
участие.
В восемнадцать лет, после окончания гимназии, она по совету
дяди, заметившего, что племянница от