Арзамас театральный. Актеры, роли. [Вячеслав Михайлович Панкратов] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Вячеслав Панкратов
Арзамас
театральный
Актёры, роли, годы

1

УДК 908 (470.34)
БКК 83.3 (2=441.2)+63.3 (2Рос-4Ниж)
П 16

Панкратов В.М.
П 16 АРЗАМАС ТЕАТРАЛЬНЫЙ. Актёры и роли. /Вячеслав
Панкратов.– Саров: Интерконтакт, 2023. – 178 с. + 48
с. ил.

В книге рассказывается о
театрального искусства в Арзамасе.

становлении

и

развитии

УДК 908 (470.34)
БКК 83.3 (2=441.2)+63.3 (2Рос-4Ниж)

© Панкратов В.М.
© ООО «Интерконтакт»,
оформление, 2023

2

Сергей Сергеев

Играй, актёр, твори на сцене жизнь,
Рыдай, и смейся, — в восхищенье зритель!
Играй, актёр, твори на сцене жизнь,
Талант — твой дар, театр — твоя обитель.
Вновь зал затих, в лицо софитов свет,
И как во сне свинцом налиты ноги,
Но шаг вперёд — и страха больше нет,
И ровен стих в изящном монологе.
Пусть роль твоя растянута в года,
И действия сменяются антрактом,
Играй, и роль твоя — судьба
На сцене жизни вечного театра.
Играй, актёр, пусть сжала сердце боль,
Пляши — сегодня ты не в драме,
Играй, актёр, и зал смеши собой,
Так надо, так написано в рекламе!
Играй, актёр, и Бог тебе судья,
А жизнь распишется в финале,
Как автор, критик, главный режиссёр,
Как зритель, что ликует в зале.

3

От автора
В

артистической среде принято считать, что актёр – это глина, а
режиссёр – скульптор. Но только хороший режиссёр способен
изваять из глины человеческой души не ночной горшок, а изящную
вазу.
Вы скажите: а как же талант актёра? Всё просто: талант актёра
определяется его умением быстро подстраиваться под требования
режиссёра. Артист должен быть синтетическим, потому что, какой
бы он ни был прекрасный, – он лишь часть замысла, только
режиссёр владеет всем замыслом создаваемого сценического
произведения. И в этом их принципиальная разница.
Но по мне более верное иное сравнение: актёр – это краски. И
чем шире его палитра, которую он может предоставить в качестве
возможных вариантов исполнения роли, тем у режиссёра больше
выбор, как писать ту или иную картину.
К.С. Станиславский сравнивал режиссёра с повивальной бабкой,
с акушером, помогающим рождению нового живого существа –
роли, образа. Актёр, свободно и органически творящий в
содружестве с режиссёром, – главная, неотъемлемая ценность
театра. Он – проводник режиссёрского замысла, опора, сотворец
режиссёра в спектакле. И потому именно вокруг него
сконцентрированы усилия всех остальных участников будущего
спектакля.
Французский литератор Клод Адриан Гельвеций говорил:
«Задача искусства – волновать сердца». А театральное искусство
особенное. Материал творчества актёра – он сам, его душа, его
тело. У скульптора – камень и резец. У живописца – холст и краски.
Актёр же творит «из себя», сам является и творцом, и материалом
собственного творчества, которое всегда (из вечера в вечер, на
спектаклях и на репетициях, в общении с режиссёром, с коллегами)
публично, лишено уединения, отрешенности от суеты, шума,
внешних раздражителей, – того уединения, без которого и сам
творческий акт, кажется, невозможен. Актёрство – это потребность
в обнажении своего внутреннего мира, возможность прожить за
одну – много жизней, почувствовать, что чувствуют другие люди.
4

Сегодня никто с твёрдой уверенностью не скажет, сколько
актёров прошло через арзамасскую сцену. Но никак не меньше
двух сотен. Одни уходили через сезон-второй, другие
задерживались на несколько лет, третьи служат десятилетиями. А
кто-то вообще ушёл из профессии – так сложились житейские
обстоятельства или просто перегорел. Зритель, конечно же, заметит
«пропажу» хорошего артиста, пожалеет о том – этим сердце и
успокоится. Потому что у него нет никаких оснований корить
актёра за такое непостоянство. Разве что скажет: «Рыба ищет, где
глубже, а человек – где лучше».
Но ещё великий русский драматург Н.А. Островский заметил:
«...Артисты народ необеспеченный, по-европейски сказать –
пролетарии, а по-нашему, по-русски – птицы небесные: где
посыпано крупки, там и клюют, а где нет, там голодают».
Конечно, с тех пор много что изменилось в жизни актёров, а вот
тяга к перемене городов, театров осталась неизменной. Казалось, у
актёра всё складывается хорошо, он постоянно занят в спектаклях,
не обделён главными ролями, зритель ему рукоплещет, критики и
пресса расхваливают в унисон – ан, нет, видимо, что-то такое
движет актёром, и он снимается уже с насиженного места и рвётся
куда-то…
Почему? Кто-то неудовлетворён репертуаром, кто-то считает,
что надо двигаться вперёд в профессиональном мастерстве, кто-то
– в поиске своего режиссёра. Не секрет, не всякий актёр
выдерживает диктат режиссера, вступает в спор, доказывая свое
видение роли, и не каждый режиссёр пойдёт ему навстречу.
Но как бы там ни было, каждый артист, что входил на
арзамасскую сцену оставил свой неизгладимый след в истории
театра. Пусть даже одной ролью. И потом уже в