История музыки для всех [Ярослав Маркин] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]
  [Оглавление]

Ярослав Маркин История музыки для всех

Доброго времени суток! Я очень рад, что вы решили поддержать меня прочтением этого путеводителя, т. к. моя цель, просвещение людей в музыкальную культуру, становится все ближе к достижению благодаря каждой вашей проведенной минутой за чтением. Данный путеводитель предназначен для ознакомления с историей музыки, однако если вы захотите изучить ее подробнее, то можете опираться на этот материал. Приятного чтения!

Введение

Музыка всегда являлась неотъемлемой частью в жизни человека, почти ни одно мероприятие не обходится без звукового сопровождения, театры изобилуют красивой и атмосферной музыкой, заставляющей сопереживать, усиливающей эмоции и впечатления от просмотра выступления, во время значимых праздников играет соответствующая музыка, позволяющая подчеркнуть важность событий и сильнее зацепить душу человека, навивая приятные эмоции, ни одна вечеринка не обойдется без музыки, способной задвигать толпу и расслабить атмосферу, даже в повседневности сложно представить свой день без мысли о музыке и нюансах любимой композиции так назойливо застрявшей в голове, помогает сконцентрироваться, хорошо влияет на настроение, улучшает работу мозга, дает новые идеи, вдохновляет на свершения, ритмичность также очень хорошо способствует выполнению трудоемких задач, помогая настроиться на темп работы, ее тяжесть и нужную для комфортного выполнения скорость, музыка также используется для исцеления психосоматики и различных важных обрядов, помогая расслабиться или войти в транс, однако даже при всем вышеперечисленном, что является лишь верхушкой айсберга, мало кто хочет изучать историю музыки, как она из обычных постукиваний перерастая в пение с аккомпанированием медленно превращалась в великие композиции, заложившие дальнейшее развитие идеи выражения себя через музыку и звука, как вида искусства. Поэтому я решил создать этот проект с целью просвещения людей в мир мелодий и звуков, ведь зная что-то, начинаешь по-другому относиться к этому, появляется много приятных чувств и нудная классика уже звучит не так, как раньше.

Глава I Появление музыки и ее культуры

Возникновение музыки
Около 2 млн. лет назад в Африке появились первые люди, даже в то время, когда технологии не были достаточно развитыми, а интеллект человека не достигал уровня хорошей осмысленности окружающего, была музыка, хоть и очень примитивная. Люди пытались общаться друг с другом с помощью звуков, передавая тоном свои намерения и желания, предупреждая о угрозах или созывая соплеменников. Стуки тоже являлись видом примитивной музыки, люди, добывая ресурсы, проводя обряды, объявляя опасность нередко прибегали к использованию ритмичных стуков, которые по темпу соответствовали ситуации. Они пытались выражать свои эмоции и чувства звуками, имитировать окружающих животных для лучшего понимания мысли, что в итоге привело к попыткам 160 тыс. лет назад создать из звуков нечто большее — музыку. Она позволяла частично выражать себя, занимать свободное время чем-то кроме костра и охоты, развлекать соплеменников. История музыки начинается примерно в период кайнозойской эры, когда человек становится достаточно разумным и начинает создавать ранее немыслимое, искусство в том числе, 35–40 тыс. лет назад появилась первая флейта, духовой инструмент, созданный из кости животного.

Музыка древнего мира
Переход с доисторической эры закончился созданием письменной музыки, что положило начало развитию музыки, как виду искусства и началу новой эры музыки, а именно “музыке древнего мира”. Старейшая композиция, зафиксированная письменно, была обнаружена при раскопках Ниппура, датируясь примерно 2 тыс. лет до нашей эры. Это была табличка, которую впоследствии расшифровал А.Д.Килмер. Выяснилось, что она была сочинена терциями и использовала пифагоров строй, это музыкальный строй, теория которого связана с пифагорийской школой гармоники. В этот период было изобретено множество инструментов, таких как трубы, волынки и бубны с колоколами, появилась первая музыкальная теория, описываемая в рисунках и записях на стенах, подробно рассказывающая о техниках игры и особенностях музыки того времени, в одной из четырех индийских вед подробно рассказывалось про музыку, она также возносилась над прочими видами искусства и формировала истоки музыкальной культуры, в древней Персии на то время была очень богатая история и культура музыки, что подтверждается в Сасанидском периоде времени, сохранились также имена музыкальных деятелей, Нагиса, Рамтин и Барбад Мевези внесли большой вклад в развитие музыки и ее культуры. В Египте же на стенах пирамид, древних папирусах и в сборниках “Тексты пирамид” и “Книга мертвых” были найдены записи религиозных гимнов, “страстей” и “мистерний”. Самым популярным сюжетом считались “страсти” Осириса, который ежегодно умирал и воскресал. Музыка, играющая при церемониях, часто сопровождалась сценами и сюжетами. Однако самая богатая и развитая культура музыки на древний период присваивается древней Греции, там это являлось не просто способом разнообразить жизнь, но и полноценным образованием и культурой воспитания. Также я бы хотел обратить внимание, что уже в этот период появился классик хоровой лирики — Пиндар, запомнившийся всем своими причудливыми композициями и ритмическими рисунками и развивший техники сочинения музыки. Отдельно стоит рассказать и о том, как Пифагор повлиял на музыку. Еще с древних времен, как мы выяснили, музыка использовалась в ритуалах и мистерниях, но до Пифагора никто не задумывался, почему одни созвучия приятны уху, а другие вызывают желание убежать подальше. Так Пифагор решил провести математическое исследование, заметив, что, ударяя разными молотками по разным струнам с разной силой, получается разный звук. После долгих вычислений и конструирования монохорда, струнного инструмента, являющимся первым прототипом арфы, Пифагор пришел к выводу, что пропорция имеет прямое отношение к звучанию, качество которого выражается числом. Так был создан пифагоров строй, сильно повлиявший на музыку.

Глава II Рассвет культуры музыки и Старинная музыка

Средневековый период
Сам термин старинной музыки означает период с начала падения римской империи до эпохи барокко середины XVII века. Начнем с рассмотрения эпохи средневековья, где музыка уже являлась чем-то вроде части повседневности и хорошим дополнением к праздникам. В этот период впервые за существование музыки сложилась феодальная культура музыкального искусства, где сочетались профессиональное искусство, любительское музицирование и фольклор, церковь, господствующая во все времена над восприятием людей также не обошлась без музыки, где отныне это стало полноценной профессией, как и светские исполнения в знатных кругах и среди уважаемых людей. Со временем развиваются такие направления, как трубадуры и туверы, миннезингеры и городские ремесленники, а в феодальных замках и городах все имеющиеся жанры музыки перемешивались, составляя очень хорошее разнообразие композиций. Появляется невероятное множество разнообразных инструментов, духовые, струнные, ударные, люди начинают объединяться в музыкальные коллективы, которые становятся частью выступлений сказителей и странствующих артистов. Важным событием являлся переход от невм, позволяющих приблизительно показать высоту и длительность звука к линейным нотациям, созданным Гвидо д’Ареццо, являющимися на то время новаторством и позволяющим точно фиксировать композиции для дальнейшего более похожего исполнения, чем при невмах. В западной Европе с VI–VII века складывается система одноголосой церковной музыки, которая подразумевает объединение речитации и пения на основе диатонических ладов. В первом тысячелетии зарождается многоголосие, позже вытесняющее одноголосие, а во Франции открывается первая в мире музыкальная школа при соборе парижской богоматери благодаря Леонину и Перотину. На рубеже Возрождения музыка перестает иметь только практический смысл, освобождаясь от устоявшегося церковного строя, приобретают силу другие разнообразные жанры, но теперь не только в узких кругах благодаря Гильому Дэ Машо, известному композитору средневековья, который самостоятельно сохранял свои произведения. В восточной Европе и Азии развиваются свои жанры и направления музыки с самостоятельными системами ладов, а на Руси, в Византии и Болгарии расцветает культовое знаменное пение, основанное на системе диатонических гласов, ограничивающееся только вокальными жанрами и использующее вместо нот крюки для записи. В то же время на дальнем востоке формируется особенная феодальная музыкальная культура, включающая в себя светский профессионализм, приобретающий виртуозный характер, монодические формы композиций, достигающие порой невероятной изощренности мелодии и ритмики, создание устойчивых национальных и межнациональных систем музыкального мышления и восприятия культуры музыки.

Эпоха Ренессанса
Эпоха Ренессанса начинается в период Возрождения между 1400–1600 годами, в это время развивается стиль направления polychoral, который дал Европе обилие звучных мелодий. В Риме появилась группа композиторов, больше нацеленная на церковную музыку и охватывающая поздний Ренессанс и начало Барокко. Наиболее популярным Римским композиторам композитором был Джованни Пьерлуиджи Да Палестрино, крепко ассоциировавшийся с гладким, четким и совершенным полифонизмом. Не очень долгий, зато заметный и стремительный был период расцвета мадригал в Англии и композиторы, ставшие его основоположниками. Musica reservata стиль был распространен в Германии и Италии, состоявший в основном из утончения и выразительности эмоций в вокале, зацепивший многих своим звучанием и открытостью, также примерно во время расцвета мадригал и musica reservata у композиторов появилось деление между Prima практикой и Seconda практикой, что при совмещении является комбинацией новых стилей (Seconda) и полифонического ренессанса (Prima). Эта эпоха хоть и не такая длительная и насыщенная, как последующие и предыдущие, но немаловажная для мира музыки, ведь в этот период времени появляется довольно много небольших инноваций, способствующих дальнейшему развитию музыки и совершенствованию уже существовавшей, что сильно отразится на культуре музыки в целом дальше.

Глава III Новая эра музыки, как вида искусства

Эпоха Барокко
Эпоха Барокко является, как я думаю, концентрацией всей культуры музыки и ее направлений, а также знаний, практик и жанров до этого, ведь длится она всего лишь 150 лет, но количество важных событий для мира музыки прямо заявляет, что эта эпоха позволила по настоящему раскрыться музыке, как виду искусства и части культуры человека. Началась данная эпоха еще в конце периода Возрождения и во многом способствовала развитию классицизма, условной точкой перехода можно считать создание Клаудио Монтеверди его речитативного стиля и развитие итальянской оперы, а начало оперных спектаклей в Риме и Венеции является прямым доказательством принятия и распространения новинок. Во время Барокко множество понятий и приемов получили сильное музыкальное развитие, вплоть до появления новых жанров и оперы, были созданы такие великие произведения, как фуги Себастьяна Баха, хор “Аллилуя” Георга Фридриха, цикл “Времена года” Антонио Вивальди и “Вечеря” Клаудио Монтеверди. К слову, множество порожденного в эпоху Барокко используется и в наше время, что также является доказательством величия этого периода. Появившийся фигурный бас указывает на сильное изменение музыкального мышления, ведь вследствие полифония и гармония начали быть неотъемлемой частью друг друга, создавая при сочинении с их использованием сочетающиеся секвенции и идейные диссонансы. Италия становится центром нового стиля, а папство, пользуясь моментом и влиянием, искало пути распространения католической веры через культуру музыки. Значительная сила позиций в раннем барокко была на стороне католицизма, и одна из важных фигур начала периода, а именно Джованни Габриэли, также был сторонником идеи распространения музыки через веру и наоборот. Его работы принадлежат высокому стилю эпохи возрождения, а вклад в музыку, например назначение инструментам специфической задачи в исполнении, довольно сильно повлияет на стили и идеи композиций. Однако церковь не принимала простую музыку с пропагандой, у них был ряд требований, основным из которых был разборчивый текст, что отстраняло полифонию на второй план и положило начало развитию такого стиля, как гомофония, где слова были основой, а вокал являлся неимоверно сложным и ветвистым. Стоит упомянуть про одного из известнейших композиторов этого времени, Монтеверди, являющимся примером для многих поколений композиторов. Его произведения считались и считаются показательными в истории композиторства, так опера “Орфей” завоевала множество сердец, показывала мастерство музыкантов, благодаря разнообразию техник и приемов, а также вдохновляла на совершенствование музыки, что привело к созданию нового направления обучения seconda pratica. Монтеверди также в своих мотетах продолжал идеи Луки Маренцию и Жьяша де Верта, что также способствовало развитию новых техник и идей композиторства даже в этап позднего барокко, а их активному распространению способствовал Генрих Щюц, используя новинки в своих произведениях на службе хормейстером в Дрездене. На этом моменте раннее барокко, описанное выше, перетекает в зрелое барокко, которое отличается началом распространения новых жанров и стилей, а также укрепившимся разделением музыкальных форм, но сильнее всего в опере. В музыкальной теории особенностью является фокусировка на гармонии и попытках создать стройную систему, что далее приводит к невероятному множеству теоретических трудов, образцовым примером таких работ считается “Ступени к Парнасу” Иоганна Йозефа Фукса, которое систематизировало накопленные знания и было очень востребованным почти до конца XIX века. Джованни Баттиста Люли был выдающимся представителем придворных композиторов. С самого начала он связал свою музыку с театром, что позже переросло в композиторство для балетов и даже выступления в них, на тот момент это было одно из лучших развлечений знати. Немаловажная личность этой эпохи и Арканджело Корелли, известный на всю Европу виолинист и композитор, внесший большой вклад в распространение музыки и создание новых методов написания произведений. С ним прямо связан Антонио Вивальди, как последователь и новатор идей Арканджело, что в итоге привело его к грандиозному успеху. В это время Англия была готова похвастаться своим гением в направлении композиторства, а именно Генри Перселлом, который за свою короткую жизнь сочинил большое множество разнообразных и качественных произведений, завоевал известность до смерти, а после оставил большое наследие миру музыки. Начиная с 1707 года эпоха барокко переходит на завершающий этап, где полифония и структуризация тональности были чуть ли не обязательными, а произведения выражали не только чувства человека, но и несли в себе более глубокий смысл, чем до этого времени. Далее я разберу самые ключевые моменты и расскажу о самых выдающихся личностях, ведь позднее барокко очень необъятный период. Антонио Вивальди итальянский композитор, завоевавший славу своими сочинениями, включающими трио-сонаты, скрипичные сонаты и концерты. В Амстердаме раньше всего были опубликованы его произведения, откуда стремительно распространились на всю Европу, что принесло музыке очень много мыслей и материала для роста, ведь трехчастная циклическая форма и использование ритурнелей были его особенностью, которая раскрылась далеко не сразу, что заставило людей задумываться над музыкой Антонио. Более 500 концертов было сочинено Вивальди, а для удобства большинство произведений разбивались на сборники и циклы, к примеру “Времена года”. Антонио Вивальди многих вдохновил своим примером, так как с помощью концертов и сочинений смог обеспечить себе независимость от обстоятельств, которые могли бы мешать творческой деятельности, а также дал множество новаторских идей для композиторов и исполнителей. Далее рассмотрим вклад и изменения при Иоганне Себастьяне Бахе. Немецкий композитор за всю жизнь сумел сочинить более 1000 качественных и интересных композиций, однако учитывая, что он никогда не находился в комфортных условиях, а именно постоянно менял работу, решал серьезные жизненные проблемы и банально уставал, мы можем полагать, что весь его потенциал так и не был раскрыт, хоть и значительная его часть проявила себя должным образом, люди восхищались его произведениями, а узнавая о тяготах быта поражались его страсти к музыке, что мотивировало людей делать то, что бы им хотелось, вопреки всему и делать это хорошо, а главное для себя, но ближе к концу его карьеры стиль музыки Баха был признан старомодным, так как появлявшийся и расцветавший классицизм, сочетавший в себе лучшее эпохи барокко, попросту вытеснял любой другой стиль и жанр. Но через 70 лет от его смерти музыка Баха вновь выстрелила в души слушателей и исполнителей, что привело к резкому росту популярности и анализа произведений Иоганна, даже по сегодняшний день нету человека, незнакомого с творчеством этого великого композитора. Иоганн Себастьян Бах считается лучшим, по мнению людей, композитором за последнее тысячелетие.

Классицизм, романтизм и модернизм. Развитие новой музыкальной культуры XVII–XX веков
С 1750 по 1983 года привычная культура музыки начала постепенно укрепляться в обществе и менее активно развиваться, упор больше шел на развитие идейной составляющей произведений и совершенствование имеющихся техник исполнения и сочинения композиций. Такая ситуация возникла вследствие активной деятельности музыкантов в период возрождения и барокко, что приносит в души людей множество приятных чувств и в то же время немного разочаровывает тем, что музыке уже почти некуда расти, хотя в модернизме это мнение будет абсолютно забыто в силу технологий и появления новых идей для существующих и зарождающихся жанров, откроются новые просторы для музыки и композиторов, слушатели будут шокированы разнообразием сочинений, а непричастные к музыке будут вынуждены погрузиться в этот мир из-за непонимания музыкальных изменений. Период классицизма запомнился многим благодаря Моцарту, Бетховену и Гайдену, их произведения сильно отличались композиционно и идейно от предыдущих, несли в себе не только приятное звучание, но и создавали некоторый сюжет. Разумеется, это было и ранее, но в произведениях данных композиторов такая идея разнообразия была выражена сильнее всего. Именно в этот период оркестры сильно расширились, что позволяло более точно выражать идею и личность в композициях, а также струнный квартет, имеющий невероятную гармонию между инструментами, а также возможности исполнения произведений. До 1820 года никаких сильно значимых событий, кроме перечисленных выше, не происходило, однако далее наступает период романтизма со своими новинками и прорывами. Это идейное и художественное направление, получившее большую популярность в Европе и Америке. Этот стиль и направление был очень значим до начала XX века, а связано это с тем, что основой композиций в этот период были противопоставления повседневности и мечты, все сводилось к идеальному миру и творческому мышлению. В мире его воспринимали первое время, как противника классицизма, однако позже люди поняли, что романтизм это идеальное продолжение достижений прошлого, совмещенных с народным творчеством и фантазиями, но большинство принципов диктовалось такими композиторами, как Р.Вагнер, Б.Сметана, И.Брамс и другими. Несмотря на то, что данное направление было популярно на западе, в России чуть ли не каждый отдал ему дань в свое время различными творениями. С 1910 года культура музыки кардинально поменяла направление, ведь в силу технологий множество композиторов пренебрегало большинством устоев и правил прошлого, создавая новые методы сочинения и исполнения, а в истории музыки наступил период модернизма. Арнольд Шёнберг внес большой вклад в дальнейшее развитие музыки, он и его группа музыкантов подумали, что тональная музыка несколько устарела и можно попробовать что-то новое, вроде атональной 12 тоновой системы, которая малость не звучала почти нигде, однако большинство оценило данный ход, что привело к множеству “музыкальных реформ”, началом им стал экспрессионизм, сформировавшийся в первом десятилетии XX века. В большинстве своем композиторы этого направления следовали школе Шёнберга, атональность позволяла выражать больше чувств и состояний в мелодиях, а дальнейшие наработки способствовали только улучшению методов применения 12 тоновой системы. Многие произведения также отличались и лаконизмом, как основной составляющей структуры и идеи, что не позволяло выразить что-то конкретное или понятное с первого прослушивания, что и создало некий антураж у данного направления, для примера можно взять цикл Веберна “5 пьес для оркестра”, где отдельная часть редко превышала по длительности минуту. Произведения, основывающиеся на додекафонии, стали некоторым продолжением и развитием музыки барокко и эпохи возрождения. Далее в 1922 Шёнберг изобрел четкую систему для 12 тоновой системы, где анархия атональной музыки должна была быть упорядочена. После всем запомнившегося экспрессионизма начал зарождаться конструктивизм, положивший начало неоклассицизму, ставшим попыткой возрождения уже всем полюбившейся музыки барокко и классицизма. Это направление напрочь отрицает эмоциональную идейность в музыке, все особенности экспрессионизма гиперболизированы, а ритм сломан настолько, что создает отдельную музыку, если подставить определенные ноты на весь рисунок, конструктивизм имеет приоритет к строительству мелодии, а не написанию музыкальной картины, чаще всего в такого рода композициях прослеживается джазовое звучание, а полемика вокруг композиций конструктивизма продолжается и по сей день, как и популярность данного направления. Неоклассицизм стал чем-то вроде эпидемии в до, во время и после войны, он четко ассоциировался с эстетикой и порядком, чего довольно длительное время не было в жизни людей. Музыка данного направления цепляла вдохновение из музыки времен XIX века, а многие композиторы решили, что это хорошее время для создания чего-то нового и одновременно всем знакомого.

Музыка современности

В заключение хотел бы рассказать о музыке настоящего времени, она настолько разнообразна и интересна, что пройти мимо нее было бы чем-то около преступления, поэтому вкратце расскажу про самые известные, любимые и надоедливые жанры. Рэп это жанр музыки, зародившийся довольно давно, в 1970 годах в Америке, включающий в себя рифмование основных мыслей и музыку, передающую чувства или настраивающую на определенный лад. Многие его недооценивают из-за простоты звучания и откровенных текстов, но если понять, что хотел донести автор, этот жанр резко меняет вектор интересности и такая музыка начинает постепенно привлекать слушателей. Спиричуэлс, кантри и блюз появились в привычном сейчас виде только к началу XXI века. Эти мелодии хорошо передают настроение, атмосферу и чувства композиторов, а также исполнителей, ведь не имеют конкретных рамок игры, а лишь идею, которая должна передавать замысел и атмосферу сюжета мелодии. Поп и кей поп музыка, как термины и жанр, вошли в обиход еще в 70х годах, основная масса композиций приходится на Америку и Азию, но также нередко встречается и в близлежащих регионах, однако популярность этого жанра охватила весь мир, ведь это не только музыка, а еще и искусство постановки, что требует невероятной работы над собой и композицией, созданием нужной атмосферы и читаемой картины для точной передачи замысла авторов. Рок не является точным жанром, ведь имеет слишком расплывчатую грань между самобытностью и чем-то знакомым, что привело к созданию терминов поджанров этого направления, к слову, эта музыка появилась в 40е годы в Америке, когда началась 2 мировая война, что немного объясняет агрессивность некоторых поджанров, однако рок это не про злость и угнетение, а про ярчайшее выражение своих ярчайших чувств, пожалуй нет жанра, который смог бы лучше передать весь спектр вышеперечисленного. Ну и под конец немного о жанрах электронной музыки, вроде дабстепа, фонка и андерграунда. Это направление не может похвастаться идейной насыщенностью среди множества композиций, однако позволяет своеобразно и самобытно выразить себя, порадовать слушателей яркими изменениями или наоборот мелодии, однако помимо вышеперечисленного почти идеально, если просто найти подходящий вариант, дополняет любое событие и создает нужную атмосферу простыми звучаниями, нельзя назвать этот жанр очень интересным, но и обойти стороной также не получится из-за того, что это часть развития новой музыки.

Заключение

Хочу поблагодарить вас за прочтение этого путеводителя до конца, ваша поддержка неоценима для меня, потому что цель, ради которой писалась эта книга, становится все ближе к исполнению, а главное, теперь вы можете весело хвастаться своим друзьям и знакомым, что знаете историю музыки и понимаете ее культуру!

Также выражаю огромную благодарность тем, кто помогал в реализации и поддерживал меня на пути написания, без этих людей данный путеводитель получился бы намного хуже или вовсе остался лишь в моих планах.

Спасибо за внимание, надеюсь вам понравилось содержание этой книги, на этом я с вами прощаюсь и желаю всего наилучшего. Помните, ни одна преграда не способна остановить ваше движение по пути к вашей цели!


Оглавление

  • Введение
  • Глава I Появление музыки и ее культуры
  • Глава II Рассвет культуры музыки и Старинная музыка
  • Глава III Новая эра музыки, как вида искусства
  • Музыка современности
  • Заключение