Игрушечка 1882 №49 [журнал «Игрушечка»] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Годъ

Т Р Е Т ІЙ .

Д Е К А Б Р Ь 19 1882


4 9

И ГРУ Ш Е Ч К А
ЖУРНА ЛЪдля д ѣ т е й

Цѣна на годъ съ дост. . . .
безъ дост. . .
Н а подгода...................
Н а три мѣсяца.............
Редакція: Малая Подъяческая,

6
5
3
2

р. —
» —
» 50
» —
д. 4, кв.

СОДЕРЖАНІЕ: I. Среди природы и людей. С. Лав­
рентьевой .—И. Наполеопъ. (Стих.) А. П уш ки н а.—
III. Подъ Краснымъ.
IV. Объявленія.

СРЕДИ П РИРОДЫ И ЛЮДЕЙ,
Въ Москвѣ.
( продолженіе ),

VII.
У, А ТЕПЕРЬ изъ древней Руси махнемъ въ но­
Н
вую,—прямо на выставку — и посмотримъ, далеко
ли шагнули; въ прокъ ли намъ пошло ученіе.
Вотъ Ходынское поле, на немъ зданіе выставки, съ гал­
лереями, прерываемыми высокими фронтонами входовъ, какъ

1444

ИГРУШЕЧКА

огромное кольцо, со скверомъ внутри. Войдемте въ художе­
ственный отдѣлъ.
Въ исторіи русской живописи мы видимъ, что до Петра
Великаго она являлась только живописью церковною, т. е., въ
иконахъ или образахъ, въ строгомъ византійскомъ стилѣ, ма­
лѣйшее отступленіе отъ котораго считалось ересыо. Когда
мы познакомились съ Европой и ея искусствами, тогда у
насъ вмѣсто богомазовъ *) стали являться настоящіе ху­
дожники. Великая Е к а т е р и н а основываетъ въ Петер­
бургѣ а к а д е м і ю х у д о ж е с т в ъ и, мало по малу, у насъ
создается своя школа, отразившая духъ русскаго.
Въ картинахъ нашихъ художниковъ дышетъ правда и
неподдѣльное ч у в с т в о . Знаменитый И в а н о в ъ влилъ всю
душу въ своіц картину „Явленіе Христа народу". Сердцемъ
написалъ онъ вдохновеннаго Іоанна.— „Се агнецъ Божій",—го­
воритъ Іоаннъ, указывая народу на грядущаго Христа, и
передъ вами—истинно агнецъ Божій, — величавый, спокой­
ный, вземлющій на себя грѣхи міра, твердо идущій къ тер­
новому вѣнцу и Голгоѳѣ. А вотъ картина Ге „Тайная ве­
черя", Спаситель дѣлитъ послѣднюю трапезу съ учени­
ками. Сколько величія, сколько скорби, сколько любви во
взорѣ Спасителя!
Развѣ не страдалъ сердцемъ В е р е щ а г и н ъ , передавая
на своихъ картинахъ невзгоды нашихъ русскихъ солдатъ,
отстаивавшихъ братьевъ-славянъ, во время послѣдней войны
съ турками1? Развѣ безъ боли сердечной писали: Р ѣ п и н ъ
своихъ „Бурлаковъ", что тянутъ лямкой тяжелую барку,
подбодряя себя унылымъ припѣвомъ: „ой, ухнемъ!" —
и П е р о в ъ : эти „Деревенскія похороны"'?... Столько же
правды и жизни въ портретахъ К р а м с к а г о и въ пейза­
жахъ Ш и ш к и н а , съ тѣнистой сѣныо родныхъ лѣсовъ,
отъ которыхъ вѣетъ душистая свѣжесть и слышится за­
унывное ку-ку.
*) Ж ивописцы писавш іе иконы.

СРЕДИ ПРИРОДЫ и

лю дей

1445

Кромѣ академіи художествъ, у насъ, мало по малу, воз­
никли рисовальныя школы, а въ школахъ появились и хо­
рошія пособія. Отдѣлъ, выставившій работы школъ и эти
пособія—чрезвычайно интересенъ и богатъ.
Отъ художественныхъ произведеній перейдемъ къ худо­
жественнымъ же издѣліямъ изъ серебра и золота, мастеровъ
по дѣлу: О в ч и н н и к о в а , Х л ѣ б н и к о в а и С а з и к о в а .
Ну, можно ли сравнить тяжелую, грубую работу старинныхъ
чарокъ, стопъ и блюдъ съ этой тонкой, артистической вы­
дѣлкой?
Идемъ дальше. Сколько вкуса красоты, изящества! Вотъ
цѣлые павильоны драпированные занавѣсами, фестонами и
буфами изъ различныхъ ситцевъ. Х л о п ч а т о - б у м а ж н о е
производство у насъ процвѣтаетъ. Однѣхъ бумагопрядиленъ
въ Россіи болѣе пятидесяти, а бумаготкацкихъ фабрикъ бо­
лѣе четырехсотъ. Даже въ крестьянскомъ обиходѣ издѣліе
изъ хлопка все болѣе и болѣе вытѣсняетъ издѣліе изо льна.
Хлопка привозится къ намъ ежегодно до семи тысячъ пу­
довъ, изъ которыхъ только небольшая часть нашего соб­
ственнаго: бухарскаго и кавказскаго; остальное же идетъ изъ
Америки.
Наши издѣлія изъ ш е р с т и , особенно сукна, не усту­
паютъ англійскимъ; шерсть исключительно наша, не при­
возная изъ за-границы. Шерстяныхъ фабрикъ у насъ бо­
лѣе восьмисотъ. Нельзя не подивиться и ш е л к о в о м у про­
изводству, до полутораста фабрикъ изготовляютъ бархаты,
парчи, глазеты, приводящіе въ восторгъ нѣжностью обра­
ботки и изяществомъ рисунковъ.
Наше к о ж е в е н н о е производство цѣнится высоко.Для
этого съ кожи снимается волосъ, потомъ, посредствомъ дуб­
ленія *), шкуры размягчаются. Дубленый товаръ носитъ,
смотря по дальнѣйшимъ выдѣлкамъ, разныя названія: есть
кожа подошвенная, сапожная, сафьянъ и лакированный то*) Особенный способъ приготовленія кож и изъ ш куръ ж ивотнаго.

1446

ИГРУШЕЧКА

варъ. При особенной обработкѣ кожъ оленей, лосей, дикихъ
козъ—получается замша, которая отличается мягкостью и
прочностью. Мягкій сапожный товаръ приготовляется изъ
шкуръ молодыхъ коровъ и телятъ и раздѣляется на юфть,
выростокъ, опойку. При окрашиваніи въ нѣжные цвѣта,
идутъ больше телячьи шкуры. Лучшія телячьи шкуры до­
ставляются на рынки Европы изъ азіатской Россіи, изъ
земли тунгусовъ и якутъ.
Одно изъ главнѣйшихъ богатствъ Россіи—