Неклассовой характер сионизма [Д. С. Пасманик] (pdf) читать онлайн

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

\

.
V '
\

*

V

Ь''
Пасипнииъ.

Д .

1 t

НЕКЛАССОВОЙ

-.

..

•ш

ШШі

даШ ЙШЩй

-

• •

,

.'

"

.

•.

• ...

'

:

: -

СІОНИЗМА,

-•"Г;-"*--.'! .•'
: y.-;. -'

i'.'VЖ
-"*-4-' »li..
Ш
Ж. .

Ж;
„-'Л 1
і . 'гj •
УІ



ХАРАКТЕРЪ

•у-.-

--v.

'

^

......V,:..

. ..

; :

.

'

• .

•.. пл-;::-. с

: "

,

- :

'

- . - . • v . ; .

"



.

'



- . - v . - .

'•

-• •• -

:

. . .

•v

-Жнг;.

ЩёШ
й'5СѴ; = •!


%

Ж І І

м ' ж ®
»>*tVî
.
i ;

Ш?

Продолжается подписка на 1 9 0 5
г-.:.-

газету

- —

1

„ В о с х о д ъ "
„книжки

^

г; : _на:

да—»

и ежемѣсячный
В о с х о д а " .

журналъ

П о д п и с н а я ц ѣ н а н а о б а и з д а н і я 1 0 р. З а . г о д ъ н а г а з е т у б е з ъ книжек-.
7 р у б л е й . При к н и ж к а х ъ В с е о б щ а я И с т о р і я Е в р е е в ъ С. N1. Дубнова.
С.-Петсрбургь, Лиговская, 3 6 .

ежедневную газету и ежемѣсячный
„ Г А З М А Н Ѵ .

журналъ

П о д п и с н а я ц ѣ н а н а е ж е д н е в н у ю г а з е т у 7 р. в ъ г о д ъ 3 р, 5 0 к . в ъ
6 0 к . в ъ м ѣ с я ц ъ , н а о б а и з д а н і я И р. в ъ г о д ъ 5 р. 5 0 к . в ъ
75 к. в ъ м ѣ с я ц ъ .
Подписчики на оба изданія
евреевъ Греца безплатно.

получаютъ втеченіе д в у х ъ л ѣ т ъ

ежедневную газету

полгода
полгода

восьмитомное изданіе исторіи
Вильна, „ГаЗМЭНЪ".

„ Г А Ц О Ф Е " .

П о д п и с ч и к и Гацофе м о г у т ъ п о л у ч а т ь з а 2 . р , ( в м ѣ с т о . 6 р ; )
д - р о м ъ I. Клаузнеромъ и X. Н. Бяликомъ

редактируемый

ежемесячный журналъ > , Г а Ш И Л О а х ъ " .
Р и н н Ѵ Г Л ° ? ™ ' '
з а 2 р. ш е с т и т о м н ы й с л о в а р ь э н ц и к л о п . с л о в а р ь е в р . я з . С.
и б е з п л а т н о ( т о л ь к о з а п о ч т . р а с х . 5 0 к.). П о л н о е с о б р . с т и х . X. Н. Бялика.

П о д п и с н а я ц ѣ н а н а Гацофе н а г о д ъ
м ѣ с я ц а 1 руб. 50 коп.

6 руб.- н а

полгода 3 руб. н а три

Варшава, Почтовый ящинъ, 6 3 .

ежедневную газету „ Д Э Р Ъ

Ф Р А Й Н Д Ъ «

и ежемесячный журналъ

„ Д О С Ъ

Л Е Б Е Н Ъ

П о д п и с н а я ц ѣ н а н а г а з е т у 7 руб. в ъ г о д ъ , 3 руб. 5 0 коп.
6 0 к о п . в ъ м ѣ с я ц ъ , с ъ ж у р н а л о м ъ 10 р у б . в ъ г о д ъ 5 р у б .
С-Петербургь,

Вознесѳнсній

ежедневную газету „ Г А Ц Е Ф И Р
Подписная

цѣна

на

г о д ъ 8 руб.

на %

года 4 руб.

П о д п и с ч и к и „Гацйфира"
1) И с т о р і ю Е в р е е в ъ Г р е ц а .

въ
въ
пр.,

полгода
полгода.
53.

А".

н а */« г о д а

2

рубля.

получатъ:
" .

1ПП

-

10ПЛг

Полный переводъ этого сочиненія подписчики получатъ соверш. безплатно в ъ т е ч е т е 1905 и 1906 г.

2 ) П о л н о е с о б р а н і е с о ч и н е н і й П. С м о л е н с к а г о ( в ъ 17 т о м а х ъ ) з а г. р.
3 ) П о л н о е с о б р а н і е с т и х о т в о р е н и й JI. О . Г о р д о н а з а 1 р. 6 0 к о п .
Варшава, Марьяноная, 2 .

/
/I

sT:

•Неклассовый характеръ сіонизма.
Сіопизмъ обладаетъ всѣми признаками обществсппаго движепія: онъ
проникъ в ъ различные слон еврейскаго паселонія, онъ вліястъ па поступки
его послѣдователей и па ихъ отпошепіо к ъ другимъ обществеппымъ д в п женіямъ, опъ создалъ свою собствепную органпзацію и свои учреждепія,
одпимъ словомъ, сіошізмъ иалагаетъ свою печать на в с ѣ мпогосложпыя
явленія в ъ жизпи нашего парода в ъ настоящему выдвигая впередъ опредѣленпый идеалъ будущаго.
Но все это еще пе доказывает!, жизнеспособности сіопизма. Мы п а блюдаемъ у многпхъ народовъ возпикповепіе разлпчпыхъ обществеппыхъ
движепій, которыя, падѣлавъ нѣкоторое время большой шумъ, начипаютъ
слабѣть, а черезъ пѣкоторое время псчезаютъ окончательно. Вываютъ жизпеспособныя и мертворождеппыя обществеппыя двпженія.
Къ какой грунпѣ движепій принадлежите сіопизмъ?
Хотя соціалышя пауки еще пе достигли той ступени развитія, когда
будущее каждаго явлепія можетъ быть предвидѣно, однако, мы н а основапіи псторпческаго опыта уже зпаемъ пѣкоторые признаки, характеризующее жпзнеспособпыя обществеппыя двпжепія.
Первый и важпѣйшій прпзнакъ—прпсутствіе болѣе пли мснѣе сильпой
общественной группы, глубоко заинтересованной в ъ достижепіпцѣли, которую ссбѣ поставило данпое общественпое движепіе. Опо гѣмъ сильпѣе,
чѣмъ интересъ группы глубже и интспсивпѣе.
Общество, какъ ппдивпдуумъ, имѣетъ разлпчпьтя потребности, которыя
- п п п а к о имѣютъ различную важпость: имѣются потребности первой, второй,
• ѵгьей и т . д. необходимости. В ъ общемъ можно классифицировать эти
гробпостп в ъ три группы: 1 ) потребности, абсолютно необходимый для
срапепія личпой или обществсппой индивидуальности, т . е. внѣ которыхъ
впь становится невозможной; 2 ) потребности комфорта—измѣияющіяся
времени и в ъ пространствѣ,—необходимый для правильпаго развитія
только в ъ настоящемъ, по и в ъ будущему 3 ) пакопецъ, потребности
зкошп, дающія возможность разпостороппѣйшаго развнтія ппдпвидуальзти пли общества.
Понятно, что общественпое движепіс, имѣющее в ъ виду удовлетворс{ потребностей первой необходимости, безъ которыхъ зкизпь невозможна,
зываетъ большую эпергію в ъ груішѣ, чѣмъ достиженіе потребностей росии или даже комфорта. В ъ этомъ случаѣ борьба идетъ па жизнь и па

смерть. Общественное движеніе въ пользу потребностей первой необходимости оканчивается плн полной побѣдой или полнымъ пораженіенъ: здѣсь
компромиссы невозможны, потому что эти потребности составляют!» минимум!», необходимый для жизни.
Характер!» борющейся общественной группы п характер!» потребностей,
удовлетворено которых!» является цѣлыо общественпаго движенія, — вотъ
два кардппальпыхъ симптома, опредѣляющихъ псходъ движенія.
Но этого недостаточно.
На ряду со статикой важна п дппампка, т. е. тендепдія двпжепія. Во
нервыхъ, относительно количества борющихся: жизнеспособное общественное
двпжепіе обязательно должно обладать свойством!» притягивать къ себѣ
все большее количество нослѣдователей, пезависнмо отъ внѣшппхъ обстоятельств!-, а благодаря объективному ходу вещей, т. е. независимо отъ
воли людей, а фатальпо, съ необходимостью вѣчпаго закона природы.
Сила извѣстныхъ совремеішыхъ общественпыхъ двпжепій у западно-европейскихъ народовъ основывается именно на этомъ фатальномъ нрогрессивномъ увелпчепіп количества последователей этпхъ двпжепій.
Ту же тендепцію фатальпаго развитія должепъ имѣть и пдеалъ общественпаго двпжепія: онъ должепъ въ себѣ содержать всѣ элементы развдтія в ъ будущемъ.
Вотъ почему погибли многочисленный общественный двпженія 1 5 - г о и
1 6 - г о столѣтія, песмотря на то, что ч громадный группы боролись за удовлетвореніе потребностей первой необходимости: пдеалъ этихъ группъ лежалъ въ проіиломъ, а пе въ будущемъ. Точно также современное движет е ремеслепнпковъ во всѣхъ странах!» осуждено па вѣрную неудачу, потому что оно пытается пдти иротпвъ реальных!» теченій общественпаго развптія.
Мы попытаемся разсмотрѣть сіопизмъ со всѣхъ точекъ зрѣпія, дабы
мы могли опредѣлнть жизнеспособность сіопизма. Недостаточно сказать: мы
хотпмъ н баста! Воля индивидуума, а еще болѣе воля цѣлой группы —
несомпѣппо реальная сила, но она недостаточна для того, чтобы гарантировать живучесть двпженія. Намъ надо знать, на чемъ покоится воля, к а кими средствами она о б л а д а е т е въ чемъ опа черпаетъ свою силу, и лишь
тогда мы можемъ опредѣлить степепь возможности реализаціп этой воли.
Прежде всего мы займемся характеристикой сіонизма, к а к ъ общественпаго движенія: кто, какая общественная группа заинтересовала въ реализадіи этого идеала?

Сіопнзмъ имѣетъ въ виду весь еврейскій пародъ. Евреи, к а к ъ таковые, являются носителями идеала сіонизма. Но это лишь предположеніе
чисто теоретического характера. Практика показывает!» намъ, что нокамѣстъ 2°/о еврейского парода заявили себя сіонистамп, и то лишь въ
теоріп. Когда пачпнаютъ анализировать составъ сіоппстовъ, открывают!»
довольпо значительное количество такпхъ, которых!» нельзя считать серьезными защитниками сіоппстской идеи. Борцы за идею лишь тогда могутъ
дать макспмумъ эпергіи, когда достпжепіе этой идеи является для пихт»
вопросомъ жизни, когда эта идея есть выраженіе ихъ жпзпениыхъ иптересовъ. Когда человѣкъ работаетъ пе для своего блага, а па благо другихъ, когда, однимъ словомъ, въ осповѣ его дѣятельпостп лежптъ пе здоровый эгонзмъ, а довольно мягкій гумаиитаризмъ, тогда малѣйшая неудача
сбиваетъ съ иутп. Мы пмѣемъ въ виду массу, а пе отдѣльныя личности,
и вѣдь общественный двпжепія сильны пе личностями, а массами. Говорить, что не только западпо-свропейскіе, по и многіе русскіе сіоппсты
желаютъ успѣхъ сіоиизма не для себя, а для другпхъ, для разных!» „упиж е н н ы х ъ " . Это все добрые, хорошіе люди, впдящіе въ сіонизмѣ своего
рода фплантроиію или своеобразную „ M i t z w a h " , но не борцы за свое
личное благо. Если мы отсчптаемъ всѣхъ подобпыхъ добродушных!» сіонпс т о в ъ , — н а д о ли ихъ отсчитывать, это другой воиросъ, о которомъ рѣчь будетъ
впереди,—сколько остапется пастоящихъ, пли, скажемъ яспо, эгопстическпхъ
сіонпстовъ, которые сдѣлалпсь таковыми пзъ-за собственных!» интересов!»? Во
всякомъ случаѣ, очень малое количество. Практика, слѣдовательно, памъ иоказываетъ, что сіопизмъ никопмъ образом!» не достпгъ еще степени всеохватыющаго пародпаго двпженія, а проникъ лишь в ъ очень маленькую часть
еврейскаго народа. Что собой представляетъ по своему спеціально-экономичеекому и интеллектуальному СОСТОЯІІІЮ эта небольшая группа сіоппстовъ? Полнѣйшее разнообразіе, не признающее ни иолптпчеекпхъ, ни умствеппыхъ грашщъ.
Мы впдпмъ въ рядахъ сіонистовъ евреевъ всѣхъ страпъ, начиная
Шанхаемъ и кончая Мапчестеромъ,—всѣхъ классов!»—пачппая крупными
землевладѣльцамп и кончая бездомпымъ иролетаріемъ,—и всѣхъ умственных!» состояпій—пачппая представителями абстрактныхъ наук!» и кончая
безграмотпымъ евреемъ Аравіи.
Вотъ голый фактъ, болѣе важный для пониманія характера даннаго
общественнаго двпженія, чѣмъ всевозможный теорін, выдумаппыя въ кабинетѣ. Фактъ, что т а незначительная часть еврейства, которая примкнула
къ сіопистскому двпженію, состоит!» изъ евреевъ разлпчпыхъ полптичеекпхъ

•V
4
группъ п экономических!, классовъ. Это ф а к т у съ которымъ падо считаться, независимо отъ разныхъ теоретических!, соображеній п субъективныхъ желаній.
Жизнь, слѣдовательпо, памъ показываете, что сіопнзмъ проппкъ в ъ
незначительную часть еврейскаго народа, и что это сіопистское еврейство
состоите изъ самыхъ разнообразных!, элемсптовъ.
Но это ещеппчего пе доказываете. Необходимо разсмотрѣть тенденцгю движснія, чтобы опредѣлить, въ какомъ паправлепіи пойдете развитіе двпженія.
Здѣсь мы считаемъ умѣстпымъ указать н а пѣкоторыя теоретическія
соображепія, которыя помогутъ намъ выяснить нѣкоторыя сторопы сіоппзма,
какъ общественпаго двпженія.
Стало теперь трпвіальпой истиной, что общественный двпженія вызываются борьбой классовъ: свободных!, граждапъ с ъ рабами, патриціевъ съ
плебеями, феодаловъ с ъ городскими жителями и крестьяпствомъ, нарождающейся городской буржуазіи с ъ крестьяпствомъ, феодализма с ъ капитализмомъ, буржуазіи съ рабочим!, классомъ.
Говорятъ, что борьба классовъ проходить красной нитью черезъ в с ю !
псторію. Все это вѣрно, но относительно, а не к а к ъ абсолютная истина, і
Борьба классовъ могла появиться лишь тогда, когда дифференціація общества достигла довольно высокой ступени, когда появились классы с ъ
противоположными интересами. Не классы, какъ таковые, а противополоэюностъ интересовъ этихъ классовъ въгзъгваетъ обгцественныя двиоісенія. Каутскій в ъ своей статьѣ о классовыхъ интересахъ о с о - ,
беппо напираете—виолпѣ логически—па то, что лишь к л а с с у имѣющій
особые интересы, можете выступить представптелемъ поваго общественпаго
двпженія. Хотя тотъ же авторъ утверждаете, что „ионятіе м а с с а необходимо включаетъ в ъ себя понятіе классовой противоположности", но фактически классъ пе рождается впезаппо, а очень медленно, проходить много
времени, пока извѣстная общественная группа выдѣляется в ъ особый классъ
ci, своими особыми интересами, противополоэюными пптересамъ всѣхъ
другпхъ классовъ. Н а это, между прочимъ, указываете и Тугапъ-Барановекій*), отмѣчающій всѣ трудности опредѣлепія попятія класса. На вопросъ: „что
такое классъ", мы пе находимъ отвѣта и у создателейтеоріиклассовой борьбы.
И т а к у классовая борьба отсутсвустъ в ъ тотъ начальный длинный неріодъ исгоріи, когда общества еще пе были раздѣлены н а классы; она
отсутствуете также и во время образованія классовъ до тѣхъ поръ, пока
ихъ интересы не стали противоположными. Дѣйствительпость памъ дока* ) Туганъ-Бараиовскій: Что такое общественный классъ. „Міръ Б о ж і й " . 1 9 0 4 ,
кн I „Для марксистов! въ псторіи нѣтъ ничего, кроыѣ борьбы классовъ; для другихъ-же всемірная псторія есть нѣчто большее, чѣмъ классовая борьба, являющаяся лишь олниш. изъ многихъ проявлеиш исторической жизни человѣчества .



_
0

зываетъ, что первичная обществеппыя движепія посплп общенародный, а
пе классовый х а р а к т е р у борЬба велась не между классами одного и тогоже общества, а между различными обществами, будь это р о д у илемя пли
нація. Но и послѣ появлепія классовой борьбы мы опять паблюдаемъ отъ
времени до времени общепародрыяі обществеппыя двшкепія, охватывающія
цѣлыя паціп безъ разлпчія классовъ. Особенно иитересны в ъ этомъ отноіиеніи гуссптскія войны: песмртря н а глубокую противоположность иптересовъ дворяиства, городского класса и сельскаго пролетаріата, чешскій п а родъ объединился во время гусснтскихъ войпъ въ одно цѣлое для з а щиты своей паціопальностп иротивъ пѣмцевъ, прпчемъ нодъ паціональпостыо падо подразумѣвать группу, объсдиняежю въ одно дѣлое не только
духовно-культурной, но и соціалыю-экоішШ ф М общностью.
Подобное явленіе мы наблюдаемъ в ъ Италіп во время борьбы з а н а ціональпое объединеніе: в с е итальяцмсое общество, начиная сардпнскимъ
королемъ и кончая неаполитанскпмъчЛаццаронц, было объединено въ борьбѣ
съ австрійскпмъ игомъ. Еще больше: передъ нашими глазами происходить
факты объединенія разлпчпыхъ классовъ для достпжепія какой-нибудь о б щей дѣли, главпымъ образомъ, политическаго характера. Нынѣшняя Франдія управляется миппстерствомъ, опирающимся па самое гетерогеппое парламентское большинство, состоящее изъ представителей крупной и мелкой буржуазіп, крестьянства и пролетаріата. Подобный явленін встрѣчаются теперь во всѣхъ странахъ Зап. Европы.
Наконецъ, в ъ самые послѣдніе годы мы наблюдаемъ развитіс впѣклассовыхъ двпженій, становящихся па интернадіональную почву: образованіе интерпадіоналыюй лиги мира, лиги для борьбы съ алкоголизмомъ и
др.; эти лиги вербуютъ своихъ членовъ во всѣхъ классахъ населенія.
Изъ всего этого слѣдуетъ, что классовая борьба не исчерпывает!, в с ѣ
формы общественныхъ двпженій, и что самый факта присутствія классовъ
пе доказываете, что общественное двнженіе должно принимать форму
классовой борьбы и, наконецъ, что у всѣхъ пародовъ націопалыіое объедппепіе создавалось общенародпымъ движеніемъ. Вотъ чему учатъ иасъ
уроки исторіп другпхъ народовъ; при разсмотрѣпіи судсбъ еврейскаго н а рода мы пе должпы упускать изъ виду уроковъ исторіи. Но мы не д о л жны забывать при разсмотрѣніи сіонпзма самое важное условіе уснѣха общественнаго двпженія.
Разсматрпвая общественный двшкепія съ точки зрѣнія борьбы классовъ, мы должны себя спросить, при какпхъ условіяхъ данный классъ можете стать госііодствуюіцшгь или, по крайней мѣрѣ, факторомъ, опредѣляющпмъ характер!, общей культуры? Для этого недостаточно, чтобы данный классъ созналъ реально существующую противоположность между его

интересами и интересами другихъ классовъ; также недостаточно, чтобы
онъ владѣлъ матеріальпой силой для того, чтобы побѣдить ііротиводѣйствіс другихъ классовъ. В ъ даныомъ случаѣ этотъ классъ сможетъ па к о роткое время стать руководящим'!, факторомъ, но не сможетъ создать прочныя иовыя формы. Классъ лишь тогда можетъ стать рѣшающей силой,
когда онъ в ъ себѣ иаконплъ всѣ элементы культуры — экономической и
духовной,—когда онъ в ъ состояніи не только выдвинуть цѣльиый ндеалъ,
не только указать, какнмъ нугемъ этотъ ндеалъ долженъ быть осущоствимъ, но когда онъ самъ владѣетъ всѣми средствами д л я реализацш
этого идеала. Французская буржуазія конца 1 8 - г о столѣтія, несмотря на
всю е я экономическую и духовную силу, оказалась несостоятельной, когда
надо было снизойти с ъ высоты идеала до практики повседневной жизни.
Отдаваясь всецѣло в ъ руки Наполеона 1, французская буржуазия выдала
ссбѣ самой свидѣтельство в ъ несостоятельности. Лишь иослѣ ЬО-лѣтияго
воспитанія она оказалась способной к ъ государственной дѣятелыюсти, л и шенной однако большой оригинальности, потому что весь духъ админнстраціи республиканской Франціи покоится на т ѣ х ъ ж е осповахъ, какъ и
адмшшстрація нанолеоновскаго цезаризма. Вотъ почему недостаточно у к а зать на какой ннбудь классъ, к а к ъ невозможнаго носителя того или
другого обіцественнаго идеала, а необходимо разсмотрѣть, насколько этотъ
классъ въ состояиіи осуществить этотъ идеалъ, насколько онъ овладѣлъ всѣмн
элементами, необходимыми для созданія повыхъ формъ общежитія и культуры.
И вотъ принимая во вппманіе в с ѣ эти соображешя, мы должны разсмотрѣть сіоипзмъ, и тогда мы сможемъ разобраться в ъ воиросѣ о с ю пистской массѣ, т . е. тогда мы сможемъ отвѣтить н а вонросъ, кто я в ляется или можетъ явиться носителемъ сіоішстскаго идеала: впѣклассная
масса, просто еврейскій народъ. или какой-нибудь классъ.
II.
Тутъ возникаетъ элемептарный вонросъ: нредставляетъ-ли еврейскій
народъ в с ѣ признаки дифференціаціп н а классы съ противоположными
интересами? Здѣсь недостаточно отвѣтить общими фразами, а неооходимо впшшуть в ъ экономическую структуру еврейскаго народа, причемъ
мы пмѣемъ в ъ виду, главнымъ образомъ, евреевъ в ъ Россш. Мы должны
здѣсь предпослать общее замѣчапіе: к ъ сожалѣиію, эта сторопа жизни русКИХЪ евреевъ такт, мало изслѣдована, что мы абсолютно точоыхъ дапныхъ
дать ие можемъ, ио все-таки наши окончательпые результаты пе будутъ
далеки отъ научной правды просто потому, что они не зависли, отъ о т дѣлыіыхъ цнфръ, а отъ общей тенденціи, замѣчаемой в ъ экономической
жизни русскихъ евреевъ.

Исторія нашего народа с ъ т ѣ х ъ поръ, к а к ъ онъ находится в ъ д і а сиорѣ, а особенно той части парода, которая поселилась в ъ восточной
Евроиѣ, привела к ъ тому, что евреи должны были взять н а себя посредническую функцію: они сдѣлались торговцами. Ремесленниками они становятся позже. Иеудпвнтельпо поэтому, если мы констатируемъ, что главный
экономическія фупкцін е в р е е в ъ — д в ѣ : посредственно производительная или
посредническая, н непосредственно производительная в ъ формѣ ремесленнаго труда. Но именно эти двѣ фупкціп всего болѣе язмѣпяются подъ
вліяпіемъ экономической эволюціи всего культурнаго человѣчества: развитіе путей сообщенія, способствующее развитію иеиосрсдственпыхъ отношеній между производителем!, и иотребитслемъ, сокращаетъ сферу торговой
дѣятельиостп; этотъ ж е результата достигается еще и тѣмъ, что торговая
дѣятельносгь копцеитрируется в ъ гораздо мсньшемъ кругу людей. Съ другой стороны, развнтіс фабричной производительности убиваетъ ремесленный трудъ, дѣлая его невыгодным 1 !,, потому что фабрика в ъ состояиін
производить скорѣе и дешевле. Вотъ нечему мы наблюдаемъ пролетаризированіе, с ъ одной стороны громадной частп торговцевъ, оставшихся
безъ дѣла, и с ъ другой стороны ремсслешшковъ, не могущихъ выдержать
конкуррепціи съ фабричпымъ производством!,.
И если мы остановимся н а нынѣншемъ экономнческомъ состояпін русскаго еврейства, мы констатируемъ слѣдующія даппыя:
Всего еиреевъ живетъ въ Госсіп (въ круглыхъ цифрахъ)
Взрослыхъ мужчішъ евреевъ (старше 14 лѣтъ)

.

5.200,000
1.100,000 (нрибли:і.)

По своимъ экопомическимъ фуикціямъ они распадаются па:
% 0T"0lll0llit!
Мужчішъ н Щячпп.
3
жошциііъ.
• мужского труда.

Чернорабочих!,
. .
Фабричвыхъ рабочпхт
Земледѣлъцевъ
. .
Ремесленниковъ . .
Фабрикантов!, . . .
Либеральный нрофессін
Торговцевъ

Итого .

98.000
34.000
20.000
503.000
3.000
-

.



85.000
26.000
11.000
420.000
3.000
20.000
530.000

7.70°/«
2.20°/,,
1.00"/о
38.75°/о
0.25°/о
2.00"/о
-ÎS.lOO/

1.100.000

100°/ с

Спѣшпмъ прибавить," что цифры, даішыя д л я послѣдппхъ двухъ
группъ, довольно проблематичныя. Онѣ высчитаны, во-первыхъ, н а оспованіи сравпенія с ъ данными трехъ губерпій (дашіыхъ болѣе или мепѣе
I точпыхъ), и во-вторыхъ, н а осиовапін метода нсключепія. Послѣдній меI тодъ былъ пепзбѣжепъ ирп опредѣленіи количества евреевъ, занимающихся торговлей. Зная общую сумму взрослыхъ мужчпнъ-еврсевъ и сумму

мужчннъ-евреевъ, занимающихся другими ирофессіями, мы высчитали число
евреевъ торговцевъ. Поиятно, что в ъ эту нослѣдшою цифру в х о д я т . и
совершенно пеиредвидѣпныя профессіи, наиримѣръ, нрофессія абсолютно
голодающпхъ пли живущпхъ мплостыией, большинство которых. или з а нималось торговлей пли готовы при нервомъ удобиомъ случаѣ снова з а няться торговлей.
Одшгаъ словомъ, ие претендуя н а абсолютную точность в с ѣ х ъ д а і ш ы х ъ
здѣсь цифръ, мы смѣемъ думать, что общая картина вѣрна. Мы иолучаемъ такпмъ образомъ, что всего занято евреевъ мужчннъ в ъ
прошшодителышхъ функціяхъ
посредішчесішхъ фуикціяхъ

m'?no/°
4 » . 10 /о

Но если мы распредѣлимъ эти группы по ихъ отиошенію к ъ экономической эволюціп, то мы, к а к ъ у ж е раиьиіс замѣтшш, должны выдѣлить
группу ремесленипковъ и торговцевъ, какъ группу, всего болѣе измѣпяющуюся подъ вліяпіемъ экономической эволюціи, всего болѣе подвержеппую
пролетаризированію. Мы такимъ образомъ нолучимъ, что пзъ в с ѣ х ъ мужчииъ-евреевъ пмѣютъ будущиость всего 1 3 ° / 0 , а остальные 8 / / 0 представляютъ собой кандидатовъ в ъ L u f t m e n s h e n , т . - е . в ъ безиочвеппый
иролетаріатъ. А если к ъ этому числу прибавить добрую половину чсрпорабочихъ, уже теперь живущпхъ отъ случая, а не отъ оирсдѣленнаго з а - ,
пятія, мы получаемъ слѣдующія даипыя:
Имѣющнхъ будущность
Безночиенныхъ



9.500/0
JU-dU

Другими словами: па одного еврея, крѣпко нустившаго корни в ъ экономической жизни страны, имѣются десять евреевъ, которые каждую минуту могутъ быть выброшены з а бортъ и попасть в ъ ряды пролетарии®,
впсящаго н а воздухѣ.
Для иллюстраціп мы приведсмъ данный, ночерннутыя изъ оффищальныхъ источпиковъ о Вилепской губерпіи. Всего числится в ъ этой губерши
2 0 4 6 7 3 еврейского населенія ( м у ж ч и н . — 9 8 . 1 8 6 и ж с п щ и п ъ — 1 0 0 . 4 « / ) ,
іцшчемъ 8 3 , 6 7 ° / о этого населенія ж и в Ь ъ ^ ъ ішродахъ, а в ъ д е р е в н я х ,
всего 1 6 , 3 3 ° / о . По профессіямъХеврёнскѳе^насеііепіе Вшузнскои губерши
распадается на слѣдующія катег\>іп:
Чернорабочих* (кромѣ носильщиков* тяжестей
и поденных* рабочііхъ)
Фабрнчныхъ рабочихъ
Земледѣльцевъ . .

J-j
».Wi

Либералы!, нрофессій (вмѣетѣ ci, мелаыедаын)
Торговцев'!,

11.0-о

Данный о нервыхъ двухъ грунпахъ собраны лишь в ъ г. Вильиѣ; в ъ
группу торговцев!, входятч, лишь взявшіе документы н а торговлю, т . - е .

главы торговый, заведеній, в ъ то время к а к ъ в ъ группу ремеслснниковъ
да^
всѣ поголовно, т , е . и малолѣтиіе; группа р е « 0 №
пиковъ распадается н а : м а с т е р о в ъ - 1 4 . 2 4 6 , п о д м а с т е р ь е в ъ - 9 . 7 2 6 и у е
н и к о в ъ — 7 . 1 7 3 , Т.-е. н а каждого мастера приходится по О , / 0 подма
Ш о ф ф ш Ц а л ы і ы г Г д а н и ь ш ъ в ы х о д и т , что изъ в с е . этого населенія
можно считать зажиточными всего 2 . 8 8 7 семействъ, или, счигая и 5
Г и а семейство, 1 4 . 4 3 5 душъ, т.-е. 7 о / о всего еврейскаго населен я .
Эти данный соотвѣтствуютъ даннымъ, приведенным!, памп для всего рус
CKorif еврейства. Ые надо забывать, что эта зажиточность очень относительная І ^ к ъ напримѣръ, н а каждого владѣльца фабрики н а д а е т . в ъ
среднемъ всего 2 . 8 5 0 рублей годичного доходу, a с р ^ и ш Л
капит а л . вилепскаго банкира можно онредѣлить в ъ 5 0 . 0 0 0 рублей, іго д а е г ь
приблизительно 5 . 0 0 0 рублей доходу ежегодно. Вотъ ноложеше виленской

СТ6Р

^ Т ^ ^ о ш ,
болѣе или менѣе имущіе евреи этой губерншимѣютъ годичныхъ расходовъ н а благотворительность 1 4 2 0 0 0 рублен, „ н е
считая позкертвованій, исходящихъ отъ ч а с т н ы х . лицъ евреевъ непосредственно в ъ руки б ѣ д п ы х ъ " . В ъ 1 9 0 3 году Вилепскимъ еврейскимъ главнымь д у х о в і ъ правленіемъ роздано иособій н а Пасху деньгами и опрѣсН

°Ка5лм V. — Г г .

Вильно (до 2 0 . 0 0 0 ) душъ принадлежит, к ъ

ремесленной жизни характеризуется перепроизводством!, и дешевизной в ъ ущербъ прочности і п и ъ
бѣдиость, граничащая с ъ нищетой", о торговцах!, говорится, что в ъ виду
страшной конкурренціи со стороны потребительных!, обществ!, р а ш ч ш ъ
корнорацій и частныхъ лицъ христіапъ, еврейскіе торговцы
п р ^ н н
сбывать свой т о в а р , во что-бы то ни стало, должны волей неволей попиж а Г ц ѣ н ы и довольствоваться ничтожпымъ барышемъ, размѣръ котораго
впоажается в ъ 4°/о па покупную стоимость товаровъ, а иногда даже продавай» ж
этой стоимости! ч!о приводит, к ъ ч а с т ы м . б а и к р о т ъ т в а м Л
Общая картина экоиомическаго состоянія вилепскаго еврейства очень
мало чѣмъ обличается отъ картины экоиомическаго состояшя всего р у с с к а я еврейства. Г д ѣ же здѣсь классы с ъ ихъ противоположными и ш е р е Ж х ъ
культурных!, г о с у д а р с т в а х , классовая борьба основывается
иа взаимодѣйствіи т р е х , экономических, г р у п п . : к р у п н ы х , землевладельц е в . , живущих, рентой, капиталистов., собирающих, барыши н а свой
капитал., и нролетаріата, иродающаго свой т р у д . - В ъ русском, еврействѣ
(какъ и во в с е м , еврействѣ) пѣтъ класса землевладельцев.. Но, к а к . мы

ішдѣли, даже и классъ капиталистов!, между русскими евреями совершенно
ничтоженъ. При этомъ особсипо важно отмѣтить теиденцію еврейскаго капитализма: статистическія дапныя доказываютъ, что съ развитіемъ промышленпостп в ъ странѣ спеціальпо евреііскій капитализм!, регрессирует!., т . с.
побивается копкурронціей со стороны болыпихъ фабрик!,, находящихся и с ключительно в ъ рукахъ христіаискихъ капиталистов!,.
Это ясно видно изъ статистических!» данпыхъ о развитіи фабричной
промышленности в ъ сѣверо-занадномъ, юго-заиадномъ и южпомъ краяхъ
Россіп. Уже Гуревичъ доказалъ, что „чѣмъ болѣе растетъ и развивается
промышленность какого-либо района, тѣмъ менѣе в ъ ней участія евреевъ".
„ В ъ общемъ, продолжает!» этотъ авторъ, замѣчается абсолютное в ы тѣсненіе евреевъ изъ среды крупной промышленности и замѣна ихъ нееврейскими элементами". Т о же самое явлспіе отмѣчаетъ и г . Хорошъ ')•
Одинъ машиностроительный заводъ убилъ цѣлую массу мелкпхъ еврейскихъ заводові. для производства зсмледѣльчссішхъ мапшнъ. Этотъ авторъ
заканчиваетъ свои очерки меланхолическим!, замѣчаніемъ: „Лишенные к а питала и техничсскихъ знаній эти мелкіе производители (евреи) песомнѣнно уступят!, дорогу другпмъ. А сами евреи - механики, лишенные возможности проникнуть на заводы в ъ качоствѣ рабочихъ, будугъ лишь увеличивать кадры безработныхъ". Совсѣмъ невеселая перспектива!
Слѣдоватслыю, еврейская буржуазія вовсе по пмѣетъ тепдепціи р а з виваться интенсивно. Далее еслп-бы количество мелкихъ фабрпкантовъ изъ
евреевъ п увеличивалось, изъ этого пе разовьется дифферепціація еврейства н а рѣзко разграниченные классы съ противоположными интересами,
потому что классовый иротиворѣчія развиваются только н а почвѣ копцентраціи производс'і'ва, т . е . н а почвѣ пнтенспвнаго, а пе экстепеивнаго развитія промышленности.
На поставленный в ъ началѣ этой главы вопросъ: представляете ли
еврейскій народъ в с ѣ признаки дифференціаціи н а классы с ъ нротивоположнымп интересами—мы должны отвѣтить отрицательно. Мы приходимъ
к ъ тому же выводу, к ъ которому пришелъ п Гуревичъ ' ) , который говорит!, слѣдующее: „ У насъ, евреевъ, н ѣ т ъ земли, нѣтъ промышленности,
пѣтъ почти и рабочихъ, — следовательно, пѣтъ т ѣ х ъ условій, при которых!, мыслима правильная и плодотворная классовая борьба. В ъ пашей
экономической розни существует!, какое то вавилонское столпотвореніе: ремесленники-торговцы и торговцы ремеслспиики, нищіе-каииталисты и капи') Хорошъ: По промышленной чертѣ осѣд.чости. Кн. В о с х о д а 1901 № 8, 10 n i l .
- ) Д-ръ X . Гуревичъ: О нключеніи экономмикн въ сіон. программу. Кн.
В о с х . 1 9 0 2 кн. 1 0 .

талисты-ниіціе—все смѣшано в ъ хаотическом!, безиорядкѣ. А въ оудущемъ
это постоянное погружепіе в ъ нищету сотрете, пожалуй н послѣдиіе слѣды
имѣющагося у насъ классоваго расчлененія".
111.
Недавно намъ иришлось читать в ъ сіонистской газетѣ слѣдующее мпѣніе: „Самый молодой, по времени его иоявленія в ъ сюнизмѣ, элементе
еврейскій пролетаріатъ, который имепно теиерь намѣревается сдѣлаться
рѣшптельпой силой движенія и взять н а себя руководящую роль
)
Ж а л ь только одно: авторъ намъ пе выяснилъ, кого опт, нодразумѣваюте,
нодъ ионятіемъ „пролетаріатъ". Мы уже видѣли, что с ъ динамической
точки зрѣнія I« русскаго еврейства представляете, собой пролетаріатъ.
Но эта широкая еврейская масса вступила в ъ сіонизмъ съ самаго начала
ноявлепія послѣдпяго. В с ѣ паши сіопистскія организацш и держатся этой
массой. Извѣстно, панримѣръ, что 5 / 7 всѣхъ акцій нашего банка принадлежат!, этому пролетаріатѵ. Но, можете, быть, не это хотѣлъ сказать
цитированный авторъ, а онъ имѣлъ в ъ виду именно фабричный пролетаріатъ? Тогда онъ ошибается; а ошибается онъ потому, что его предположеніе противорѣчитъ и теоріп, и практикѣ. Теоріи—потому что одинаковые иптересы вызываютъ одинаковым стремленія; не только нролстаріа т ъ фабричный, но и безпочвенный еврейскій пролстаріатъ,—т. е. громадная еврейская масса—заинтересованы в ъ сіонизмѣ, какъ в ъ единственном!,
средствѣ для оздоровленія его экономическаго и умственнаго состояшя.
Здѣсь лишь вопросъ, кто скорѣе поймет!, н сознаете свои интересы: б е з почвенный-ли или фабричный пролетаріатъ. Жизнь намъ доказывает!,, что
первый оказался болѣе дальновидными Это объясняется очень просто:
основпымъ факторомъ человѣческой дѣятелыюсти является всегда эгоизмъ.
Еврейскій фабричный пролетаріатъ имѣлъ в ъ виду только свои собственные интересы, пе будучи еще в ъ состояніи подняться до той высоты, съ
которой ему были бы видны иптересы всей еврейской бѣдствующей массы.
! А имъ казалось и отчасти еще кажется, что его интересы могутъ быть
' удовлетворены здѣсь па мѣстѣ. И лишь тогда пашъ фабричный нролста1 ріатъ станете сіопистскимъ, когда онъ нойметъ, что и онъ н а мѣстѣ, в ъ
діаспорѣ, ne можете свободно развиваться, что, еслп даже онъ выиграете,
в ъ частпыхъ случаяхъ в ъ экономическом!, отношенш, онъ совремепемъ потеряете все и потеряете также в ъ культурномъ отношепіп. Но покамѣстъ
мы видимъ, что впѣфабричпый пролетаріатъ оказался болѣе отзывчивымъ
н а призывъ сіонистовъ.
1) J ü d i s c h e У o l k s s t i m m e , 1 9 0 4 , 15 F e b r u a r Д» 4.

„Рѣшающей силой движенія" станетъ т а часть еврейства, которой
интересы тѣспо связаны съ реалпзаціей сіоннстскаго идеала. Уже давно
пытались онредѣлпть, что и кого представлястъ собой эта нотенціальиая
сіоинстская масса. Миогіе понимали, а большинство чувствовало, что эту
массу нельзя втянуть в ъ рамки класса. И вотъ предложили слѣдующее
оригинальное онредѣленіе: к ъ нотенціальной сионистской массѣ нрпнадлежатъ в с ѣ т ѣ , которые должны сейчасъ или в ъ недалекомъ будущемъ
эмигрировать пзъ паспженпыхъ мѣстъ в ъ дальпія страпы. Это опредѣлепіе
страдаетъ одншгь иедостаткомъ: оно ничего по оирсдѣляетъ.
Эмпграція очень колеблющееся, пеопредѣленяое явлсніе, зависящее не
только отъ постоянных!,, но п отъ временныхъ причпнъ, которыхъ мы
прсдвидѣть ne можемъ. Кромѣ этого, эмиграція не затрагиваете т ѣ х ъ
элсментовъ, которые вндятъ в ъ сіопизыѣ ue только удовлетворепіе экономическихъ, но главнымъ образомъ культурно-духовныхъ иптересовъ еврейства. Мы смѣемъ думать, что весь евреискій. народъ представляешь
собой потенціалъную сіоннстскую массу. Этому содѣйствуютъ д в а
фактора: экопомическій н духовный. Мы видѣлп, что настоящее положеніе
еврейства в ъ экономпчеекомъ отношепіи не только безутѣшно, но и безвыходно. Предположим!, на минуту, что черта осѣдлостп уничтожена. Что
тогда произойдете? Разсѣяпіе еврейства но всей Россіп. Временно его
экономическое состояпіе улучшится, пока еврей не встрѣтптся съ копкурреыціей со стороны христіапскихъ соперпиковъ пе только в ъ области
торговли и ремесла, по и в ъ области фабрнчпой производительности:
еврсйскіе фабриканты будутъ вьы-ѣсняемы христіанскпмп капиталистами, а
еврейскіе рабочіе христіапскоми иролетаріями. A u f g e s c h o b e n i s t n i c h t
a u f g e h o b e n ! Уиичтоженіе черты осѣдлостп можетъ замедлить продессъ
превращенія еврейской массы в ъ безпочвешіый иролетаріатъ, но не молсетъ
окончательно убить этотъ процесс!,. Б ѣ д ь пмѣютъ лее галпційскіе евреп
равноправіе, одпако пхъ экономическое состояпіе едва ли лучше положеиія
русскихъ евреевъ. Стоитъ прпсмотрѣться далее къ лшзпп вѣнскихъ евреевъ,
чтобы убѣдпться, что экономика спльиѣо политики, что пикакія права пе
спасаютъ евреевъ отъ нищенства п голода. Евреямъ молено помочь лишь
однимъ путемъ: болѣе правильнымъ распредѣленіемъ экопомнчеекпхъ фупкцій
въ нхъ средѣ, что только возмолепо при условіяхъ самоопредѣленія и
отсугствіи конкуррепціп. В ъ этой экономической переоргаппзаціи запптерссовано все еврейство ( з а малыми нсключепіяміі), меледу прочнмъ, и еврейскіе
рабочіе, потому что только при удовлетворены этого условія нормальная
борьба классовъ станете возмоленой среди еврейства. Теперь же у насъ
иѣтъ рѣзко опрсдѣлепныхъ классовъ, а поскольку они существуютъ, они
не могутъ развить свои классовый нротиворѣчія, будучи объединены однимъ

высшимъ шітересомъ: спастись отъ процесса общаго превращешя в ъ безпочвевный пролсгаріатъ.
Не мепѣе валеиую роль играете, и духовный факторъ, создающій _ изъ
I всего еврейскаго народа сіопнстскую массу. З а малыми псключепіямн,
1 еврейскій народъ враледебенъ обезличивающей асспмнляціи;
далее фабричный пролетаріате, не отрицаете существованія еврейской иаціоналыіостп,
которой доллена быть дана возможность свободпаго развитія. Но иѣкоторые
думаютъ, что при нзвѣстныхъ условіяхъ еврейская націопалыюсть можетъ
развиваться и в ъ діаспорѣ. Это вонросъ времени: дальпѣйшій псторпческій
опытъ докажете, что это невозмолено, что безъ центра в ъ діаснорѣ часть
еврейства доллепа будете, ассимилироваться, а другая—большая часть
снова войдете, в ъ скорлупу ролигіозпой традиціи, исключающей всякую
. возмолепость свободпаго развитія; изъ этой дилеммы пельзя выйти. Прошло
то время, когда аптисемпты предполагали, что пзмѣпоніемъ экономической
структуры общества рѣшптся и еврейскій вопросъ. Теперь и самъ Каутскій
I проповѣдуетъ, что для уиичтолеепія антисемитизма необходима, ассшшляція,
( необходимо сліяиіе „пнородцевъ" съ кореенымъ нассленіемъ. К а к ъ средство
' для достиженія этого сліяпія опъ предлагаетъ... распространите просвѣщепія между евреями. Это совсѣмъ неоригппальпое предложеніе становится
оригпнальнымъ только потому, что оно исходите отъ марксиста п теоретика
рабочаго двшкепія— отъ Каутскаго.
Еврейскій пролетаріатъ отвѣчаетъ па это предложеніо тѣмъ, что онъ
предпочитаете голодать, чѣмъ работать па фабриках!, по субботамъ, видя
въ субботпемъ отдыхѣ не только релпгіозпую заповѣдь, по національпое
учрежденіе.
Это стремленіс к ъ создапію условій для свободпаго развиты пашей
паціопалыюй культуры и есть то могучее духовное средство, которое
объединяете в с ѣ группы еврейства..
Мы приходимъ к ъ заключепію, что но всѣмъ этимъ ирнчннамъ весь
еврейскій народъ пмѣетъ глубокій пнтересъ в ъ реалнзаціп сіоппстскаго
идеала. Даже т ѣ элементы, которые относятся к ъ сіонпзму, какъ к ъ
филантропическому иредпріятію, руководятся свопмъ интересом!,: один руководятся желаиіемъ направить еврейскую эмиграцію в ъ мѣста, болѣе безопасный для ппхъ, a другіе—болѣе сознательные—стремятся к ъ создапію
условій для свободпаго развнтія ихъ собственной индивидуальности. Мимоходомъ замѣтимъ, что гуманитарный сіоппзмъ является чудной школой для
націоналнзнровапія т ѣ х ъ еврейскихъ элемептовъ, которые, благодаря асснмпляціи, отчасти уже оторваиы отъ своего народа. В ѣ д ь п в ъ другпхъ
движеніяхъ, далее классоваго характера, мы замѣчаемъ прилпвъ элсментовъ,
руководимыхъ в ъ пачалѣ только гуманитарными чувствами. Пикто пе

думаете пхъ отталкивать, потому что новому двнженію полезна к а ж д а я
новая сила. Мы лпдпмъ в ъ фактѣ вступленія почти асспмилнрованпыхъ
западно-европейскнхъ евреевъ в ъ сіонпстское двпжепіе лучшее доказательство того, что сіоішзмъ n e дѣло одпого класса, одной группы, а всего
сврейскаго парода. Мы впдпмъ, что благодаря сіоппзму эти почти ассимилированные элементы мало по малу паціонализируются, становятся евреями
въ полпомъ смыслѣ этого слова.
Н а вонросъ, в ъ комъ сіонизмъ можетъ возбудить глубокій иптересъ,
мы отвѣчаемъ: если сіонизмъ реальное движепіе, если ндеалъ сіоппзма
реалпзусмъ, опъ должеиъ привлечь весь еврейскій пародъ, нацгоналъные
и экономтсскге интересы нотораго тоэісдественны; если же сіонпзмъ
ne реалепъ, тогда опъ ие привлечете никакого класса, будь это классъ
буржуа или классъ рабочпхъ. Одпимъ словомъ: или сіонизмъ будешь
общенародные
движеніемъ, или его вообгце не будешь; во всякомъ
случагь, сіонизмъ не можетъ быть илассовымъ двиоісеніемъ.
ІУ.
Мы до снхъ поръ рассматривали сіонизмъ с ъ точки зрѣнія объективпыхъ питересовъ сврейскаго парода п пришли къ заключепію, что с і о н п з м ъ —
общенародное, а пе классовое движепіе. К ъ тому ж е заключенію мы при
ходпмъ, если мы разсмотримъ сіопизмъ съ точки зрѣнія исполнимости его цѣли.
Мы. уже в ы ш е указали н а т о , что классъ лишь тогда можетъ с т а т ь
во г л а в ѣ какого-нибудь обществсппаго движенія, когда о п ъ накопилъ в ъ
себѣ в с ѣ элементы к у л ь т у р ы — д у х о в н о й п экономической, когда онъ самъ
в л а д ѣ е т ъ всѣми средствами для реализаціи своего идеала, который, однако,
должепъ удовлетворить иптересы но только даинаго класса, по и всего иарода.
И м ѣ е т ъ ли еврейскій народъ такой классъ, который в л а д ѣ е т ъ всѣмп
средствами д л я реализаціп сіоппстскаго идеала? I l e падо при этомъ з а б ы в а т ь д в у х ъ о б с т о я т е л ь с т в а во первыхъ, т о , что еврейская масса вообще
еще не дифференцировала н а рѣзко разграниченные классы; в о вторыхъ,
то, что сіоішзмъ, пмѣющій цѣлыо экономическое, культурное и духовное
возрожденіе парода, представляете т а к і я громадиыя трудности для своей
реалнзаціи, что с ъ этой гигантской задачей могъ-бы справиться только .
тѣспо объединенный цѣльный еврейскій пародъ. Сколько з д ѣ с ь нужно
матеріалыіыхъ н духовныхъ силъ! Т ѣ м ъ болѣе, что сіонизмъ, к а к ъ націопалыюе двпженіе, обнимаете в с ѣ слои народа. Откуда ж е взять эти
матеріальныя и духовпыя силы. Народное дѣло требуетъ иапряженія всгъхь
пародпыхъ силъ: одна группа впесетъ в ъ общій арсеналъ свою дпсциплинированность п ясное отношепіе к ъ реальнымъ задачамъ жизни; другая
Груі1па_свос
глубокое попиманіе еврейскпхъ духовныхъ богатствъ и благо-

t

'

даря этому понпмапію можетъ быть „будпльппцей с е р д е ц ъ " , третья
г р у п п а — с в о и оргапизаторскія способности и политическое чутье, столь
необходимое для успѣха всякаго обіцественпаго двшкснія; четвертая г р у п п а —
своп матеріальныя силы и государственные таланты; п я т а я — п р е д а н н о с т ь
д ѣ л у , готовность н а самоножертвованіе и повседневную работоспособность.
Т а к ъ бывало при в с ѣ х ъ паціоналыіыхъ двшксиіяхъ у в с ѣ х ъ иародовъ,
только т а к ъ можетъ и должпо быть у пасъ, потому ч т о только такпмъ
путемъ паціопалыюе двпженіе можетъ у в ѣ н ч а т ь с я успѣхомъ. Мы должны
повторить зпаменнтыя слова не. мепѣе знаменнтаго автора: „ К о г д а наши
объедннеішыя стремлепія к ъ свободѣ будутъ т а к ъ сильны, ч т о мы пзъ
ішхъ скуемъ могущественный молотъ, лишь тогда мы сможемъ разбить
пДши песчастія п унижеііія, в ъ которыхъ мы н а х о д и м с я " . Лишь соединенными силами в с ѣ х ъ слоевъ нашего народа мы сможемъ собрать в с ѣ т ѣ
с р е д с т в а — м а т е р і а л ь п ы я п д у х о в н ы й , — к о т о р ы й необходимы для достижспія
нашей гигантской цѣли. Н ѣ т ъ у пасъ класса, который могъ-бы самъ
доставить в с ѣ средства, нужный для нашего напіональпаго освобождепія.
В о т ъ почему мы думаемъ, ч т о исіірснпо стремящісся к ъ реализаніи сіонистическаго идеала не доллшы отталкивать ппкого, а наоборотъ привлечь
в с ѣ элементы, чувствующіе себя евреями. C ' e s t a c e p r i x , q u e t u v a i n c r a s . Лишь при этомъ условіи мы нобѣдимъ. Связанные общими интересами,
мы должпы нптегрнровать всѣ народный енлы, и тогда сіоппзмъ перейдете
изъ области идеала в ъ реальную 'жизнь. Только в ъ этомъ случаѣ мы
можемъ удовлетворить и другія д в а условія, необходимый д л я жизнеспособности всякаго общественнаго движснія вообще, и сіоипзма в ъ ч а с т ности, а именно, развитіе двшкепія п развитіе идеала. Сама жизнь, н е зависимо о т ъ пашей волн, толкаете евреевъ в ъ сіошістичсскій лагерь,
сама жизнь приведет!, к ъ намъ в с е еврейство, не способное п ие желающее
I ассимилироваться. Но мы, людп, дѣйствующіе сознательно, должны и
можемъ ускорить этотъ ироцессъ. Это мы можемъ сдѣлать, только р а з ъ я с н я я еврейскому пароду в ъ его цѣлости идентичность его страданій и
тождественность его пнтересовъ. Ие будемъ ж е насиловать жизин: мы н е
должпы в ы р ы в а т ь пзъ цѣлаго народа только тотъ пли другой к л а с с ъ , —
который даже н е можетъ развиться пормальпо при данныхъ у с л о в і я х ъ , —
тогда к а к ъ дѣйствптелыюсть с т а в и т е передъ всѣмъ пародомъ одну з а д а ч у —
задачу паніопалыіаго возрожденія.

Этотъ споръ о характе.рѣ сіонпстпчсскаго двнжепія вызвапъ т ѣ м ъ
т р а г п ч е с к н м ъ положепісмъ, в ъ котором!, находится еврейскій народъ: опъ
должепъ создать основы паніопалыюй жизни в ъ то время, когда другіс

пароды, подъ вліяпіемъ который» онъ живетъ, узко заняты разрѣшешемъ
содіальныхъ вонросовъ самаго сложнаго характера. Но мы должны разъ
навсегда попять, что мы, к а к ъ п в с ѣ народы, сможемъ правильно разрешить пашъ соціальпый вопросъ лишь послѣразрѣшепія нашего паціопальпаго вопроса. Соціальпый вопросъ является продуктомъ классовыхъ
противорѣчій, надіопальный ж е вопросъ вызывается элементарными
духовными и матсріальпыми потребностями цѣлаго парода. Передъ сврейскимъ пародомъ 2 0 - е столѣтіе поставило прежде всего элементарную задачу:
создать основы правильной паціопальпой жизни. Эту задачу прпзвапъ
рѣшпть весь еврейскій пародъ; только пародъ в ъ его цѣлости и сможете
рѣшпть эту задачу.

і- -

ОБЩЕСТВЕННЫЙ и ХУДОЖЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛЕ

„Еврейская Жизнь"
• .

(II ГОДЬ ИЗДАНІЯ)

СЪ ЕЖЕНЕДЪЛЬНЬІМЪ НРИЛОЖЕЫІЕМЪ

„ХРОНИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ"
(I ГОДЬ-ИЗДАНИЯ).

У е л о в іНяа о бпа ои здд апн иі я св км ѣие т. ѣ
съ

Подписная ц ѣ н а .

.

На г о д ъ .


(журналъ

газетой).
• 7 руб. —

6 мѣс

4-

в 3 „



2 „

При п о д п и с к ѣ н а г о д ъ д о п у с к а е т с я р а з с р о ч к а



коп.


.„

платежа:

1* я н в а р я 2 р., 1 м а р т а 2 р., 1 мая 1 р., 1 іюля 1 р., 1 с е н т я б р я 1 р.
З а

г р а н и ц у .

На годъ

Подписная ц ѣ н а .



6 мѣс



3

10 руб. —






2



50




На ежемѣсячный
„ЕВРЕЙСКАЯ
(безъ

Подписная ц ѣ н а .

коп.

. . . 5

журналъ
ЖИЗНЬ"

газеты).

На г о д ъ . . . . . . . . . . . . . . .

4 руб. —

коіі.



6 мѣс..". . . . . . . ' . . . .

2



50



в

3

1



25



„ . . . . . _ . . .

При подпискѣ н а г о д ъ д о п у с к а е т с я

разсрочка:

1 я н в а р я 2 р., 1 а п р ѣ л я 1 р., 1 іюля 1 р.

За-границу.
Подписная ц ѣ н а .

.

. 6 руб. —

На г о д ъ . ' .


6 м ѣ с . . . . . .

«

3



. . . . . . .

3

. . . . . . . . . . . .

1

коп.

50

Іримѣчаніе. Н а „Хронику Еврейской Жизни" отдѣльная подписка не принимается.
С-Пѳтербургъ, Знаменская, д. № 6, кв. 7. .

О высшихъ наградъ.
Поставщикъ ж е л ѣ з н ы х ъ дорогъ
и многихъ Правительств, учрежденій.

Й. P.

ВѢЧНАЯ КРЫША

изъ" ОЦИНКОВАННАГО, не ржавѣющаго желѣза.
Н и к о г д а не т р е б у е т ъ о к р а с к и . П р а к т и ч н а и в ы г о д н а .
О Ц Ы Н К О В А Н Н Ы Я принадлежности для кршіп, (костили, крючья, шпонКп
[стреляны], проволока, гвозди). В о л н и с т о е оцпнковаиное желѣзо (гофри рованное). Специальности наводи также: л у ж е н о е (бѣлое)
жѳлѣзо,
глянцевое и лотовое,' и б ѣ л а я ж е с т ь псѣхъ сортовъ.
К О Н Т О Р А

С.

А.

С.-Петербургъ,


са

&CJ
t=L

схэ

D

Т Р А Й Н И Н Ъ .
Т е л е Ф о н т ь № 1128.
Р и ж с к і й просп., № 40, с о б . д о м ъ .

Телегаммы: Трайнинъ-Петербургъ.
р е й с ъ - к у р а и т ы
б е з г і л а т и о ,

ра-о
в

•s
>=3



вино

СЕНЪ-РАФАЭЛЬ

есть тоническое укрѣпляющее и способствующее

пищеваренію и востановляющее силы вино. П р е -

восходно н а вкусъ. Неоцѣнимо при анэміи, при
нервныхъ

р—«

3 А В О Д О В Ъ

и желудочныхъ

страданіяхъ и в ъ

періодъ выздоровленія. Волѣе дѣйствительное
средство для слабыхъ и выздоравливающихъ, чѣмъ
желѣзные и хинные препараты. Вило Сенъ-Рафаэль с Ь
прописывается в ъ дозахъ винной рюмки послѣ 3 =
1=з
каждой ѣды, н ликерной для дѣтей. Предпочтительно CJ+
употреблять в ъ прохладиомъ состояпіи. Вино
Сенъ-Рафаэль, по своему пріятному

вкусу, не

уступаете лучшимъ дессертнымъ винамъ.-

(Прав, вгьстн. А? 16).

Дозпол. цензур. Спб. 24 Map. 1905 г.

. Типо-лит'огр. . . Э н е р г і я " , ( Э . М. Шапиро), З а г о р . 17

1