Церковное пение [Татьяна Николаевна Терещенко] (pdf) читать онлайн

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Церковное пение

ÓÄÊ 245
ÁÁÊ 86.37
Ö44
Äîïóùåíî ê ðàñïðîñòðàíåíèþ
Èçäàòåëüñêèì Ñîâåòîì
Ðóññêîé Ïðàâîñëàâíîé Öåðêâè
¹ ÈÑ Ð 14-408-0887

Ö44

Öåðêîâíîå ïåíèå / [ðåä.-ñîñò. Ò. Í. Òåðåùåíêî]. — Ì. : ÄÀÐÚ,
2014. — 32 ñ. : öâ. èë. — (Ìàëàÿ ïðàâîñëàâíàÿ ýíöèêëîïåäèÿ). —
0+.
ISBN 978-5-485-00494-1
Î÷åðåäíîé âûïóñê íàøåé êðàñî÷íî èëëþñòðèðîâàííîé ýíöèêëîïåäèè
ïîñâÿùåí öåðêîâíîìó ïåíèþ. Âû óçíàåòå, êàê ðàçâèâàëàñü ìóçûêàëüíàÿ
êóëüòóðà Öåðêâè íà ïðîòÿæåíèè âåêîâ, ïî÷åìó â ðàçíûõ ðåãèîíàõ è
äàæå öåðêâÿõ îäíîãî ãîðîäà ïîþò ïî-ðàçíîìó, ïî÷åìó â ïðàâîñëàâíûõ
õðàìàõ íå ïîëüçóþòñÿ ìóçûêàëüíûìè èíñòðóìåíòàìè è ìíîãîå äðóãîå.
Èçäàíèå ïðåäíàçíà÷åíî äëÿ âñåõ, èíòåðåñóþùèõñÿ èñòîðèåé Ðîññèè è
Ïðàâîñëàâèÿ, â òîì ÷èñëå äëÿ äåòåé è ðîäèòåëåé.
ÓÄÊ 245
ÁÁÊ 86.37

ISBN 978-5-485-00494-1

© Èçäàòåëüñòâî «ÄÀÐÚ», 2014

Ðåäàêòîð-ñîñòàâèòåëü: ÒÅÐÅÙÅÍÊÎ ÒÀÒÜßÍÀ ÍÈÊÎËÀÅÂÍÀ
Âûïóñêàþùèé ðåäàêòîð: Î. Ì. ØÀÏÀÅÂÀ
Êîððåêòîð: Í. Í. ÑÅÐÃÅÅÂÀ
Êîìïüþòåðíàÿ âåðñòêà: Å. Â. ÈÂÀÍÎÂÀ
Îôîðìëåíèå: Í. Ë. ÊËÈÌÎÂÀ
Ïîäïèñàíî â ïå÷àòü 08.08.2014. Ôîðìàò 84õ108/16. Ãàðíèòóðà «Dar».
Ïå÷àòü îôñåòíàÿ. Óñë.-ïå÷. ë. 1,21. Ó÷.-èçä. ë. 0,92.
Òèðàæ 3 000 ýêç. Çàêàç ¹
Èçäàòåëüñòâî «Äàðú»
111395, Ìîñêâà, óë. Êðàñíûé Êàçàíåö, ä. 6, ñòð. 2, îô. 17
Òåë. +7 (495) 211-21-23. E-mail: dar@pravkniga.ru. Web: www.dar-kniga.ru
Ïî âîïðîñàì ðåàëèçàöèè îáðàùàòüñÿ:
ÎÎÎ «Äàðú»
111395, Ìîñêâà, óë. Êðàñíûé Êàçàíåö, ä. 6, ñòð. 2, îô. 17
Òåë.: +7 (926) 363-1030, +7 (925) 475-8273
E-mail: darizdat@gmail.com. Èíòåðíåò-ìàãàçèí: www.pravkniga.ru
ÎÎÎ «Ïàëàìåä»
105264, Ìîñêâà, óë. Âåðõíÿÿ Ïåðâîìàéñêàÿ, ä. 47
Òåë.: +7 (495) 780-3911
Èçäàòåëüñòâî ÄÀÐÚ â ñîöèàëüíûõ ñåòÿõ:
LiveJournal: http://darkniga.livejournal.com
Facebook: http://www.facebook.com/izdDAR
VKontakte: http://vk.com/dar_kniga

монастыри
России

Самый естественный, самый древний и
самый благородный способ выражения молитвенных чувств — слово. Слово дано человеку в
первую очередь для того, чтобы он славил
Бога. Мы приходим в церковь, которая названа Спасителем домом молитвы (Лк. 19, 46).
Здесь требуется от людей сосредоточенность,
самоуглубление и возношение духа к Богу.
Что же более всего к этому располагает
молящегося? «Ничто так не возвышает и не
окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не
избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как
согласное пение и стройно составленная божественная песнь», — говорит святитель Иоанн
Златоуст (из Беседы на 41-й псалом).
Русская Православная Церковь допускает
в богослужении только вокальную музыку —
пение. Неписаный обычай, исключающий
употребление инструментальной музыки,
имеет идейное основание в самом православии. Вокальная музыка — это музыка натуральная, а инструментальная — искусственная, подражательная. Псалмопевец Давид
хотя и призывает хвалить Бога на всех музыкальных инструментах, в то же время призывает все народы петь «разумно».
Церковное пение, соединяющее музыку и
слова молитвы, воздействует на людей с благодатной силой — возвышает душу над земным,
примиряет нас с самими собой и с ближними,
уменьшает немощи, облегчает скорби, приводя нас в возвышенное состояние, знакомое
каждому молящемуся в православном храме.
Вера в единство земного и небесного
определила взгляд на пение в земной Церкви:
оно — отзвук пения ангельского, язык восторженного состояния человека, средство к
возбуждению и выражению молитвенных
чувств.

Спас Вседержитель. Икона
Худ. Андрей Рублев. Около 1400 г.



5

4

церковное
пение

О музыке

ов
Ф. Сычк
вы. Худ.
а
л
с
о
т
с
Хри

М
Музыка (греч. «искусство муз») — это вид
искусства,
в котором средством воплощения
иску
художественных образов служат определенхуд
ны
ным образом организованные музыкальные
зву
звуки.
Основные элементы и выразительные
средства музыки — это лад, ритм, метр, темп,
ср
изменения громкости, тембр, мелодия, гариз
м
мония, полифония, инструментовка. Музык
ка фиксируется в нотной записи и реализуеется в процессе исполнения.
По исполнительским средствам музыка
подразделяется на вокальную, инструментальную и вокально-инструментальную.
Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония).
Музыка подразделяется: на роды и
виды — театральная (опера, балет и т. п.),
симфоническая, камерная и др.; на жанры — песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.
Принято также разделение музыки на
светскую и духовную.
Духовная музыка — это музыкальные
произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для
исполнения во время церковной службы,
со сцены или в быту.
Церковная музыка — это вокальная и
инструментальная музыка христиан (католиков, протестантов, православных),
сопровождающая церковное богослужение. Католическая и Протестантская Церкви используют в богослужении инструментальную музыку, а Православная
Церковь — нет, в православных храмах
звучит только человеческий голос — пение.

← И. С. Бах. Agnus Dei из мессы си минор

церковное
пение

Ангельское пение
С религиозной точки зрения способность
ость к
пению составляет отличительное свойство
йство
только разумных существ — Ангелов и людей.
юдей.
Пение, как и речь, служит у тех и у других
х для
выражения высоких чувств богопочтения.
ния.
В ветхозаветные времена верили, что Ангелы
елы
и люди поют одни и те же песни.
В Священном Писании, в явлениях свявятым и праведным людям, Ангелы представавроляются хорами, поющими хвалу Богу. Пророк Исайя видел Серафимов, окруживших
их
Престол Божий и обращающихся друг к
другу с пением: Свят, Свят, Свят Господь
дь
Саваоф (Ис. 6, 3). Пение Ангелов слышал
ал
пророк Иезекииль. Иоанн Богослов в
Откровении неоднократно упоминает о
пении тех, кто окружает Престол Божий.
Первое христианское песнопение было
принесено на землю Ангелами в рождественскую ночь. Слава в вышних Богу, и на
земле мир, в человеках благоволение, —
пели Ангелы (Лк. 2, 14). И люди знали о сходстве своих хоров с небесными хорами ангелов. Особенно красивое пение издревле
называли «ангельским».
На литургии во всех православных храмах звучит Херувимская песнь.
В переводе с церковнославянского
языка она звучит так: «Мы, таинственно
изображая херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим
теперь заботу обо всем житейском, чтобы
нам прославить Царя всех, Которого невидимо носят и прославляют ангельские силы».
Обычно она распевается сладкозвучно,
тягуче. Эта молитва напоминает нам, как
ангельские силы на небе служат у престола
Божия, — и мы им в этом подражаем.

Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф!
Книжная миниатюра. Россия. XVI в.



Ангелы.
Фреска.
Византи
я. XIII в.

5

Музыка в Ветхом Завете

Переход евреев
через Красное море
Книжная миниатюра
Византия. XI в.

Поражение
Давидом Голиафа
Худ. К. Лебедев

Упоминания о поклонении Богу в виде песнопений часто встречаются в Ветхом Завете.
После успешного перехода через Красное море
Моисей и Израиль воспели Господу (см. Исх. 15, 1–18).
После победы Давида над Голиафом выходили
женщины с пением и плясками, с торжественными
тимпанами и кимвалами (1 Цар. 18, 6). Давид
был известен как музыкант (см. 1 Цар. 16, 14–23; 18, 10;
19, 9). Еще до того, как Соломон построил храм, у
Давида были люди, которые пели перед скинией
(см. 1 Пар. 6, 31–32). Давид и начальники службы отделили сыновей Асафа и Емана, чтобы они пророчествовали на цитрах, псалтирях и кимвалах (1 Пар. 25, 1). Не только мужчины, но и женщины пели в доме Господнем с кимвалами, псалтирями и
цитрами в служении в доме Божием (1 Пар. 25, 6). Для выполнения своих
обязанностей эти храмовые музыканты были по жребию разделены на
двадцать четыре группы. Певцы пели всей группой, и получалось что-то
вроде хора. Когда Соломон завершил строительство храма и в него вносили ковчег завета, с восточной стороны жертвенника стояли храмовые
певцы и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами. Певцы

были с кимвалами, псалтирями и цитрами. Все вместе они в унисон восхваляли и славословили Господа
(см. 2 Пар. 5, 12–13).
Езекия поставил... левитов в доме Господнем с
кимвалами, псалтирями и цитрами (2 Пар. 29, 25).
Левиты стояли с музыкальными орудиями Давидовыми, а священники — с трубами. Пение Господу
начиналось во время всесожжения (см. 2 Пар. 29, 27).
Все собрание молилось, избранные левиты пели
хвалу, а народ опускался на колени, поклоняясь
Господу.
Больше всего говорится о музыке в Псалтири.
Заглавия говорят о том, как использовались псалмы,
но вряд ли они принадлежат авторам этих текстов.
В еврейской, греческой и латинской Библиях они отличаются. Из
150 псалмов шестьдесят девять о музыкальных инструментах ничего не
сообщают. Шестнадцать говорят об использовании музыкальных инструментов. В эпоху Закона пение левитов под аккомпанемент было частью
поклонения. Иудеи устраивали процессии, в которых участвовали музыканты (см. Пс. 67, 25–26). Священники трубили в трубы, а левиты пели.
Трубы, псалтири и гусли — наиболее часто упоминаемые инструменты,
а в псалме 150 перечислен целый оркестр.

Давид с псалтирью
и музыкантами
Книжная миниатюра
Англия. IX в.

Давид Псалмопевец
Худ. К. Лебедев

8

церковное
пение

Богослужебное пение
древней Церкви

Молитвословие
Давида Богу
Резная пластина
оклада Псалтири
Франция. IX в.
Первые христиане
Киева. Худ. В. Перов

Первые христиане музыкальных инструментов не использовали. Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, — наставляет апостол Павел (1 Кор. 14, 26). Обязательность и способ богослужебного пения были узаконены в Апостольских постановлениях: «После двух чтений... поют псалмы
Давида, а народ да повторяет голосно концы стихов» (Кн. II,
гл. 57). Христиане пели также ветхозаветные гимны и новозаветные раннехристианские песнопения: «Слава в вышних
Богу», «Величит душа Моя Господа», «Ныне отпущаеши».
Тогда же были составлены и сохранились доныне «Свете
тихий», «Да молчит всякая плоть», «Слава Тебе, Господи, слава
Тебе», «Приидите, поклонимся» и др. На молитвенных собраниях-агапах
пелись песнопения-импровизации: «По умовении рук и возжигании светильников каждый вызывается в средину песнословить Господа, кто как
может — от Святого Писания или от своего ума» (Тертуллиан «Апологетика»).
О порядке пения в древней Церкви имеются следующие сведения.
1. Пение общенародное. В древней литургии апостола Иакова на

церковное
пение

казано
возгласы священнослужителя народу указано
едную
отвечать «аминь», «и духови твоему». Победную
лашапеснь «Свят, Свят, Свят» верующие приглашаются петь особенно громогласно.
2. Пение одиночное. С этой целью была
утверждена особая степень «певцов» в клире.
лире.
Такое пение было распространено у египетпетских пустынников.
В IV в. Лаодикийским Собором было устастановлено, чтобы вместо всего собрания пели
ели
только избранные певцы (правило 15). Это
Церковн
объяснялось, вероятно, тем, что пение всего
его
ый хор
собрания звучало нестройно: к этому вреемени число священных песней значителььно увеличилось, а народ уже не так усердно
храм,
но посещал хра
ам,
м
как это было у первых христиан.
Способ антифонного пения, когда пели
ли попеременно два хора,
хора в IV в.
в
ввел свмч. Игнатий Богоносец. Его применяли в торжественных случаях
на праздничном служении в больших соборах и монастырях.
После прекращения гонений христианское богослужение становится
более сложным, чинным и торжественным,
и церковное пение отражает эти изменения.
Стали образовываться отдельные хоры или
лики правого и левого клиросов. Количество
песнопений увеличивалось, знать и петь все
наизусть стало невозможно — потребовались книги. Пение утратило былую простоту, стало более искусным и изысканным.
Эта изысканность со временем получила
оттенок мирской свободы и даже театральности. Происходило обмирщение пения.
Окончательно определилось отношение
к музыкальным инструментам, кое-где
участвовавшим в богослужениях. В книге
мч. Иустина «Певец» (II в.) говорится: «петь
Богу на бездушных инструментах... не
допущено». В Восточных православных
Церквях и в Западных до VIII в. богослужебное пение не сопровождалось никакими
музыкальными инструментами.
Тайная вечеря
Книжная миниатюра
Иерусалим. XII в.



9

церковное

10 пение

Житие и успение прп. Ефрема Сирина. Икона. XV в.

Свт. Афанасий Великий
Икона. XVI в.

Прп. Роман Сладкопевец
Фреска. XVI в.

Составители
церковных песнопений
«Людей к пению,— гласит церковная песнь,— возглавляет
благодать». Согласно с этим и способность к пению признается особым даром Божиим. Составителями церковных песнопений были люди, просиявшие мудростью, благочестием и
святостью жизни.
Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский — устроитель антифонного пения.
Святитель Климент Александрийский — составитель
множества гимнов и песней своего времени, определивших
церковный характер пения.
Мученик Иустин Философ — автор книги «Певец», где
собраны христианские гимны и дан порядок их исполнения.
Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, установил распевное чтение при богослужении. Пение в Александрийской Церкви при нем производило
на современников потрясающее впечатление своей чинностью, стройностью и вместе с тем душевностью и простотой.
Блаженный Августин, слушая это пение, плакал: «Трогательные звуки поражали мой слух, а истина, заключавшаяся
в них, проникала в мое сердце и возбуждала благовоние».
Преподобный Ефрем Сирин — составитель многих песнопений и напевов, учредитель греческой крюковой нотации.
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, много потрудился словом и делом для благоустройства церковного пения. Он впервые организовал



Свмч. Игнатий Богоносец. Мозаика. XIV в.

церковное
пение

Свт. Амвросий Медиоланский
Мозаика. XI в.

Свт. Григорий Двоеслов
Фреска. XVI в.

настоящий певческий хор под управлением придворного
музыканта, принимавший участие в литургиях и всенощных.
Преподобный Роман Сладкопевец, диакон — творец
кондаков, которых он написал до тысячи.
Преподобный Иоанн Дамаскин — составитель многих
церковных песнопений и установитель в нашей Церкви
осмогласия — основного закона ежедневного богослужебного пения.
В Западных Церквях много заботились об устройстве
пения:
Святитель Амвросий Медиоланский — автор книги
«Антифонарий», в которой положены на ноты составленные
им гимны (среди них «Тебе Бога хвалим»);
Святитель Григорий Двоеслов устроил в Риме певческую школу, просуществовавшую около 300 лет.
Есть немало примеров того, что церковное пение — дело
богоугодное и что люди, надлежаще его употребляющие,
пользуются особым покровительством Божиим и Божией
Матери. Так, прп. Роман Сладкопевец получил дар песнопения через свиток, данный ему Богоматерью. Она же исцелила отсеченную руку прп. Иоанна Дамаскина. Подобного же
явления и исцеления удостоился афонский певец XIV в.
Иоанн Кукузель. По преданию, Матерь Божия явилась
прп. Косме Маюмскому, составителю «Честнейшей Херувим», и «с веселием рекла: “Приятны Мне те, которые поют
духовные песни, но никогда Я столь близка не бывала к ним,
как когда поют они сию новую песнь твою”».

Мч. Иустин Философ. Фреска. XVI в.



11

Свт. Иоанн Златоуст
Икона. XIV в.

Прп. Иоанн Дамаскин
Фреска. XIV в.

12

церковное
пение

Церковная музыка
христианского Запада

Иоганн Себастьян
Бах. Рукопись
«Месса си минор»
XVII в.

Богослужение всех религий состоит из двух
основных элементов — действенного и словесномузыкального. Музыка является неотъемлемой
частью богослужения почти всех религий.
В неправославных религиозных обществах наряду с вокальной музыкой употребляется и инструментальная, но главной остается музыка вокальная. С понятием божества во всех религиях
сопряжено понятие величия, а в более близких к
истине — понятие чистоты и святости. Существенными признаками религиозной музыки являются:
серьезность, торжественность и спокойствие. Эти
качества свойственны всякой религиозной музыке: чем ближе к истине стоит данная религия, тем
сильнее и ярче выступают они в музыке. Церковная музыка рождается в недрах данной Церкви.
Она прежде всего самобытна: она не может быть
навязываема извне, и если заимствуется, то вместе
с самим учением данной Церкви.
Церковная музыка — это музыка, звучащая
во время церковного (христианского) богослужения.
Это разновидность религиозной (духовной) музыки, с древнейших
народов мира; последняя включает и произведевремен известной у всех народ
исполняемые вне церкви — в быту, в концерния, и
тах. В каждой Церкви — Православной, Католической, Протестантской и др. — сложились свои
ческо
принципы музыкального оформления богослуприн
жения; существенные различия обнаруживает
жени
и ц
церковная музыка различных местных
вет
ветвей одной и той же Церкви (например,
Русской, Болгарской, Сербской, Грузинской,
Рус
Гре
Греческой и др. Православных Церквей).
Католическая церковная музыка основыва
вается на григорианском хорале. Все католиче
ческие песнопения исполняются на латинск
ском языке (лишь в 60-х гг. XX в. было
ддопущено пение в церкви и на родных

sa
ись «Mis
е. Рукоп
р
п
е
Д
н
Жоске
XVI в.
Virgine».

de Beata

церковное
пение

апелла
языках); они многоголосны и поются а капелла
или в сопровождении органа, оркестра.
езульГригорианский хорал сложился в результате отбора и переработки Католической Церковью местных христианских песнопений.
ений.
Канонизация напевов и текстов и строгое распределение их по датам церковного года были
завершены к концу VII в., при святителе
теле
Григории I Великом, папе Римском. После
осле
смерти Григория католическим хоралам пририсвоили его имя. Католическая Церковь стререГригори
милась придать песнопениям характер
ер
анский х
ор Пари
жа
мистического созерцания, религиозного
го
экстаза, отрешенности от всего земного.
о.
Григорианский хорал исполняется певцами
хор
ми (мужской
йх
ор
р
в унисон), тексты главным образом прозаические,
розаические, заимствованы из
Библии. С усвоением церковной музыкой
ой многоголосия григорианский
хорал остался тематической основой полифонических произведений.
Важнейшие формы католической церковной музыки — это месса
(литургия), реквием (заупокойная месса), мотет (многоголосное вокальное пение), псалмы, тедеум (песнопение,
исполняемое в праздники и при торжественных шествиях), Стабат Матер (вокальноинструментальное произведение «Стояла
Мать скорбящая»).
Основная форма лютеранской церковной музыки — это протестантский хорал,
который поется и церковным хором, и
самими верующими на родном языке в
сопровождении органа и др. музыкальных
инструментов. Наиболее распространены
формы лютеранской церковной музыки —
это «Страсти», духовная оратория, кантата, мотет, псалмы, духовные песни.
Для Церкви были созданы величайшие
творения мировой музыкальной культуры — «Страсти по Матфею» и «Месса
си минор» Баха, «Реквием» Моцарта, «Торжественная месса» Бетховена и многие
другие.
Поющие монахи. Фрагмент фрески
«Погребение св. Мартина»
Худ. Симоне Мартини



13

14

церковное
пение

Богослужебное
Бо
ог
пение в Византии

Крест
р
тельный
Византия. VIII в.

Таблица канонов
Книжная миниатюра
Византия. VI в.

Осо
Особенности
об
исторического развития музыкального искусства
сттв в течение первых четырех веков существования
Византийской
империи привели к закреплению опредеВ
ленных
жанров, как сложившихся еще на заре хрисл
тианства,
так и возникших позже. Из старых, освящент
ных
н традицией жанров особенно активно продолжали
культивироваться
псалом и антифон. Но псалмы
к
исполнялись
уже не в своем первоначальном виде, а с
и
краткими
фразами, вставляемыми между псалмовыми
к
стихами,
что называлось «гипопсалмом».
стти
Псалтирь
разделилась на 20 разделов, именовавшихся
Псаал
кафизмами.
Каждая кафизма подразделялась на три статиса
кафизм
ма
(расстановка,
позиция), содержащих приблизительно по три
(расстан
но
псалма.
Начиная
Начи
ин с середины VII в. самым популярным жанром становится канон
кан — музыкально-поэтическая композиция, исполнявшаяся во время утренней службы. Канон содержал 9 разделов, называвшихся одами. Каждая ода представляла собой поэтический пересказ
девяти библейских песен из Нового и Ветхого Заветов: 1) благодарственная песнь после прохождения Красного моря (Исх. 15, 1–19); 2) наставления Моисея (Втор. 22, 1–47); 3) молитва Анны, матери Самуила (Цар. 2,
2–10); 4) молитва Аввакума (Ав. 3, 2–19); 5) молитва Исайи (Ис. 26, 9–19);
6) молитва Ионы (Иона 2, 3–10); 7) молитва Азарии и начало гимна трех отроков (Дан. 3, 26–45,
52–56); 8) продолжение гимна трех отроков
(Дан. 3, 57–88); 9) песня Богородицы (Лк. 1,
46–55). В отличие от своего предшественника
кондака, в котором строфы пелись на одну и
ту же мелодию, исключая вступление, в каноне каждая ода исполнялась либо на новую,
либо на существенно измененную мелодию.
Каноны стали создавать буквально для каждого праздника.
Другим популярным жанром этого времени стал тропарь. Первое упоминание о
тропаре относится к началу VI в. Первоначально он представлял собой краткую молитву, следовавшую за стихом какого-либо псалма. Тропари сочинялись ко всем праздникам,
Книга од. Псалтирь Теодора
Византия. XI в.



церковное
пение

ко всем торжественным событиям и к дням поминовения
святых. Этот жанр стал основным в византийской
гимнографии. Особенно его значение возросло после
иконоборческого движения, когда стало упорядочиваться
богослужение, но он не был самостоятельным произведением, а служил частью более крупной музыкальнопоэтической композиции.
Каждому музыкальному жанру отводилось определенное место в богослужении. Музыкальное оформление
самого богослужения было регламентировано.
В зависимости от церковных праздников устанавливался состав песнопений, последовательность молитв и
пения. Хоровые произведения исполнялись то правым,
то левым хорами, а также народом и солистами. Судя по
литургическим памятникам этого периода, все богослужение было буквально пронизано музыкой, что усиливало эмоциональное воздействие богослужения на верующих. Византийская литургия превратилась в грандиозное и впечатляющее
действо. Не случайно приезжавшие в Константинополь иностранцы стремились посетить крупнейшие соборы, чтобы присутствовать на службах,
ставших неотъемлемой частью и характерной чертой византийской культуры. Сложность и многоплановость музыки богослужений требовала
умелого руководства певчими. Принципы формирования церковных,

15

Христос
Пантократор
Мозаика. Византия
XIII в.

16

церковное
пение

монастырских и дворцовых хоров были разнымона
ми и часто менялись. Функции руководителя
переходили от одной должности к другой.
пере
Регентом могли называть и доместика, рукоРег
водителя
вод
певчих, и протопсалта (главного
певчего
пев
в хоре, солиста). На рубеже V–VI вв.
впервые
впе
появляется термин канонарх. Из-за
бедности
бе
монастырей, не позволявшей иметь
богослужебные
книги в нужном количестве,
бо
а также из-за малого числа грамотных певцов
ввошло в обычай пение «под диктовку». Канонарх, что значит «начинатель установленнон
оле
антиноп
т
с
н
о
К
гго» (т. е. пения), один из монахов, держа в
офии в
вятой С ьер
Собор с
р
е
руках книгу, произносил речитативом
ул). Инт
(Стамб
фразой, а певцы пели эти фразы по мере произфр
фразу
за фраз
несения каждой из них.
Самую важную должность в церковных хорах выполняли доместики
(лат. начальник, предводитель). Они были наиболее музыкально образованы, они же обучали певчих. Доместик выучивал с певчими все песнопеЛик Богородицы
ния, необходимые для богослужения. Именно доместик осуществлял
Мозаика
Византия. X в.
«хирономию» — жестикуляцию, при помощи которой он напоминал певчим движение мелодий и выдерживал
ритм. Доместик должен был обладать хорошим голосом, так как сольные номера и
фрагменты исполнял в основном он. В обязанности доместика входило и соблюдение
установленной последовательности песнопений во время богослужения.
Большая роль музыки в церковной,
монастырской и государственной жизни
заставляла заботиться о подготовке певчих, способных на высоком художественном уровне исполнять всю музыкальную
часть богослужения. Такие певчие воспитывались при церквях и монастырях. Сам
уклад жизни монастыря предопределял
музыкально-религиозное воспитание.
Устав монастырских служб предусматривал множество ежедневных песнопений.
Каждый певчий обязан был не только

церковное
р
пение

17

м, но и
хорошо владеть вокальным искусством,
знать репертуар.
узыка
Независимо от того, создавалась ли музыка
печатизвестными авторами, имена которых запечатными
лены в церковной традиции, или безвестными
музыкантами, многие из песнопений благодаря
одаря
своим выдающимся художественным достоостоинствам надолго вошли в музыкальную жизнь.
изнь.
Разнообразие музыкального репертуара привело к созданию «литургических книг»» —
рукописных сборников, в которых фиксиророКнягиня
Ольга в
вались песнопения: либо только текст, либо
ибо
ступает
Софии.
в храм с
Х
уд. И. М
текст с нотацией. Считается, что такой древеввятой
ашков
нейшей книгой, появившейся в VIII в., был
ыл
Стихирарий — собрание стихир. Другим
собраним ранним собр
б ан
аниием был Ирмолог, содержащий ирмосы канонов
нонов церковных праздников.
К XII–XIII вв. в Византии сложилась целая система песнопений,
песнопений припри
менявшаяся за богослужением. Она состояла из ограниченного числа
жанров, сформировавшихся ранее (псалом, канон, тропарь, гимн,
Христос
стихира). Постепенно создавалась стройная, музыкально обоснованная
Фреска
Византия.
XI в.
художественная система осмогласия. Осмогласие (греч. восьмигласие) — это система музыкальной организации песнопений по восьми гласам — различным наборам напевов. Системе осмогласия
строго подчинен один из богослужебных
кругов — восьминедельный; он начинается
с Фоминой недели после Пасхи, после чего
каждая седмица имеет свой глас, и круг
повторяется несколько раз до следующего
Великого поста.
В Восточной Церкви осмогласное
пение стало общеупотребительным к началу X в. Наиболее духовно впечатляющие формы оно обрело в храмах столицы
Византийской империи. Предание сохранило свидетельство русских послов равноапостольного князя Владимира: «Когда мы
были в храме греков, константинопольском храме святой Софии, то не знали, на
небе или на земле находились».

Богослужебное пение
Древней Руси

Святой Владимир
Казанский Кафедральный собор
Санкт-Петербург

Князь Владимир после своего крещения в
Корсуни привез в Киев певцов «от славян», присланных ему византийскими императором и
патриархом. С царицей Анной прибыли на Русь
греческие певцы — «Царицын хор». В княжение
Ярослава Мудрого в Киев пришли «богоподвизаемы трие певцы гречестии с роды своими».
Они-то и стали основоположниками русского
церковного пения. Наше древнейшее церковное
пение явилось к нам, таким образом, вполне готовым и было византийского происхождения.
«Повесть временных лет» сообщает, что князь
Владимир «нача поимати у нарочитыя чади дети и
нача даяти на ученье книжное». Школы, основанные Владимиром, давали и музыкальное образование и ориентировались на византийскую образованность. Греческие знаки безлинейного
нотного письма послужили основой средневековой музыкальной письменности, основу славянского алфавита составили буквы греческого алфавита. И на Руси скоро
появились свои учителя и мастера богослужебного пения. Оно сразу же
стало профессиональным, на что указывает Постановление церковного
Собора 1274 г., в котором гово
говорится, что церковное чтение и пение должны со
совершать люди, специально «посвященные
на это
это».
П
Певческое искусство в Киевской Руси возникл
никло до того, как христианство было признано
госу
государственной религией. Официальное крещен
щение Руси способствовало его быстрому
рос
росту и распространению. Князь Владимир
выделил на содержание главного Десятинного
выд
храма десятую часть государственного бюдхра
же
жета, что обеспечивало Церкви прочную эконо
номическую базу. При Десятинной церкви
бы
были созданы хор певчих и школа для обучения пению. Они и явились центрами певчен
сского искусства на Руси. О существовании

ов
. Васнец
а. Худ. В
р
и
м
и
д
а
ие Вл
Крещен

церковное
пение

двора доместиков в Киеве, близ церкви Богороедении
дицы, упоминает летописец. В этом заведении
дущие
жили и обучались мастерству пения будущие
тенидоместики, уставщики, руководившие чтенирковем и пением на клиросах, и запевалы церковных хоров.
рковВажную роль в развитии русского церковвней
ного пения, как и всей культуры Древней
ей с
Руси, сыграло установление тесных связей
ния
Византией. Развитие осмогласного пения
Византия завершила к X в., и этот век
Крещен
ие Руси.
стал началом исторического совершененХуд. В. В
аснецов
ствования осмогласия на Руси. С большим
им
интересом и любовью русские принялись за
изучение и усвоение музыкальной системы
мы греческого осм
осмосмоогласия и той нотации, знаков, которыми греки пользовались для записи
своих осмогласных мелодий. Греческое осмогласие стало называться у
русских «ангелоподобным», «изрядным», а нотные знаки — «знаменами»,
«столпами», «крюками».
Русское осмогласие создавалось не на основе раз и навсегда данных,
теоретически построенных звукорядах, а в процессе развития певческого
искусства. Сначала «откристаллизовывались» отдельные несложные
мотивы, или погласицы, которые постепенно вхоодили во всеобщее употребление как мотивы опредееленных гласов. Они служили своего рода лейтмотиивами для создания мелодий на тот или иной глас.
с.
Большинство певческих записей, сохранившиххся от времени Киевской Руси, выполнено опредееленными знаками (знаменной нотацией). Записаннные таким способом мелодии стали называться
ся
знаменными (от слова «знамя» или «знак»). Отсюда и
пение носит то же название, а позднее, в пору рассый
цвета, такие мелодии стали называться «знаменный
ие
распев». Пользуясь византийской записью, русские
амастера пения благодаря условности певческих зназков могли допускать отступления в напевах, видоизнменять их. В Русской Православной Церкви знаменное пение сразу стало обретать свой колорит.
В XI в., при составлении первых русских служб —
й)
святым Борису и Глебу (перенесение мощей)

19

Сборник нотный

20

церковное
пение

и преподобному
Феодосию Печерскому — певпре
чим отводится определенная роль. И скоро
среди
сред русских появляются свои собственные,
«гораздые»
(мастера) певцы, стремящиеся к
«гор
сам
самостоятельному творчеству.
В конце XVI — начале XVII в. Русская Православная Церковь обогатилась новыми осмовос
гл
гласными распевами: киевским, греческим и
болгарским, а с конца XVII по XIX в. пополбо
н
нилась симоновским, сложившимся в моск
ковском Симоновом монастыре, напевом
московского Успенского собора, монастырм
й
о
в
сскими напевами, придворными и обычными.
, крюко
нотный
Сборник
Основное значение в процессе образовазнаменных распевов имели учителя пения и отдельния знаменны
ни
ные певцы, творцы церковных напевов. К сожалению, история сохранила
них. Преисполненные сознанием великой ответвесьма скудные сведения о них
ственности перед Церковью, эти скромные, богобоязненные музыкантыпрактики трудились во славу Божию в тиши монастырских келий.
Наряду со знаменным пением на Руси с X в. существовало демественное пение (греч. домашнее), или демество. Считавшееся самым изящным,
демественное пение было свойственно домашнему греческому быту. Оно
было свободно от условий и границ, положенных для церковного богослуКрюковая
нотация
жебного пения, не подчинялось строгим законам осмогласия и отличалось

церковное
пение

ашнее,
музыкальной свободой. Такое же домашнее,
келейное назначение оно имело сначала и наа Руси.
ебную
Но с XVI в., внедрившись и в богослужебную
практику, стилистика демественного пения
принципиально изменилась. Демеством стали
петь в торжественных случаях праздничные
чные
стихиры, величания и многолетия. Богослуослужебная музыка исполнялась на Руси певцами,
ами,
имевшими специальное посвящение от епискоскопа и принадлежавших к сословию церковновнослужителей. В XV в. начали складываться
ься
Кондак Б
хоры из певцов-любителей, выделявшихся
хся
орису и
Гл
Рукопис
ь начала ебу
голосовыми данными и хорошо знавшими
ми
XII в.
церковное пение. Вначале они были образоованы при великокняжеском и митрополичьем
личьем дворах,
двора
рах
х,
а затем при богатых боярских домах и соборных
рных городских храмах.
Во второй половине XVI в. известность получают хор государевых пев
певчих и хор патриарших певчих. Оба хора составлялись из лучших голосов
Руси, пользовались привилегиями и были на казенном содержании. Хор
государственных певчих в XVIII в. был преобразован в Придворную певческую капеллу, а хор патриарший — в Московский синодальный хор. В этих
хорах усваивалось все самое важное и ценное. Позднее Московский синодальный хор преобразовался в хоровое училище мальчиков имени
А.В. Свешникова, а затем получил статус Академии хорового искусства.

21

Стихира Иоанну
Златоусту
Рукопись XII в.

22

церковное
пение

Знаменное, строчное
и партесное пение

Горовосходный холм
Наглядное пособие для
изучения знаменного
пения. Лубок. XIX в.

Знаменное пение — это основной вид древнерусского церковного пения. Название происходит от старославянского слова
«знамя», т.е. знак. Знаменный распев представляет собой монодию, исполняющуюся в унисон. Знаменный распев, в своих основах заимствованный из Византии, сложился как самостоятельный род пения в XII в., когда христианство распространялось в
народных массах и византийские формы стали подвергаться воздействию народной музыки. Знаменный распев развивался в рамках системы осмогласия. Восемь гласов с их текстами составляли
«столп», т. е. цикл, повторявшийся каждые 8 недель; поэтому знаменный распев иногда называют столповым (реже — крюковым). Система
осмогласия представляла собой сумму мелодий (попевок), служивших
материалом для распевания текста на тот или иной глас. Из трех-четырех
попевок складывалась погласица целого песнопения. Погласицы сохранились в записях
XVI в., но происхождение их, несомненно,
является более ранним.
Распевая тексты на основе попевок погласицы, певцы использовали приемы, близкие
принципам народного песнетворчества: опевание того или иного звука как опорного и
перемещение опоры на прилегающий к ней
неопорный звук. Напевы раннего знаменного
распева были несложными и по ритму, и по
мелодическому рисунку. Мелодии делились
на самогласны и подобны. Подобны отличались большей оригинальностью мелодических
оборотов и четкостью конструкции строк, что
позволяло использовать их для пения нераспетых текстов.
Количество попевок знаменного распева
постепенно увеличивалось, одновременно
расширялся их диапазон. Лаконичные мотивы
переросли в широкораспевные. Усовершенствовалась техника композиции. Мастера XV в.
уже не ограничивались элементарными приемами изложения напева. Они использовали



Образец троестрочной партитуры
Рукопись XVI в.

церковное
р
пение

23

ирение
повтор, вариации, сокращение и расширение
ли распопевок, секвенции. К началу XVI в. были
осьми
петы все песнопения воскресных служб восьми
гласов, праздников всего года и обиход — песечернопения повседневного богослужения — вечермика
ни, утрени и литургии. Мелодика и ритмика
и его
знаменного распева в течение всей истории
развития были плавными и равномерными.
ми.
Знаменный распев записывался особой
бой
нотацией, в основу которой была положена
ена
палеовизантийская невменная нотация. По
Знаменн
ый расп
мере увеличения количества попевок, их
ев в нот
ной запи
развития и усложнения приемов композииси
ции усложнялась и сама нотация.
В XVI в. некоторые знаменные мелодии
дии были усложусло
ложжнены в основном за счет увеличения длительностей
ительностей и применения синкоп. В результате преобразования попевок возник
новый стиль монодии —
путевой распев, характеризующийся медленным
и тяжеловесным движением.
К середине XVII в. в
певческом искусстве наметилась тенденция к сокращению пространных
мелодий ради большей
ясности текста. Сокращенные мелодии стали называть малым распевом, а
оригинальные — большим
распевом.
Мелодии знаменного
распева использовались и в
ранних формах многоголосия в так называемом троестрочном пении, а также в
демественном распеве. Во
2-й половине XVII в. многие
Догматик 1-го гласа
Запись крюками
Рукопись середины XV в.



24

церковное
пение

из знаменных
песнопений были переведены на
зн
пятилинейную
нотацию.
пяти
Во
В 2-й половине XVII в. знаменный распев
утратил
прежнее значение. Он сохранялся в
утр
крюковой
нотации у старообрядцев, а в пятикрю
линейной — в репертуаре монастырских хоров
лин
и в пении дьяков. В целях предохранения знаме
менного распева от искажений и установления единообразия текста Синод Русской Церни
кв
кви издал в 1772 г. в «квадратной» ноте, в т. н.
ц
цефаутном ключе, «Обиход церковный нотного пения», «Ирмологий нотного пения»,
н
ельский
Б
.
И
.
М
««Октоих нотного пения» и «Праздники нотй. Худ.
тнянски
Д. С. Бор
ного пения». В 1891 г. была издана «Триодь
цветная».
постная и цве
по
распеву вновь возрастает в начале XIX в.
Внимание к знаменному р
интереса к русской национальной музыке. Перв связи с пробуждением интер
вым к нему обратился Д. С. Бортнянский. Позже гармонизацией мелодий
из синодальных изданий занимались П. И. Турчанинов, Н. М. Потулов,
А. Ф. Львов. Проблема гармонизации знаменного распева интересовала
М. И. Глинку. К знаменному распеву обращались в своих сочинениях П. И. Чайковский, А. Д. Кастальский, Н. А. РимскийКорсаков, М. А. Балакирев, С. В. Смоленский,
M. M. Ипполитов-Иванов, А. Т. Гречанинов, П. Г. Чесноков, А. В. Никольский,
Н. Я. Мясковский, С. В. Рахманинов и др.
Строчное пение — вид древнерусского
церковного многоголосия. Участники хора
не разделялись на партии по регистровому
или тембровому признакам, изложение
было 2-, 3-голосное (отсюда термин «троестрочное пение») и редко 4-голосное.
Голос, ведущий основную мелодию, занимал в партитуре среднее место и назывался
путем, а его исполнители — путниками.
Мелодию, звучащую выше пути, писали в
партитуре над путем и называли верхом, а
ее исполнителей — вершниками. Мелодию,
звучащую ниже пути, писали под путем и



Трехголосная партитура строчного
пения. Рукопись XVII в.

церковное
пение

25

называли низом, а ее исполнителей — нижникажниками. В 4-голосном произведении приписывалась
валась
еще мелодия под названием «демество», исполнители которой именовались демественниканиками. Демество чаще всего писали выше пути.
Для облегчения чтения партитуры ее строки
роки
писали вперемежку чернилами и киноварью.
рью.
В построении такой партитуры ясно
выступают 2 принципа: принцип «ленточночного» многоголосия, где все голоса поют одну
дну
мелодию с различных ступеней звукоряда,
да,
Портре
почти в точности сохраняя ее высотный
йи
т ко
Н
иколая А мпозитора
ритмический контур, и принцип подгололон
Худ. В. А дреевича Римс
кого-Кор
. Серов
сочной полифонии, где голоса образуют
ют
сакова
подголоски, звучащие на выдержанных
ых
нотах основной мелодии.
Время и обстоятельства появленияя
строчного пения не установлены. Некоторые исторические документы дают возможность предполагать, что строчное пение
было известно в Москве уже в 20-е гг.
XVII в.
Партесное пение (лат. partes — голоса, мн. ч. от лат. pars — часть, участие, в
переносном смысле — хоровая партия) —
стиль русской и украинской многоголосной
хоровой музыки. Партесное пение было
перенесено в Россию с Украины в середине XVII в., просуществовало вплоть до
последней четверти XVIII в., получив распространение по всей России. Количество
голосов в партесном пении колеблется в
широких пределах — от 3 до 12, в единичных
случаях оно достигает 16, 24 и даже 48.
Известны имена более пятидесяти
украинских и русских композиторов —
создателей партесных произведений, среди
них: Василий Титов, Николай Дилецкий,
Симеон Пекалицкий, Николай Бавыкин,
Николай Калашников, Стефан Беляев.
Партесное пение
Концерт в честь Полтавской победы
Композитор В. Титов



26

церковное
пение

Русская духовная музыка
в XVIII–XIX вв.

Петр Великий
Худ. П. Деларош

Петровские преобразования в корне изменили культурную и общественную жизнь России. Чтобы вывести
русского человека из патриархальной замкнутости,
Петр устраивал ассамблеи с танцами, уличные праздники и торжества, запрещал «знатным персонам» иметь
домовые церкви, желая сделать соборы и приходские
церкви общественными центрами. Все это способствовало бурному развитию новой духовной и светской музыки. Постоянным участником торжеств был Придворный
хор, созданный на основе хора Государевых певчих и
переведенный в Петербург. Другим ведущим хором того
времени был хор Патриарших певчих, оставленный в
Москве и получившийнаименование Синодального.
В начале ХVIII в. высшего расцвета достиг многоголосный партесный
стиль хорового пения. Мастера этого стиля В. Титов, Ф. Редриков,
Н. Калашников создавали торжественные концерты и «многолетия».
Некоторые произведения были сочинены специально к важным событиям,

церковное
пение

27

например концерт В. Титова «Рцы нам, богодухгодухновенный Давиде» — в честь Полтавской
й победы. Продолжало жить и одноголосие, обогащенное новыми распевами. В небольших
ьших
храмах довольствовались древним одноголосолосным уставным пением.
Хоровая музыка участвовала в зарождаюдающемся русском театре, в котором преобладаадало мистериальное действо. В духовных
ных
академиях и семинариях широкое распроространение получила «школьная драма». Это
На клир
были библейские предания, изложенныее в
осе. Худ
. Л. И. Со
ломатк
форме музыкально-драматических преддин
ставлений поучительного характера. Луччшим образцом такой драмы служит «Рождественское
дественское
действо» Димитрия Ростовского.
При императрицах Анне и Елизавете начинается увлечение итальян
итальянской оперой. В царствование Екатерины II в Петербурге работали проМонастырки
славленные итальянские композиторы: Галуппи, Паэзиелло, Чимароза,
на клиросе
Сарти. Екатерина переименовала Придворный хор в Императорскую
Худ. Н. К. Зацепин
певческую капеллу и поручила обучение
певцов итальянцам. Итальянцы, жившие в
России, кроме опер писали также духовные хоровые произведения на церковнославянские богослужебные тексты, форма,
получившая наименование «итальянский
концерт». Этой форме следовали и ученики итальянцев М. Березовский, Д. Бортнянский, А. Ведель, С. Дегтярев и др.
Постепенно черты стиля итальянского
барокко в духовной музыке перерастали
в классицизм, для которого характерна
гармония форм, пластических образов,
ясность выражения, что нашло отражение в творчестве Березовского и Бортнянского.
Павел I в 1797 г. запретил исполнение
концертов во время богослужений, но
некоторое время это еще продолжалось;
исполнялись даже аранжировки оперных



Ассамблея при Петре I
Худ. С. Хлебовский

Портрет Анны
Иоанновны
Худ. Л. Каравак

арий на священные тексты (например, «Тебе
поем» на музыку арии жреца из «Весталки» Спонтини). В 1816 г. Святейший Синод опять запретил
концерты, разрешив только произведения Бортнянского или одобренные им. Благодаря этому
композиторы старались писать произведения,
более отвечающие потребностям Церкви и силам
обычных хоров. Началось постепенное возвращение к богатому запасу древних напевов. Бортнянский первый стал на этот путь: начал гармонизировать эти мелодии, правда переложения его
представляли, скорее, свободные сочинения в
духе древних распевов. Турчанинов держался
ближе к этим распевам, его переложения до сих
пор любимы и распространены в репертуаре церковных хоров.
Как и Бортнянский (директор), Турчанинов принадлежал к Придворной капелле. В стороне от нее стояли иеромонах Виктор и А. П. Есаулов,
представлявшие крайнюю степень итальянского направления церковной
музыки. Духовные сочинения писали также Алябьев, Варламов («Херувимская»), Верстовский («Литургия», концерты),
Гурилев, Макаров, Маурер, Саниенца и др.
А. Ф. Львов, ставший директором капеллы
после Бортнянского, поднял исполнение хора до
высочайшего совершенства. Ему принадлежит
ряд церковных сочинений, обнаруживающих
сильное влияние немецкой классической музыки. Львов стремился подчинить музыку тексту и
основным требованиям богослужения. Он начал
гармонизацию обихода. После успеха оперы
«Жизнь за царя» в капеллу капельмейстером
был приглашен М. И. Глинка. В это время им
была написана «Херувимская» — произведение
высокой музыкальной ценности, но нерусское по
характеру. В капелле Глинка служил недолго и к
церковной музыке вернулся в конце жизни,
когда написал «Ектению», «Литургию» и «Да
исправится». Глинка был убежден, что музыка,
предназначенная для богослужения, должна
основываться не на мажорном и минорном ладах,



Портрет Екатерины II
Худ. Ф. Рокотов

церковное
р
пение

29

а на старинных церковных. Он отправился
ился в
Берлин к музыкальному теоретику З. Дену,
чтобы работать над церковными ладами,
ми, но
смерть помешала его планам.
Во второй половине XIX в. церковная музыка развивалась по двум направлениям: европейскому (Львов) и национальному (Глинка).
нка).
ения
Представителями львовского направления
были П. М. Воротников, Г. И. Ломакин,
кин,
елоН. И. Бахметев, М. А. Виноградов (в переложениях примкнул к Глинке), Г. Ф. ЛьвововХор При
ский, Н. Я. Афанасьев, П. И. Чайковский
ий
дворной
певческо
й капелл
(«Литургия»), А. С. Аренский, А. Т. Гречачаы. 1895
г.
нинов («Литургия»). Продолжателем Глиннки стал Н. М. Потулов, к которому примыкает
ыкает направленаправ
авле
ле-ние Придворной капеллы во время управления
правления М. А. Балакиревым.
Балакиревым
м.
Гармонизации «Всенощной» и некоторых других богослужебных песнопепеснопе
ний (тропари и кондаки св. князю Владимиру, свв. Мефодию и Кириллу,
св. Нине, архиерейское служение), изданные капеллой в это время, имеют
национальный характер. В этом же духе работали Н. А. Римский-Корсаков,
Е. С. Азеев, А. Копылов, В. Бирюков. Чайковский во «Всенощном бдении» и в девяти
духовных произведениях, относящихся к
1885 г., также перешел к строгому стилю
церковных ладов.
Последнее слово в гармонизации древних напевов принадлежит А. Д. Кастальскому, помощнику регента в московском
Синодальном училище церковного пения.
Его переложения, высокохудожественные
произведения, впитавшие древние напевы, проникнуты глубоким религиознопоэтическим настроением, мастерские по
фактуре, ярко национальные и колоритные. Это — художественные воссоздания
на основе древних напевов, к сожалению,
слишком сложные для исполнения, требующие прекрасного хора. Последователем
Кастальского был С. В. Рахманинов («Всенощное бдение»).
Песнопение «Во святую и великую
субботу». Стихира надгробная
Лубок. XIX в.



30

церковное
пение

О церковном
ц
пении в наши дни
Г
Говоря о современной церковной музыке,
нужно
нуж четко разграничивать богослужебное
пение, употребляемое в Церкви, и духовную
пен
музыку, т. е. музыку, написанную на церковные
муз
тек
тексты, но стилистически являющуюся музыко
кой светской, предназначенной для исполнения
в концертной обстановке или на различных
св
светских церемониях. Образцом такой музык
ки в конце XIX в. можно считать хоровое творч
чество А. Гречанинова. Написанная им на
нова
и
н
а
ч
е
р
канонические богослужебные тексты «Литурк
андра Г
т Алекс
Портре
гия Иоанна Златоуста» для 4-голосного смеерберг
Худ. Ф. Р
хора в сопровождении органа или фортепиано,
шанного хор
ша
а также его хоровой цикл «Стра
«Страстная седмица» не были приняты Церковью
для богослужения и стали испо
исполняться только в концертах. Такая хоровая
музыка, исполняемая на концертах, как бы раздвигает рамки церковности.
Современные композиторы открыто стали проявлять религиозные
чувства в своих сочинениях. Такой духовной концертной музыки сейчас
пишется много. В 1988 г. в России открылся первый международный фестиваль
православной музыки, а затем и фестиваль дьяконовского искусства.
Что касается чисто богослужебной
церковной музыки, то развитие ее приостановилось в 1917 г., и в течение последующих семидесяти лет Русская Православная Церковь старалась сохранить
хотя бы обиходный минимум церковного
пения в самом ограниченном объеме.
В настоящее время появляются новые
церковные песнопения, авторами которых
большей частью являются регенты церковных хоров или музыканты-певчие. Прежде
всего, это различные переложения, музыкальные аранжировки известных авторских
или обиходных песнопений, различные новые гармонизации гласовых мелодий, сделанные для конкретного хора, конкретного



Трисвятое
Композитор И. Сахно

церковное
р
пение

31

озиции
певческого состава. Новые же композиции
ериала
пишутся на основе мелодического материала
знаменного и других распевов, а также наа осноиции.
ве русской классической хоровой традиции.
меетИнтересный опыт в этом направлении имеетанктся, например, на регентском отделении СанкткадеПетербургской духовной семинарии и академии. Проводится работа по возвращению
нию
знаменного распева в его исконном звучании
нии
в богослужебное пение Русской Православной
ной
Церкви. Такие попытки делались в Москве
кве
Хор мос
ковского
в храме Воскресения Словущего (в опредедеДанилов
а монас
ленные дни недели службы пелись полноотыря
стью знаменным распевом), а также в монанастырских и приходских храмах других городов.
родов. Хотя на
надо
до
о
отметить, что овладение древним распевом
евом идет уже через западное
музыкальное мышление, через нотную запись,
апись что,
что несомненно,
несомненно привоприво
дит к искажению как самого распева, так и его восприятия.
Дальнейшее развитие русского церковного православного пения определит сама жизнь — как церковная, так и культурная.
Обиход. 1911 г.

Богослужебно-певческие книги

П
Прп.
И
Иоанн Д
Дамаскин
Книжная
иллюстрация
XIX в.

О
Октоих.
1630 г.

Песнопения, записанные знаменной нотацией, издревле собирались в отдельные сборники. Их количество и
состав изменялся и дополнялся. В соответствии с основными существующими в настоящее время певческими
традициями, нотированные богослужебные книги условно можно разделить на три основные группы по характеру редакции содержащегося в них текста: раздельноречные, истинноречные и новоистинноречные.
В настоящее время основными являются следующие
певческие книги: Ирмологий, Октоих, Обиход, Праздники, Триодь, которые имеют устойчивый состав и образуют сложившийся круг певческих книг.
Ирмологий заключает в себе полный круг ирмосов на
весь год. Ирмос — это песнопение, стоящее в начале
каждой песни канона. Ирмосы сгруппированы по гласам. Книга состоит
из восьми частей, и каждая часть, в свою очередь, делится на девять разделов по числу песней канона.
л
Октоих — сборник воскресных песнопений, зависящих
О
непосредственно
от гласа недели. К ним относятся: воскреснеп
ные стихиры, ипакои, степенны, воскресные тропари, прокимны
ким на утрени, Блаженны. По числу гласов книга разделена
ле на восемь частей, сюда же включены вседневные
Богородичны. В конце книги помещаются евангельские
Б
стихиры и воскресные тропари с Богородичнами.
Обиход — сборник основных песнопений всего
дневного круга богослужения. Сюда входят: песнопебдения (вечерня, утреня), великого повечения всенощного
в
рия, обедницы, ттропари и кондаки, величания, светильны и задостойники
важнейших
праздников. Отдельные разделы содержат песнопеважне
й
из триодного периода и заупокойного богослужения.
ния и
Праздники содержат стихиры двунадесятых праздников.
П
Триодь содержит песнопения всех недель (воскресных дней)
Т
триодного периода (Постная и Цветная триодь). Это период
три
молитвословий, зависящих от праздника Пасхи. Он начинается
мол
приготовлением к Великому посту (Неделя о мытаре и фарипр
сее) и оканчивается первой неделей после Пятидесятницы
се
(неделя Всех святых).

Канонник содержит каноны, седальны, кондаки и икосы
вважнейших праздников.



Канон покаянный