Ветхий Завет. Общие сведения [Татьяна Николаевна Терещенко] (pdf) читать онлайн

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Ветхий Завет
Общие сведения
редактор-составитель — Т. Н. Терещенко

УДК 27-242
ББК 86.37

В39
Допущено к распространению
Издательским Советом
Русской Православной Церкви
№ ИС Р14-414-1359

В39

Ветхий Завет. Общие сведения / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. —
М. : ДАРЪ, 2015. — 32 с. : цв. ил. — (Малая православная энциклопедия). — 0+.
ISBN 978-5-485-00509-2
Очередной выпуск нашей красочно иллюстрированной серии «Малая
православная энциклопедия» знакомит с общими сведениями о Ветхом Завете.
Читатель узнает, какие книги входят в Ветхий Завет, о чем они рассказывают, кем
и когда они были написаны. Издание предназначено для широкого круга читателей,
интересующихся историей и вопросами Православия, в том числе для детей и родителей.
УДК 27-242
ББК 86.37
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Редактор-составитель: Терещенко Татьяна Николаевна
Выпускающий редактор: О.М. Шапаева
Корректор: Н.Н. Сергеева
Компьютерная верстка: Е.В. Иванова
Оформление: Н.Л. Климова
Подписано в печать 24.09.2015. Формат 84х108/16. Гарнитура «Dar».
Печать офсетная. Усл.-печ. л. 3,36. Тираж 3 000 экз. Заказ №
Издательство «Даръ»
101000 Москва Лучников пер., д. 4, стр. 1. Тел. +7 (495) 305-4506
E-mail: dar@pravkniga.ru. Web: www.pravkniga.ru
Отпечатано в АО «Первая Образцовая типография»,
филиал «Дом печати — ВЯТКА»
610033 г. Киров, ул. Московская, 122.
По вопросам приобретения книг по издательским ценам обращайтесь:
101000 Москва, Лучников пер., д. 4, стр. 1
Тел.: +7 (926) 363-1030, +7 (925) 475-8273,+7 (495) 304-5464, +7 (495) 304-4338
E-mail: darizdat@gmail.com. Интернет-магазин: www.pravkniga.ru
192029 Санкт-Петербург, просп. Обуховской Обороны, д. 105
Тел.: +7 (812) 365-4139
400001 Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д.13
Тел.: +7 (8442) 97-5889, +7 (8442) 93-2758
Издательство ДАРЪ в социальных сетях:
Facebook: http://www.facebook.com/darizdat
VKontakte: http://vk.com/dar_kniga

ISBN 978-5-485-00509-2

© Издательство «ДАРЪ», 2015
© ООО ТД «Белый город», 2015

Слово «Библия» в переводе с греческого
означает «книги» (в малоазийском городе Библос
производились папирусы для древних книг).
Множественное число в этом названии вначале
говорило о том, что Священное Писание иудеев
состояло из большого числа книг, но со временем
приобрело другой, величественный смысл:
«Книга книг», или «всем книгам — Книга».
Правильное понимание Библии является для
православного христианина одним из условий
спасения. В духовной литературе по отношению
к Библии часто применяется термин «откровение». В богословии под откровением понимается
такое состояние человека, когда он восходит до
интуитивного постижения Божественной истины, во много раз превышающей его собственное разумение. Это состояние описывается не как
вывод из умозаключений и не как воздействие непонятной силы, а как
таинственная встреча, где происходит взаимное «узнавание» Бога-Творца
и его творения — человека.
Религиозная истина может быть возвещена человеку при определенных условиях. Во-первых, чистое сердце. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят, —
говорится в Новом Завете (Мф. 5, 8). Душа, больная
страстями или запачканная грехом, имеет лишь
искаженное знание о Боге. Во-вторых, «решимость», качество души, о котором говорил преподобный Серафим Саровский. Необходимо волевое усилие, готовность следовать воле Божией,
желание обновления жизни, потому что после
встречи с Богом человек уже не может быть
прежним. Наконец, третье — любовь к Богу,
о которой говорится уже в Ветхом Завете. Постижение Божественного не может быть простой
любознательностью, даже «любомудрием» (философией), а становится делом жертвенного подвига. Отец Павел Флоренский сказал, что ищущий
истину делает шаги навстречу своей смерти. Все
это надо иметь в виду при чтении Библии, которая
по сути является записанным древними людьми
свидетельством о Божественном откровении.

Моисей принимает скрижали завета
Книжная миниатюра. X в. Византия



Гостеприимство
Авраамово
(Святая Троица)
Икона. XVI в.
Россия

4

ветхий завет
общие сведения

Богодухновенность Библии
Б
Б
Библия
уникальна во многих отношениях: ее
печатали намного больше, чем любую другую
печа
книгу, переводили на все языки мира, многокни
кра
кратно сжигали, писали на трех континентах.
Но главная уникальность Библии в другом.
Кн
Книги, ее составившие, написаны с XIII в. до
Р.Х. по II в. по Р.Х. Их авторами являются
Р.
люди, совершенно разные и по социальному
лю
п
положению, и по мировоззрению, и по насстроениям своей эпохи, и по обстоятельствам
. 1407 г.
я
и
г
ь
л
е
л
личной жизни. В некоторых книгах Библии
лия. Б
ная Биб
с
и
п
о
к
у
Р
встречаются высказывания или описания,
могут противоречить друг другу. И при всем
которые мог
ко
своей идее, пронизывающей всю священную
ээтом
том Библия едина в главной св
Книгу от начала и до конца
конца, — спасение человека от греха, страдания и
духовной смерти, осуществляемое богочеловеческой Личностью Иисуса
Христа. Можно сказать, вся Библия — это книга о Христе (история Ветхого
Завета — это ожидание Мессии, а Новый
Завет — Его приход и победа). И поскольку
Православие называет Христа Богочеловеком и определяет, что две природы во
Христе — Божественная и человеческая —
сосуществуют «неслитно и нераздельно»,
постольку и Библию можно рассматривать
как книгу «богочеловеческую», где «неслитны и нераздельны» Божественное откровение и его человеческая передача. Богодухновенность (т. е. вдохновленность Богом)
Священного Писания — это такое воздействие Духа Божьего на писателя, при котором,
несмотря на его личную, социально-историческую, национально-культурную ограниченность, истина Божия передается без
ущерба. Автор той или иной книги не может
быть обычным грешником, но он — человек
своего времени и ограничен естественным
ходом истории. Поэтому текст Библии не
является текстом, написанным под диктовку



Евангелист Иоанн диктует полученное
Божественное откровение ученику
Прохору. Книжная миниатюра. XVI в.

ветхий
ве
в
ет
тх
хий
ий з
завет.
авет.
ав
ет.
ет
общие
сведения
о
об
бщ
щи
ие с
св
ве
ед
де
ен
ни
ия
я

Господа, он является передачей Откровения ограниченными средствами древних писателей.
Понятие «богодухновенности» позволяет отгородиться от двух крайностей в восприятии Библии.
Материалисты, даже при уважительном отношении
к библейской мудрости, видят в Книге лишь сборник
древних мифов, начисто отвергая реальность Божественного источника откровения. Они могут достаточно хорошо знать текст Библии, но ее основной
смысл оказывается для них недоступным. Другая
крайность, которую разделяют, например, члены
секты «Свидетелей Иеговы», считать Библию написанной непосредственно Богом, как бы спущенной с
небес в готовом виде. В этом случае, наоборот, перечеркивается библейское представление о значимости
и свободе воли человека.
Понятие «богодухновенности» позволяет расшифровать смысл Священного Писания, отделяя зерна
Божественной истины от плевел преходящих земных
обстоятельств. Это отделение не может происходить
механически. «Неслитно и нераздельно» как раз и
означает, что нельзя в тексте Библии подчеркнуть
карандашами разного цвета, что Божие, а что человеческое, но важно сквозь букву различить животворящий дух.
Незнание принципа «богодухновенности» приводит
к дискуссиям вокруг вопросов: имеем ли мы право
исследовать Библию как литературное произведение?
Позволительно ли говорить о «библейской критике»?
Как отличить ее от недобросовестной критики со стороны атеизма? Могут ли быть в Библии противоречия?
Но в этом случае исследуют и подвергают сомнению и
проверке не Откровение, не заповеди, не нравственность, а несовершенный человеческий способ пересказа этого Откровения, в том числе и неточный перевод с
языка оригинала. И хотя история знает святых, которые Библию вообще не читали и стали святыми по
великой своей интуиции, тем не менее, в большинстве
случаев вера просвещенного человека только углубляется от духовного и научного прочтения Писания.

Путь к Голгофе
Худ. К. Лебедев



5

Благовещение
Худ. К. Лебедев

Поклонение волхвов
Худ. К. Лебедев

6

ветхий завет.
общие сведения

Древние рукописи
Храм Книги,
где хранятся
манускрипты
Библии и Кумранские
свитки Мертвого
моря. Иерусалим

Древние евреи, появившиеся в Ханаане в конце II тысячелетия до
Р. Х., заимствовали у местного населения алфавит, изобретенный в середине II тысячелетия. Для записи пророчеств и царских хроник использовались в те времена папирусные (или кожаные) свитки. Об этом не раз
говорится в Библии. Книга пророка Иеремии является документом развивающейся письменной культуры Иудеи VII–VI вв. до Р. Х.: Варух под
диктовку Иеремии записывал его пророчества на свиток (см. Иер. 36, 4),
который, очевидно, выглядел так же, как свитки Библии, найденные в
Кумране, — текст на нем был р
расположен колонками поперек длины свитка (см
(см. Иер. 36, 23); Иеремия сам записывал свои
пророчества
о Вавилоне в «книгу» (см. Иер. 51, 60);
проро
упом
упоминаются
инструменты для письма: железный ггрифель и алмазное стило, табличка (см. Иер.
17, 1), чернила (см. Иер. 36, 18). Другие книги Ветхого Завета, подобно пророчествам Иеремии,
был
были впервые начертаны на свитках алфавитным письмом, представлявшим собой разновидность финикийского письма. До изгнания
вид
евреи пользовались так называемым палеоевевр
рейским письмом, а начиная с персидского
ре
периода — арамейским, к которому восходит
пе
ееврейский квадратный шрифт, используемый и в настоящее время. Но и позднее для
м

итка»,
дного св
е
М
«
ы
т
Фрагмен
ране
го в Кум
о
н
н
е
д
най

некоторых целей применяли древнееврейское письмо: оно
обнаружено на отдельных кумранских свитках, содержащих
щих
огда
книги Библии (рукописи Пятикнижия и Книги Иова), тогда
как на большей части свитков — письмо арамейское.
лейСамыми древними из сохранившихся свидетельств библейского текста являются маленькие серебряные свитки, содеродернные
жащие Аароново благословение (см. Числ. 6, 24–26), найденные
в Иерусалиме в 1979 г. и датируемые VII–VI вв. до Р. Х. До
1947 г., когда были открыты первые кумранские свитки,
тки,
самым древним библейским текстом считался папирус Нэша,
эша,
датируемый II–I вв. до Р. Х.; этот памятник содержит текст
екст
10 заповедей и один из важнейших в иудаизме литургических
ских
текстов «Слушай, Израиль…». В Кумране и в окрестностях
стях
Мертвого моря (Вади-Мураббаат, Нахал-Хевер, Масада)
сада)
были найдены фрагменты около 190 свитков ветхозаветных
тных
книг. Лишь один свиток — Книга пророка Исаии — сохранился
полностью. Наибольшим количеством копий представлены
книги Псалмов (36), Второзакония (29) и Исаии (21), наименьшим — книги Ездры и Паралипоменон (по одной); отсутствует
Книга Есфири. Кроме того, в кумранской «библиотеке»
имеются фрагменты почти всех неканонических книг (кроме
1 Мак.), не вошедших в иудейский канон, а также апокрифы
(книги Юбилеев, Еноха, Завещание Леви и др.). Наиболее
часто для письма использовалась кожа (пергамен), но есть
рукописи и на папирусе. На основании палеографического
анализа все библейские рукописи из Кумрана разделены на
3 группы: архаические (200–150 гг. до Р. Х.), хасмонейские
(150–30 гг. до Р. Х.), иродианские (30 г. до Р. Х. – 70 г. по
Р. Х.); фрагменты из Вади-Мураббаат датируются позднее —
первой пол. II в. по Р. Х.
Известны более 2 тыс. фрагментов и списков Септуагинты
(древнегреческий перевод Библии), датируемых II в. до
Р. Х. – XVI в. по Р. Х. Наиболее богата рукописная традиция
Псалтири, которая дошла до нас более чем в 750 списках. Большинство рукописей изначально содержали только одну или
несколько библейских книг. Сохранились списки Пятикнижия, Восьмикнижия (от Книги Бытия до Книги Руфи), исторических книг (1 Цар. – 2 Езд., Есф., Иф. и Тов.), книг, традиционно связываемых с Соломоном, поэтических книг, 12 книг
малых пророков, 4 книги великих пророков.
Септуагинта: фрагмент текста
книги Есфири
из Синайского кодекса



Папирус Н
П
Нэша

Иллюстрации
Иллюстрации к Библии появились в Александрии
в середине III в. до Р. Х., когда был
сан
осуществлен
перевод Торы на греческий
ос
яз
язык (Септуагинта). Эти рукописи до нас не
до
дошли, но о существовании сложившейся
и
иконографии ветхозаветных сюжетов свиддетельствуют фрески синагоги в ДураЕ
Европос (244–245 гг.). Ранний сохранивос
а-Европ
ги в Дур
о
г
а
н
и
шийся памятник иллюстрированной
с
Фрески
Библии — фрагмент созданной в Риме рукописи 3
пи
50–380 гг., соде
350–380
содержащий 4 листа с иллюстрациями к Книге
Царств. Иллюстрации раннехр
раннехристианских Библий отличались обстоятельАвраам и А
Ангелы
нгелы
Фрагмент
ностью и сопровождали огромное число эпизодов, например, в лонминиатюры
донской рукописи Книги Бытия (копия александрийского оригинала
Книга Бытия
V–VI вв.) было около 330 миниатюр, в венской (Венский ГенеКотона
зис), созданной в Константинополе или Антиохии, — 48. В этих
VI в.
рукописях иллюстрации располагались либо короткими полосами, разделяющими столбец текста, либо сплошной полосой во
всю длину свитка (Свиток Иисуса Навина — византийская копия
X в. раннехристианской рукописи). В кодексах, вытеснивших
свитки, сначала иллюстрации располагались так же (Венский
Генезис): миниатюры следовали за текстом, — но появляются и
миниатюры, занимающие целый лист. Для украшения рукописи порой использовали сам материал книги: Венский Генезис,
например, написан на окрашенном пурпуром пергамене.
Взятие города
В византийском искусстве, как правило, иллюстрировали
Гая и его сожжение
только Ветхий Завет. Наиболее полный цикл миниатюр представСвиток Иисуса
у
лен в Библии, состоявшей из двух томов и выполненной в КонстанНавина. X в.

ветхий завет.
общие сведения

Венский Генезис. VI в.

9

Иллюстрация к «Лицевой Библии» Пискатора. XVII в.

тинополе. Первый сохранившийся том снабжен 18 листовыми
миниатюрами. Композиции помещены в рамки с шрифтовым
декором, ими снабжены книги от Бытия до Псалтири.
Рукопись первой славянской Геннадиевской Библии украшена
одной заставкой с растительным орнаментом и изображением пророка Моисея. Наиболее полно иллюстрации Ветхого Завета представлены в Летописном лицевом своде XVI в. (более 2 тыс. миниатюр). Большое влияние на русские иллюстрации Библии оказали
в XVI в. немецкие и итальянские гравюры XV–XVI вв., а в XVII в. —
гравированные Библии Питера ван дер Борхта и Пискатора.
В 1645–1649 гг. киево-печерский монах Илия вырезал 132 гравюры на дереве с иллюстрациями к Ветхому Завету. Эти гравюры сохранились в оттисках и использовались в изданиях Киево-Печерской лавры. В 1692–1696 гг. жителем Москвы Василием Коренем была создана гравированная русская иллюстрированная Библия.
В XIX в. традиция иллюстрирования Библии получила новое развитие
в гравюрах Г. Доре, выполненных в 1864–1866 гг.

Библия Бедных
Хождение по водам
Г. Доре

Название

Моисей спускается
с горы Синай
Гравюра
Худ. Г. Доре

В Ветхом Завете для обозначения священного текста употребляется еврейское слово
«книга», в греческом переводе — Септуагинте, которое в большинстве случаев передается как «книги», — Библия. Это наименование
было принято христианами и использовалось
как в отношении той или иной части Священного Писания, так и в отношении всей
Библии. Западные христиане Римской империи греческое слово Библия приняли без
перевода, и оно перешло в европейские
языки, включая славянские, в том числе русский.
В Новом Завете книги Ветхого Завета
называются «Писания». К апостольскому и раннехристинскому времени
восходит употребление терминов «Ветхий Завет» для обозначения
священных книг, написанных до пришествия Христа, и «Новый Завет»
применительно к тем книгам, которые написаны после Его пришествия. В Новом Завете встречаются и другие наименования Священного
Писания или его частей, принятые в иудаизме того времени, но не
получившие распространение в позднем
христианстве, — «закон» или «закон и пророки».
Одним из употребительных названий полного собрания священных книг является
«канон». Ранние отцы Церкви могли использовать это слово как указание на правила веры
и церковной жизни.
Библия состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. Слово «Завет» имеет особый смысл:
в Ветхом Завете это «союз-договор» между
Богом и Израилем о верности со стороны
последнего и обетовании спасения со стороны
Бога. Новый Завет назван так по аналогии,
хотя отношения между Богом во Христе и Его
Церковью уже не охватываются словом
«договор», они описываются как таинственный «брак» на основе жертвенной любви.



Распятие Христа. Гравюра
Худ. Г. Доре

Авторы
Из понятия богодухновенности следует, что для
спасения не имеет особого значения, кто написал
ту или иную книгу Библии, когда известно, что
Автор откровения — Сам Бог. До эпохи научнокритического исследования Библии большинство
толкователей считало, что автор книги указан
в заголовке: Пятикнижие Моисеево написал Моисей, Премудрость Соломона — Соломон и т. д.
Библейская наука, развивавшаяся последние десятилетия на Западе, в любой книге Ветхого Завета
выделяет много временных и стилистических наслоений и смысловых несоответствий. Например,
в Пятикнижии есть постановления, не относящиеся ко времени странствования иудеев по пустыне.
Книга пророка Исаии в историческом и богословском смысле разделена
на две части, одна относится к эпохе задолго до пленения, а другая —
к концу Вавилонского плена. Книга Иова написана в V в. до Р. Х., а описывает праведника, жившего примерно за 500 лет до этого.
Нужно иметь в виду, что в древности писатель, в силу смиренного
представления, что его имя не имеет значения рядом с величием открывшейся Истины, или для того, чтобы придать
книге больший авторитет, обычно надписывал ее
именем библейского праведника: Еноха, Моисея,
Соломона, — как бы беря его в свидетели. Кроме
того, в древности сакральные слова запрещалось
записывать, и возможно, ядро повествования действительно восходит к данному праведнику, а исторические несостыковки возникли в ходе редактирования.
Если мы видим в заглавии книги имя автора, то
это может означать: 1) книга действительно написана этим человеком; 2) книга в основании своем
имеет откровение, учение, принципы, открытые
упомянутым человеком, но в течение длительного
периода подвергалась редактированию; 3) книга
написана в духе мудрости данного человека и посвящена ему, она продолжает его мысли; 4) этот
человек является не автором, а героем книги.

Царь Соломон. Гравюра
Худ. Г. Доре



Варух записывает
слова пророка
Иеремии. Гравюра
Худ. Г. Доре

12

Переводы

Кумранский Великий
свиток Исаии
125 г. до Р. Х.

Септуагинта. Книга
Иова. Рукопись
I в. по Р. Х.

Самые древние ветхозаветные книги
были написаны на древнееврейском
языке, который после вавилонского плен
нения претерпел значительные изменения. С
Смешанный
й еврейско-вавилонский
й
диалект стал называться арамейским языком. Древние книги были переведены на этот язык, самые ранние
фрагменты этих переводов были найдены в Кумране (II–I вв. до Р. Х.).
В III в. до Р. Х. в Египте 72 толковника-раввина (символически по
6 от каждого колен
колена Израилева) сделали перевод Ветхого Завета на
древнегреческий
й язык. В эту эпоху на греческом говорил весь
просвещенный ээллинский мир. Перевод получил название Септуагинта — «пе
«перевод
ер
семидесяти». Греческий вариант Ветхого
включает
Завета включае
е в себя 10 книг, не сохранившихся в еврейской
или изначально составленных по-гречески, и знаписьменности и
чительныее добавления к Книгам Есфири и пророка Даниила.
ла
а. (В XIX–XX вв. были обнаружены еврейские
оригиналы Книг Премудрости Иисуса, сына
Сирахова, и Товита.) Было найдено около
20 папирусных фрагментов Септуагинты II в.
по Р. Х., несколько кожаных свитков в Кумране
до Р. Х.–IV в. п
и около 2 тыс. пергаменных
и бумажных рукописей IV–XVI вв.,
пе
среди них — Ватиканский,
Синайский и Александрийский кодекВати
сы. Первые издания перевода осуществлены в 1514–1517 гг. (Комплютенская полиглотта) и в 1518 г. (Альдинская Библия).
Латинские библейские тексты появились в конце II в. в Северной
Африке. Тертуллиан цитировал Писание на латыни, что говорит о существовании во II в. письменного перевода. Древнейшие обнаруженные
рукописи датируются IV–V вв. К ранним
рукописям относится Лекционарий (500 г.).
Нередки двуязычные рукописи (греко-латинсские). В IV в. блаженный Иероним сделал латинсский перевод всей Библии, получивший название
Вульгата («общедоступный»). Найдены более
В
10 тыс. рукописей Вульгаты, древнейшие из
которых относятся к V в. Среди них codex
Fuldensis, написанный собственноручно
Виктором Капуанским в 546 г., а лучшим признан codex Amiatinus, переписанный до 716 г.



Древнейшая рукопись Септуагинты
Малые пророки
Кон. I в. до Р. Х. – нач. I в. по Р. Х.

Библия Гутенберга
1460-е гг.



в Англии с итальянской рукописи. Первое печатное издание
Вульгаты вышло в 1456 г. (Библия Мазарини).
В X в. свв. Кирилл и Мефодий перевели Библию на церковнославянский язык. Эти переводы отличаются высокой точностью и ясностью. Количество сохранившихся рукописей Ветхого Завета на церовнославянском языке XI–XVIII вв. доходит
до 4500, это рукописи болгарского, сербского и восточнославянского происхождения, причем последние количественно преобладают.
В книги, переписывавшиеся от руки, часто вкрадывались
ошибки. В XVI в. в Москву для исправления библейских книг
был приглашен прп. Максим Грек. Он начал работу с Толковой
Псалтири. Ему же принадлежит первый славянский перевод Книги Есфири, перевод 4-й Маккавейской книги.
Первое печатное издание полного библейского свода по-явилось в Юго-Западной Руси, входившей тогда в составв
Польско-Литовского государства, в г. Остроге в 1580–
1581 гг. — Острожская Библия. В 1663 г. вышло первое
московское издание Библии, представляющее собой перепечатку Острожской.
На русский язык в XIX в. Библия была переведена старанием четырех российских духовных академий благодаря
свт. Филарету Московскому. Окончательная редакция
принадлежала Святейшему Синоду, прежде всего, самому
митрополиту Филарету. В 1876 г. этот перевод (Библия
целиком) был издан. Указывалось, что перевод печатается
«по благословению Святейшего Синода», поэтому он получил название Синодального. На сегодняшний день выявлены недостатки этого издания, но большинство более поздних попыток перевода всей Библии неудачны. Послее
революции 1917 г. работа над переводами Библии в России
и
прекратилась, лишь в 1970-х гг. на страницах литературно-художественных изданий появилось несколько переводовв
из Ветхого Завета С. С. Аверинцева, И. М. Дьяконова и др.
Возрождение религиозной жизни в конце 1980-х гг. сопро-вождалось ростом интереса к библейским переводам. Уче-ные-востоковеды осуществили несколько научных изданий
й
с комментариями, затем работа над переводами Ветхого
о
Завета сосредоточилась в Русском библейском обществе,,
выполняли ее разные переводчики.

Титульный лист Библии 1663 г.



Острожская
Библия

Состав

Да будет свет
Гравюра
Худ. Г. Доре

Ветхий Завет охватывает период от сотворения мира и до пришествия в мир Христа. Его смыслом является подготовка человечества к этому спасительному событию,
причем особую роль в нем играет судьба
Израиля. В Евангелии Господь называет
Ветхий Завет «Закон (“Тора”) и пророки»;
это и есть основное структурное деление
Ветхого Завета. Его книги делятся на законодательные, исторические, учительные и пророческие.
Начиная со времен систематизации и составления Писания в древнем Израиле его
книги делятся на канонические и неканонические. Это сохранилось и в православной
традиции. Греческое слово «канон» означает в данном случае эталон, который выражает полную сущность вероисповедания. Неканоническими
считаются те книги, которые не являются необходимыми для спасения, но
могут быть назидательными в духовном смысле. В Ветхом Завете 50 книг,
из них канонических 39 (католики неканонические книги называют
«второканоническими», протестанты их не
признают, так что Библия, изданная протестантами, является неполной).
Книги Ветхого Завета писались с XIII по
I в. до Р. Х. Канон был составлен в Иерусалиме в V в. до Р. Х. «Великой Синагогой» во
главе с законоучителем Ездрой.
К числу неканонических в славянорусской Библии относятся книги Товита,
Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 2 и 3 Ездры,
Послание Иеремии, Варуха и 3 Маккавейские. Неканоническими считаются и некоторые части книг, вошедшие в канон Ветхого
Завета, это Молитва Манассии в конце
2-й Книги Паралипоменон и некоторые части
Книги Есфири (7 отрывков, которые в славянской и русской Библиях даны без нумера-



Пророк Иезекииль
Гравюра. Худ. Г. Доре

ции стихов), последний псалом, не вошедший в число 150, и отрывки из Книги пророка
Даниила (песнь вавилонских отроков —
Дан. 3, 24–90; история о Сусанне — Дан. 13;
история о Виле и драконе — Дан. 14).
От неканонических книг следует отличать апокрифы. В общем смысле это либо
еретические сказания о том или ином персонаже Библии, где попытка объяснить недосказанное часто приводила к значительному
искажению его образа, либо народные фантазии на определенную волнующую тему.
Такие творения были еще в Израиле (Вознесение Еноха, Апокалипсис Моисея и т. п.),
обильно расцвели они и в первохристианское время, были и на Руси (знаменитая
«Голубиная книга»).
Оба Завета были впервые сведены в каноническую форму на поместных соборах в IV в.: Иппонском Соборе 393 г. и Карфагенском 397 г.
Уже в начальный период формирования традиции еврейского текста
для удобства чтения Книги Закона подразделялись на 54 больших раздела.
В каждом из них выделили открытые параграфы, после которых текст
начинался с новой строки, и закрытые, после
них текст продолжался на той же строке.
Книги пророков подразделялись на маленькие части, которые также имели еще более
мелкие деления на подразделы, аналогичные современным стихам.
Существующее ныне деление Библии
на главы относится к более позднему времени (не ранее XIII в.) и приписывается
кардиналу Гуго Сен-Шерскому или, по другой версии, Стефану Лангтону, архиепископу Кентерберийскому. Оно было впервые
применено в Вульгате. Стихи были размечены женевским печатником Робертом Стефаном в издании Вульгаты (1548 г.)
и впервые появились в Новом Завете в издании греческого текста, осуществленном
в 1551 г.

Священник Ездра принес закон
Гравюра. Худ. Г. Доре



Пророк Исаия
Гравюра
Худ. Г. Доре

16

ветхий завет.
общие сведения

Сотворение мира
Книжная миниатюра
Франция. XII в.

Адам и Ева после грехопадения
Изгнание из рая. Книжная
миниатюра. Германия. XIII в.

Ноев ковчег. Книжная миниатюра
Англия. XIV в.

Законодательные книги

Скиния Завета
Книжная миниатюра
Франция. VI в.

Законодательные книги — это Пятикнижие Моисеево. Согласно библейскому тексту, его написал сам пророк Моисей (см. Втор.
31, 8). По библейской хронологии время жизни Моисея приходится
на XV в. до Р. Х. Научная традиция обычно датирует исход евреев
из Египта XIII в. до Р. Х. В критической библеистике была создана
и получила распространение «документальная гипотеза», по которой Пятикнижие возникло в результате постепенного объединения разных источников: яхвиста (Иудея, около 950–930 гг. до
Р. Х.), элохиста (северная традиция левитов после 922 г.), священнического кодекса (Иудея, после падения Израиля 722–587 гг.),
и девтерономиста (эпоха царя Иосии 640–609 гг.).
Книга Бытия состоит из 2 частей: первые 11 глав — рассказ о
творении мира и человека, о начальной истории человечества; другая часть (12–50 гл.) — история богоизбранного народа в лице его
родоначальников-патриархов: Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа.
Книга Исход повествует об исходе Израиля из Египта и его
странствиях по пустыне и завершается заключением Завета Бога
с Израилем на Синае и сооружением скинии.
Книга Левит представляет собой часть закона, данного при
заключении Завета на горе Синай. Некоторые темы в книге звучат
наиболее ярко и выразительно, и прежде всего тема Божия присутствия среди Его народа, а также святости Божией и, как следствие, необходимости для народа Божия быть людьми святыми. Но
поскольку человек грешен, он не может пребывать со Святым
Богом — соприкосновение грешника с Божественной святостью



Исход евреев из Египта
Книжная миниатюра. Византия. X в.

ветхий завет.
общие сведения

Моисей принимает скрижали Завета
на горе Синай. Книжная миниатюра
Франция. IX в.

17

Проверка супружеской верности горькой водой (Числ. 5)
Книжная миниатюра. Византия. XIII в.

может привести к смерти. Очищение от греха принесением жертвы
имеет первостепенное значение.
Книга Числа — осмысление исторического и духовного пути,
пройденного израильским народом с момента ухода из египетского
рабства. В этой книге рассказывается об испытаниях народа во время
сорокалетнего скитания по пустыне.
Книга Второзаконие состоит главным образом из трех обращений Моисея к народу. Она, повторно описывая законы и историю
Израиля, представляет собой сочетание увещеваний и повелений.
В главах 12–26 даются законы и постановления, касающиеся поклонения Богу, пищи, рабов и долгов, ежегодных праздников, городовубежищ и различных сторон жизни израильтян. В заключительный
раздел книги вошли рассказ о назначении Иисуса Навина преемником Моисея, Песнь Моисея, прославляющая величие Бога и Его заботу о народе Завета, песнь о благословении двенадцати колен Израилевых, построенная по образцу благословения Иаковом двенадцати
сыновей, и, наконец, добавление, описывающее смерть Моисея.

Жертвоприношение
Авраама
Моисей и Медный
змей. Спасение
израильтян
от змей. Книжная
миниатюра
Бельгия. XII в.



Моисей изрекает
народу вторую
песнь и оставляет
Иисуса Навина
предводителем
в Землю обетованную. Книжная
миниатюра
Византия. XIII в.

Царей Хананейских приводят к Иисусу Навину
Книжная миниатюра. Византия. XIII в.

Исторические книги
Иисус Навин ставит
в Галгале 12 камней,
взятых из Иордана
Книжная миниатюра
Византия. XIII в.

Исторические книги повествуют об истории
еврейского народа. Они представляют огромный интерес для светской
науки, но иногда неточны и в отношении конкретных персонажей, и в
отношении хронологии. Описания одних и тех же событий в разных книгах Ветхого Завета могут не совпадать. Дело в том, что авторов реальные
факты интересуют постольку, поскольку они иллюстрируют определенную духовную концепцию.
Книга Иисуса Навина описывает историю еврейского народа от смерти
Моисея до смерти Иисуса Навина (1272–1244 гг.
до Р. Х.). Автором книги считается сам Иисус
Навин (последние строки, повествующие о его
смерти, были дописаны пророком Самуилом).
Она рассказывает об успешном вторжении израильтян в Ханаан (гл. 2–5), изгнании его прежних
обитателей (гл. 5–12) и передаче территории
двенадцати коленам Израилевым (гл. 13–21).
Книга Судей Израилевых рассказывает
историю евреев от последних лет жизни Иисуса
Навина до смерти судьи Самсона. Время действия Книги Судей невозможно точно определить,
оно укладывается приблизительно в 50–100 лет.
Авторство ее приписывают пророку Самуилу.
После Иисуса Навина начальники колен израильских должны были изгнать хананеев (местное
население) из той земли, обладание которой было
им обещано. Они сделали это лишь отчасти, оставив некоторые народы жить рядом, и вступали с
ними в союзы, что было запрещено Богом. При
этом естественным было уклонение израильтян
в верования соседних народов, служение Ваалам



Судии и 12 колен Израилевых
Книжная миниатюра. Византия. X в.

Руфь спит рядом с Воозом. Книжная миниатюра
Византия. XIII в.

и Астартам. Когда народ отступал от Бога, он
подвергался завоеваниям соседями и попадал к
ним в рабство. Тогда Бог воздвигал из народа
судью, человека, который возглавлял освободительную войну, Израиль
приносил покаяние и снова становился свободным до следующего падения. Одинаково развивающиеся сюжеты показывают, что история — это
ответ Бога на человеческие поступки. В книге подробно рассказывается о
шести наиболее влиятельных судьях, наряду с которыми упоминаются
еще шесть, менее выдающихся.
В Книге Руфь изложена история жизни главной героини, Руфи. Возможно, действие происходит во времена Судей,
а поскольку Руфь была прабабушкой Давида,
книга как бы предваряет книги Царств, повествующие историю царского дома Давида.
В книге рассказывается об иудейской семье,
которая, спасаясь от голода, переселилась в
Моав. На чужбине Елимелех и его женатые на
моавитянках сыновья умерли. Ноеминь и ее
невестка Руфь отправились в обратный путь.
В Вифлееме во время жатвы Руфь пошла подбирать колосья на поле Вооза, богатого родственника Елимелеха. Воозу Руфь понравилась, и он на
ней женился. Руфь родила Воозу сына.
Известные ныне четыре книги Царств
в древнем еврейском кодексе священных книг
составляли две книги. Их авторами считаются
пророки: первой и второй — Самуил (1–24 гл.),
Нафан и Гад, а третьей и четвертой — Ахия
Силомлянин, Адда и Исаия (отредактированы
Ездрой). Книги охватывают около 600 лет жизни
еврейского народа, от рождения пророка Самуила до освобождения Иехонии из темницы

Руфь рождает Овида
Книжная миниатюра. Англия. XIII в.



Встреча Вооза
и Руфи. Книжная
миниатюра
Византия. XIII в.

20

Возвращение
ковчега в Вефсамис
Гравюра
Худ. Г. Доре

Царь Саул благословляет Давида
на сражение с Голиафом
Церемониальное блюдо. VII в.

ветхий завет.
общие сведения

(1170–567 гг. до Р. Х.). Книга первая описывает историю еврейского
народа от рождения Самуила до смерти царя Саула; вторая — царствование Давида — 40 лет; третья — историю от Соломона до Иосафата — 120 лет;
четвертая — от смерти Ахава до плена Вавилонского.
Название Паралипоменон (греч. «книги о пропущенном») указывает
на то, что две данные книги являются дополнением к предшествовавшим
книгам Царств. В них кратко изложена генеалогия еврейского народа от
Адама и приведена летопись еврейских царей до освобождения евреев из
Вавилонского плена. Книги Паралипоменон представляют собой отрывочную
летопись, части ее, по-видимому, составлены из записей, принадлежавших различным писателям. Местами повествование книг Царств и Паралипоменон почти
буквально совпадает, но встречаются и
разногласия. Об авторе этих книг и времени их происхождения ничего не
известно. Можно предположить, что они
составлены Ездрой во время сбора им
канона священных книг.
Изначально книги Ездры и Неемии
были одной книгой. В них дан обзор истории Израиля в период между разрушением Иерусалима и маккавейскими войнами. В повествовании встречаются перечни
храмового имущества; первые вернувшиеся из плена; предводители, возвратив-



Разгром армии Сеннахирима
Гравюра. Худ. Г. Доре

Ездра в молитве
Гравюра
Худ. Г. Доре

Неемия втайне рассматривает разрушенные
стены Иерусалима. Гравюра. Худ. Г. Доре

шиеся в Иерусалим вместе с Ездрой; имеющие иноплеменных жен; трудившиеся на восстановлении городских стен; приложившие печати к завету;
вновь заселившие Иерусалим и прочие города и, наконец, священники и
левиты, пришедшие с Зоровавелем. Значительное место отводится официальной переписке. В текст включены также повеление Кира, «мемуары
Ездры» и «мемуары Неемии».
Автор Книги Есфирь точно не известен, традиционно им считается Мардохей — двоюродный брат
Есфири. Есфирь — родственница и воспитанница
еврея Мардохея, жившего в Сузах и однажды спасшего жизнь царю Артаксерксу. Есфирь стала женой
царя. Один из придворных, Аман, был раздражен
тем, что Мардохей отказывался склоняться перед
ним. Аман добился согласия царя уничтожить весь
еврейский народа. Узнав об этом, Мардохей потребовал от Есфири, чтобы та заступилась перед царем за
свой народ. Узнав подоплеку интриг Амана, Артаксеркс приказал повесить Амана на той виселице,
которую он приготовил для Мардохея, а в дополнение
указа об истреблении евреев разослан был новый
указ: о праве их противиться исполнению первого.
Евреи с оружием в руках восстали на свою защиту
и уничтожили множество врагов, а также десятерых
сыновей Амана. В воспоминание об этом у евреев был
установлен праздник Пурим.
Есфирь обвиняет Амана
Гравюра. Худ. Г. Доре



Учительные книги

Праведный Иов
Икона
Россия. XVII в.

Учительные книги созданы библейскими
мудрецами и касаются различных сторон человеческой жизни: любви, дружбы, молитвы,
труда, познания, страдания, смерти.
О времени написания и авторе Книги Иова
существует много различных мнений. По версии одних, автором ее был сам Иов, по другим —
Соломон, по иным — неизвестный, живший не
раньше Вавилонского пленения. С точки зрения
одних, это благочестивый вымысел, другие считают, что в книге историческая быль перемешана с мифическими украшениями, а по мнению
третьих, принятому и Церковью, это рассказ
о действительном событии. История Иова относится еще ко времени до
Моисея. Содержание книги сводится к следующему. Бог в некотором
собрании сынов Божиих хвалит Иова из земли Уц, однако сатана решает
искусить его. Бог соглашается. Во время первого искушения халдеи угоняют скот Иова, а сыны и дочери погибают от обрушения дома. Во время
второго искушения Иов заболевает проказой. Тогда к Иову для утешения
приходят друзья. Они считают, что степень
страданий Иова является отражением тяжести
его греха. Иов же не может понять, почему на
долю богобоязненного человека выпадают столь
тяжкие испытания, тогда как раздражающие
Бога пребывают во здравии и наслаждаются
богатством. Разговор заканчивает прямой голос
Бога из бури. В ответ на речь Бога Иов раскаивается и получает прощение. Он понял, как велик
и всемогущ Господь, что Он в конечном итоге
воз-наградит всякого, кто до конца останется
непоколебимым в вере. Иов от внешнего поклонения, исполнения заповедей и жертвоприношений приходит к внутреннему познанию Бога,
свидетельством чему являются его слова: Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза
видят Тебя (Иов 42, 5).
В состав Псалтири входят сто пятьдесят
поэтических композиций, каждая из которых



Иов и его друзья
Гравюра
Худ. Г. Доре

ветхий завет.
общие сведения

Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все
положил под ноги его (Пс.8,7). Книжная миниатюра
Византия. XI в.

Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! (Пс.17,2)
Книжная миниатюра. Византия. XI в.

обладает неповторимой красотой и силой. В заглавиях каждого псалма,
как правило, упоминается тот или иной человек или группа лиц: царь
Давид (большинство псалмов), Моисей (Пс. 89), Соломон (Пс. 71; 126),
сыны Кореевы (Пс. 41–48; 83; 84; 86; 87), Асаф
или его сыновья (Пс. 49; 72–82) и Ефам Езрахит (Пс. 88). Существует ряд признаков, позволяющих разделить псалмы на шесть групп.
1) Хвалебные гимны (Пс. 8; 23; 28; 32; 46; 47).
В них содержатся восторженные хвалы Богу:
Бог превозносится за то, что Он — Бог и за Его
деяния, исполненные могущества и милосердия. 2) Плачи (Пс. 24; 38; 50; 85; 101; 119). Псалмопевец в плачах открывает перед Господом свое
сердце, полное печали, горечи, страха, а порой
и озлобленности. Однако, за редкими исключениями, все плачи оканчиваются изъявлениями
веры в Бога и упования на Него. 3) Псалмы благодарения (Пс. 17; 65; 106; 137). Эти псалмы —
благодарность Богу, внявшему плачу-прошению. Вместе с двумя названными выше типами
псалмов они образуют своего рода триаду:
псалмопевец слагает хвалебные гимны, когда

Молитва Давида (Пс. 100, 1)
Книжная миниатюра
Киевская Псалтирь. XIV в.



23

24

ветхий завет.
общие сведения

моей,
олитве
м
в
й
о
м
с. 63,2)
лос
а врага (П
Боже, го
х
,
а
ь
р
ш
т
с
ы
л
Ус
в.
ю от
тия. XI
жизнь мо
а. Визан
р
сохрани
ю
т
а
и
мин
Книжная

ощущ
ощущает
гармонию с Богом, плачет, когда
эта ггармония рушится, и в конце концов благодари
дарит Бога за ее восстановление. 4) Песни уповани
вания (Пс. 22; 120; 130). Тема упования на Господа так
т или иначе звучит и в хвалебных гимнах,
и в плачах, однако в некоторых псалмах ей
принадлежит основополагающее место.
пр
Та
Такие псалмы, как правило, бывают краткими и содержат какую-нибудь метафору,
п
посредством которой псалмопевец переддает глубину своего упования. 5) Царские
псалмы. Господь, Царь мироздания, — Тот,
п
К
Кому посвящены псалмы; Давид, царь над
людьми, — одновременно и создатель
многих псалмов, и субъект действия в неком
тторых из них. Тема царства, таким образом,
ззанимает в Псалтири весьма значительное
место. Но в отдельных псалмах мотивы
царского достоинства Бога (Пс. 23; 92)
и служения земного царя (Пс. 19; 20; 44) получают столь яркое воплощение, что их выделяют в особую группу. 6) Учительные псалмы (или псалмы мудрости). В этих псалмах
прямо говорится о том, как следует жить,
дабы быть угодными Господу. Так,
в псалме 1 содержится резкое противопоставление праведных нечестивым. Другими примерами учительных псалмов могут
служить 36-й и 48-й.
Книга притчей Соломоновых представляет собой собрание изречений, принадлежащих нескольким авторам. Имя
Соломона встречается в первых стихах 1-й,
10-й и 25-й глав, а главы 30 и 31 приписываются соответственно Агуру и Лемуилу.
Безусловное влияние личности Соломона
сказывается на всем содержании книги, а
принадлежность его перу большей ее части
не подлежит сомнению. В главы 25–29 входят притчи Соломона, которые собрали



Переход через Чермное море. Воспоем
Господу, ибо Он славно прославился;
коня и всадникаввергнул в море
(Песни Св. Писания, песнь 1). Киев. XIV в.

25

мужи Езекии, царя Иудейского (Притч. 25, 1). Предположительно ими были пророк Исаия, Елиаким, Севна и
Иох. Следовательно, не сам Соломон собрал все свои
изречения в отдельную книгу, названную его именем.
Книга содержит рассуждения по извечному вопросу,
занимающему человечество: что есть мудрость и как
жить мудро? Эти рассуждения облечены в традиционную для древних литературную форму — притчу, что
как нельзя более соответствует содержанию, поскольку иносказание, предполагающее подтекст или второе
значение, позволяет соотносить явления мира физического с миром духовным, причем второе уясняется
через первое. Притчи являют «мудрость», в основе
которой лежит премудрость Божия. Поэтому Притчи
Соломоновы от подобных литературных памятников
Ближнего Востока отличаются своей религиозной
направленностью и запечатленным в них откровением. Как и книги Моисеевы, Книга притчей свидетельствует о Христе. Но если темой книг закона является
праведность и святость великого Потомка Авраамова,
Который унаследует благословения завета Божия, то
Книга притчей показывает Его мудрость и проницательность.
Автором Книги Екклесиаста считают царя Соломона. Текст Соломона получил затем обрамление
в форме введения и заключения с пояснениями о содержании его рассуждений (Еккл. 1, 1; 12, 9–14), написанных, вероятно, другим человеком. Некоторые толкователи считают, что, поскольку рассказчик называет
себя Екклесиастом, автором книги был другой человек, впоследствии изложивший от себя мысли, сформулированные Соломоном. Повествование состоит из
трех циклов (Еккл. 1, 3–3, 8; 3, 9–6, 7; 6, 8–12, 7), каждый
из которых начинается словами: Что пользы... Первый цикл содержит три парных раздела (Еккл. 1, 12–15
и 1, 16–18; 2, 1–11 и 2, 12–17; 2, 18–26 и 3, 1–8) ,
подводящих к заключению, что смерть делает
бессмысленными и человеческий труд на земле, и
мудрость. Темы труда и мудрости последовательно
проходят через второй и третий циклы книги.

Царь Соломон. Фреска. Сербия
Монастырь Сопочаны. XIII в.



Пророк Соломон
Икона. Великий
Новгород. XVI в.

Отечество
Икона. Россия. XV в.

Во втором цикле (Еккл. 3, 9–6, 7) автор развивает
тему недолговечности и относительности
человеческих трудов, противопоставляя им
вечное и абсолютное дело Божие и советуя
наслаждаться благами, даруемыми Богом
в этой жизни, несмотря на гнет жизненных
обстоятельств. В третьем цикле (Еккл. 6, 8–12, 7)
человеческой мудрости противопоставлено
совершенство путей Божиих. Соломон наставляет (Еккл. 9, 7–10) народ Божий принимать
жизнь с радостью, несмотря на ее тщетность,
непрочность и все тяготы, и трудиться с полной
отдачей. Этот реалистический подход к жизни
есть дар Божий (Еккл. 3, 13; 5, 19) для тех, кто
имеет страх перед Ним и выполняет Его повеления (Еккл. 5, 1–7; 12, 13–14).
Согласно заглавию, Песнь песней принадлежит Соломону. Иудейская и христианская
традиции согласны с этим. Песнь песней, в силу
своей неоднозначности, вызывала сомнения
при включении ее в канон, но эти сомнения
были разрешены положительным образом
благодаря обращению к иудейской традиции,
которая на протяжении веков признавала ее
богодухновенной. Автор Песни песней создает
уникальное произведение интимной лирики и
воспевает в нем земную любовь — прекрасную,
живую и возвышенную, одновременно чувственную и платоническую, страстную и самоотверженную. Именно такая любовь наполняет
Божию заповедь и будут два одна плоть
(Быт. 2, 24) Божественным смыслом и уподобляет человека его Творцу. И хотя любовь Бога
к Его творению не может мыслиться в чувственном аспекте, освященный Богом институт
супружества является отражением этой Божественной любви. Сила любви, заставляющая
двоих, преодолевая преграды, искать друг
друга, чтобы соединиться в благословенном
брачном союзе, исходит от Бога. Существуют



Царство Небесное
Книжная миниатюра
Россия. XV в.

Роза Шарона
Песнь песней
Гравюра. 1860 г.



две основные концепции толкования
Песни песней: аллегорическая и буквальная. Аллегорическое толкование, в свою очередь, допускает множество версий. Еврейские экзегеты понимают Песнь песней как описание отношений между Богом
(жених) и Израилем (возлюбленная).
Христианские толкователи рассматривают Песнь как символическое изображение духовного брака
Христа с Церковью или человеческой
души с Богом. По их мнению, богодухновенный и канонический характер книги свидетельствует о том, что
в ней воспевается отнюдь не земная
любовь. Сторонники буквального
понимания Песни песней аргументируют свою позицию тем, что до начала христианской эры аллегорического толкования не было.

Суламифь и Мария
Худ. Франц Пфорр

28

ветхий завет.
общие сведения

Пророческие книги
П
Пророческие
книги содержат проповеди
пророков,
направленные против религиозного
про
и нравственного
искажения идей Завета и преднр
ска
сказывающие наступление Царства Божия.
Более ста лет ученые спорят об авторстве
Кн
Книги
пророка Исаии. Критически настроенные делят эту книгу на несколько. Исслеен
дователи традиционного направления считадо
ю
ют, что книга была написана одним автором.
Д
Деятельность Исаии датируется 740–701 гг.
ии
нии Иса
е
д
и
в
в
ддо Р.Х. Книга состоит из отдельных речей
лона
ие Вави
н
а
з
а
к
е
а
Н
Дор
пророка. Первая часть имеет характер
. Худ. Г.
Гравюра
обличительный,
вторая — утешения израильскому
обличительн
об
б
Исаия предсказал падение языческого Вавинароду. В серии пророчеств И
лона и спасение остатка изра
израильтян и возвращение их в обетованную
землю. Он предсказывал пришествие Спасителя, Который принесет нароНарод плачет
дам праведный суд, установит новый завет с Господом, станет светом для
за разрушенным
язычников, возьмет на Себя грехи всего мира и воскреснет из мертвых.
Иерусалимом
Пророческое служение Иеремии пришлось на время 647—580 гг. до
Гравюра
Р.Х. Иеремии довелось не только возвестить своему народу грядущий суд
Худ. Г. Доре
Божий, но и увидеть пророчество исполнившимся. Строение книги не совсем точно
отражает периодизацию проповеднической
деятельности Иеремии: 1) пророк призывает иудеев покаяться перед лицом надвигающейся кары; 2) он провозглашает наступление времени, когда покаяние станет уже
невозможным; 3) Господь спасет Свой народ
или его остаток, ниспослав ему пленение.
Плач Иеремии традиционно приписывается пророку Иеремии. Эта книга представляет собой песнь, в которой выражается скорбь о бедствии, постигшем израильский народ в 586 г. до Р. Х., когда Навуходоносор разрушил Иерусалим.
Мы не располагаем другими сведениями о пророке Иезекииле, кроме тех, которые сообщаются в его книге. Служение его

ветхий завет.
общие сведения

проходило с 613 по 591 гг. до Р.Х. Иезекииль
ль предупреждает, что Иерусалим ожидает трагичеагичеостоит
ская судьба — он будет разрушен. Книга состоит
из трех частей. В первых двух Иезекииль возвещает суд над Иерусалимом и над другими народами. После получения известия о разрушении
ении
Иерусалима в проповеди Иезекииля звучат
учат
да и
обетования восстановления Храма и города
будущего милосердия Божия.
исаОб авторстве и обстоятельствах написания Книги пророка Даниила ведется дисисПророк
то
куссия. Многие специалисты считают, что
Иез
Византи екииль. Мозаик
а
я. XIV в.
она была написана между 170 и 165 гг. до
Р. Х., т. е. гораздо позже кончины Даниила.
а.
то автором
м ееее
Однако в тексте книги прямо сказано, что
является пророк Даниил и написана она была вскоре после захвата Ва
В
Вавививи
лона Киром — в 539 г. до Р. Х. Содержаниее книги пророка Даниила разнородно, в ней, например, приведена серия историко-повествовательных
фрагментов, описаны четыре пророческих видения. Вторая глава рассказывает сон Навуходоносора и приводит его истолкование Даниилом. Сон
Навуходоносора раскрывает идею, что языческие боги не властны над
историей, что она всецело во власти Господа. Всевышним волеизъявлением Своим Он вмешается в дела царств
мира сего и установит Царство, которому
не будет конца.
Последние 12 книг Ветхого Завета принято называть «малыми» пророками.
1. Книга пророка Осии составлена в
VIII в. до Р. Х. В ней говорится о том, что
Господь повелел Осии жениться на блуднице. В этом заключена метафора блудодействия Израиля, который, будучи «женой»
Бога, поклонялся другим богам. Пророк
призывает народ Израиля молиться о прощении и обещает его возрождение, если тот
всем сердцем обратится к Богу.
2. Книга пророка Иоиля. Время написания — предположительно V в. до Р.Х.
Пророк Иоиль описывает нашествие саранчи как наказание Божие и обращается к

29

Даниил изъясняет
написание
на стене
Гравюра
Худ. Г. Доре

30

Пророк Иоиль
Мозаика. Византия
XIV в.

ветхий завет.
общие сведения

Пророк Авдий
Мозаика. Византия. XIV в.

Пророк Михей
Мозаика. Византия. XIV в.

народу с призывом к покаянию. Он видит в этом бедствии образ грядущего, еще более страшного Божия суда. Иоиль описывает благословение
Божие, на которое может надеяться народ, если покается.
3. Книга пророка Амоса. Выступление Амоса на проповедь относят
к первой половине VIII в. до Р. Х. Амос обличает идолопоклонство и социальную несправедливость и предсказывает массовое
разорение и изгнание своему народу.
4. Книга пророка Авдия. В книге всего одна глава. Датировка текста затруднительна. В отличие от других пророческих
книг в ней содержится не предупреждение: «покайтесь или
будете уничтожены», а приговор, уже вынесенный Богом.
5. Книга пророка Ионы. Относительно времени написания
мнения исследователей колеблются от VIII до III вв. до Р. Х.
Книга пророка Ионы вызывает споры. Исследователи традиционного направления уверены в исторической подлинности
и личности пророка Ионы и событий, описываемых в книге.
Содержание книги следующее. Иона, испугавшись поездки с
проповедями к язычникам Ниневии, решил уплыть на корабле
в Фарсис. Однако в море разыгрался шторм, и моряки, сочтя
это наказанием Господним, выбросили Иону за борт. Пророк
был проглочен большой рыбой (китом), в утробе которой раскаялся, за что был выпущен на берег. Бог вторично послал его
на проповедь. Ниневитяне вняли Ионе — они наложили на себя
пост и покаялись. В результате Бог не уничтожил город.



Пророк Осия
Мозаика. Италия. XII в.

ветхий завет.
общие сведения

Пророк Аввакум
Мозаика. Византия. XIV в.

Пророк Софония
Мозаика. Византия. XIV в.

Пророк Иона
Мозаика
Византия.XIV в.

6. Книга пророка Михея. Михей пророчествовал в 750–686 гг. до
Р. Х. Его проповедь привела к раскаянию царя Езекию и таким образом
спасла Иерусалим. Книга объединяет в три цикла девятнадцать пророчеств. Михей предсказывает, что гнев Господень падет на недостойных
вождей Израиля и на отступивший от Бога народ. Спасение Израиля будет зависеть исключительно от благоволения Божия к оставшемуся народу, освобожденному Богом из Вавилонского плена. Из
этого народа произойдет Мессия.
7. Книга пророка Наума представляет собой поэму, содержащую предсказание падения Ниневии, столицы Ассирии. Книга
написана между 663 и 612 гг. до Р. Х. В ней мы видим пророка, глубоко убежденного в абсолютном всемогуществе Божием. Смысл
его пророчеств можно выразить одной фразой: неотвратимый суд
над Ниневией.
8. Книга пророка Аввакума. Аввакум жил в период царствования Иоакима (609–598 гг. до Р.Х.). Первая часть книги представляет
собой диалог между Аввакумом и Богом. Пророк вопрошает Бога
о насилии и несправедливости и о причинах Его безучастности. Бог
отвечает, что орудием наказания евреев будут халдеи, которые опустошат Иудею. Последняя глава книги — псалом, восхваляющий Бога,
выражающий истинную радость в Боге, абсолютную веру в Него.
9. Книга пророка Софонии. Софония пророчествовал в царствование Иосии (640–609 гг. до Р.Х.). Книга состоит из
трех глав. Глава 1 изображает ожидающий Иудею суд Божий за
Пророк Амос
Фреска. Сербия. XIV в.

31



32
32

ветхий завет.
общие сведения

Пророк Малахия
Мозаика. Византия
XIV в.

Пророк Захария
Мозаика. Византия. XIV в.

Пророк Аггей
Мозаика. Италия. XII в.

идолослужение и нечестие. Глава 2 предвещает погибель других языческих царств. Глава 3 изображает спасение иудеев и язычников.
10. Книга пророка Аггея. Пророк Аггей трудился над тем, чтобы
подвигнуть евреев, возвратившихся из Вавилонского пленения, на восстановление Иерусалимского храма. Аггей начал свое служение в 520 г. до
Р. Х. Книга состоит из четырех речей, содержащих: призыв иудеев к покаянию, обещание будущей славы Божьего храма, благословение народа,
обещание пришествия Мессии.
11. Книга пророка Захарии. Захария был современником пророка
Аггея. Главная цель Захарии заключалась в воодушевлении народа Божия
грядущим процветанием Иерусалима. Книга отличается разнообразием
литературных форм. Ее часто называют примером ранней апокалипсической литературы: в главе 14 содержится описание последней войны против Иерусалима, во время которой явится Бог в облике воина-победителя,
чтобы избавить Свой народ от его врагов. У Захарии мы находим многочисленные описания образа Мессии — Господа Иисуса Христа.
12. Книга пророка Малахии. Авторство этой книги является предметом споров. Исследователи расходятся во мнениях, является ли слово
«Малахия» именем собственным или названием. Некоторые полагают,
что книга была написана приблизительно к 433 г. до Р.Х. Малахия выступал против браков евреев с иноплеменницами, бичевал пороки духовенства. Он старался зажечь светильник веры в упавших духом людях, напоминая им о любви Божией. Книга состоит из шести диалогов-диспутов.



Пророк Наум
Фреска. Россия. Старая Ладога
XII в.