Ветхий Завет. Общие сведения [Татьяна Николаевна Терещенко] (pdf) читать постранично, страница - 3

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

кумранских свитках, содержащих
щих
огда
книги Библии (рукописи Пятикнижия и Книги Иова), тогда
как на большей части свитков — письмо арамейское.
лейСамыми древними из сохранившихся свидетельств библейского текста являются маленькие серебряные свитки, содеродернные
жащие Аароново благословение (см. Числ. 6, 24–26), найденные
в Иерусалиме в 1979 г. и датируемые VII–VI вв. до Р. Х. До
1947 г., когда были открыты первые кумранские свитки,
тки,
самым древним библейским текстом считался папирус Нэша,
эша,
датируемый II–I вв. до Р. Х.; этот памятник содержит текст
екст
10 заповедей и один из важнейших в иудаизме литургических
ских
текстов «Слушай, Израиль…». В Кумране и в окрестностях
стях
Мертвого моря (Вади-Мураббаат, Нахал-Хевер, Масада)
сада)
были найдены фрагменты около 190 свитков ветхозаветных
тных
книг. Лишь один свиток — Книга пророка Исаии — сохранился
полностью. Наибольшим количеством копий представлены
книги Псалмов (36), Второзакония (29) и Исаии (21), наименьшим — книги Ездры и Паралипоменон (по одной); отсутствует
Книга Есфири. Кроме того, в кумранской «библиотеке»
имеются фрагменты почти всех неканонических книг (кроме
1 Мак.), не вошедших в иудейский канон, а также апокрифы
(книги Юбилеев, Еноха, Завещание Леви и др.). Наиболее
часто для письма использовалась кожа (пергамен), но есть
рукописи и на папирусе. На основании палеографического
анализа все библейские рукописи из Кумрана разделены на
3 группы: архаические (200–150 гг. до Р. Х.), хасмонейские
(150–30 гг. до Р. Х.), иродианские (30 г. до Р. Х. – 70 г. по
Р. Х.); фрагменты из Вади-Мураббаат датируются позднее —
первой пол. II в. по Р. Х.
Известны более 2 тыс. фрагментов и списков Септуагинты
(древнегреческий перевод Библии), датируемых II в. до
Р. Х. – XVI в. по Р. Х. Наиболее богата рукописная традиция
Псалтири, которая дошла до нас более чем в 750 списках. Большинство рукописей изначально содержали только одну или
несколько библейских книг. Сохранились списки Пятикнижия, Восьмикнижия (от Книги Бытия до Книги Руфи), исторических книг (1 Цар. – 2 Езд., Есф., Иф. и Тов.), книг, традиционно связываемых с Соломоном, поэтических книг, 12 книг
малых пророков, 4 книги великих пророков.
Септуагинта: фрагмент текста
книги Есфири
из Синайского кодекса



Папирус Н
П
Нэша

Иллюстрации
Иллюстрации к Библии появились в Александрии
в середине III в. до Р. Х., когда был
сан
осуществлен
перевод Торы на греческий
ос
яз
язык (Септуагинта). Эти рукописи до нас не
до
дошли, но о существовании сложившейся
и
иконографии ветхозаветных сюжетов свиддетельствуют фрески синагоги в ДураЕ
Европос (244–245 гг.). Ранний сохранивос
а-Европ
ги в Дур
о
г
а
н
и
шийся памятник иллюстрированной
с
Фрески
Библии — фрагмент созданной в Риме рукописи 3
пи
50–380 гг., соде
350–380
содержащий 4 листа с иллюстрациями к Книге
Царств. Иллюстрации раннехр
раннехристианских Библий отличались обстоятельАвраам и А
Ангелы
нгелы
Фрагмент
ностью и сопровождали огромное число эпизодов, например, в лонминиатюры
донской рукописи Книги Бытия (копия александрийского оригинала
Книга Бытия
V–VI вв.) было около 330 миниатюр, в венской (Венский ГенеКотона
зис), созданной в Константинополе или Антиохии, — 48. В этих
VI в.
рукописях иллюстрации располагались либо короткими полосами, разделяющими столбец текста, либо сплошной полосой во
всю длину свитка (Свиток Иисуса Навина — византийская копия
X в. раннехристианской рукописи). В кодексах, вытеснивших
свитки, сначала иллюстрации располагались так же (Венский
Генезис): миниатюры следовали за текстом, — но появляются и
миниатюры, занимающие целый лист. Для украшения рукописи порой использовали сам материал книги: Венский Генезис,
например, написан на окрашенном пурпуром пергамене.
Взятие города
В византийском искусстве, как правило, иллюстрировали
Гая и его сожжение
только Ветхий Завет. Наиболее полный цикл миниатюр представСвиток Иисуса
у
лен в Библии, состоявшей из двух томов и выполненной в КонстанНавина. X в.

ветхий завет.
общие сведения

Венский Генезис. VI в.

9

Иллюстрация к «Лицевой Библии» Пискатора. XVII в.

тинополе. Первый сохранившийся том снабжен 18 листовыми
миниатюрами. Композиции помещены в рамки с шрифтовым
декором, ими снабжены книги от Бытия до Псалтири.
Рукопись первой славянской Геннадиевской Библии украшена
одной заставкой с растительным орнаментом и изображением пророка Моисея. Наиболее полно иллюстрации Ветхого Завета представлены в Летописном лицевом своде XVI в. (более 2 тыс. миниатюр). Большое влияние на русские иллюстрации Библии оказали
в XVI в. немецкие и итальянские гравюры XV–XVI вв., а в XVII в. —
гравированные Библии Питера ван дер Борхта и Пискатора.
В 1645–1649 гг. киево-печерский монах Илия вырезал 132 гравюры на дереве с иллюстрациями к Ветхому Завету. Эти гравюры сохранились в