Колокола и колокольный звон [Татьяна Николаевна Терещенко] (pdf) читать постранично, страница - 10

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

как
отдельные здания, лишь иногда примкнутые к той
или другой стороне храма. Высота их была незначительна. Единственное исключение составляет колокольня Ивана Великого в Москве.
Высокие колокольни, а равно и такие, которые
находятся в тесной связи с церковью и входят в ее
общий план, появились в России только в XVIII в.
Звонницы также часто предпочитались колокольням из практических соображений. В прямоугольной
в плане звоннице с внутренним пространством можно
было разместить больше колоколов, чем на колокольне. Управлять такими звонницами могли несколько
звонарей одновременно. Надстраивали на стены
церквей небольшие звонницы там, где окружающее
пространство не позволяло строить отдельное сооружение для колоколов. Такая надстройка, как правило, представляла собой продолжение стены с одним
или несколькими проемами арочного типа, в которых
и подвешивались колокола. Отдельно стоящие звонницы стенового типа (без внутреннего пространства)
управлялись непосредственно с земли.

Колокольня Успенского собора
Владимир



31

Колокол в России —
больше чем колокол

Ссыльный угличский
(углицкий) колокол

уд. Н.
Пасха. Х

Русский народ всегда любил колокола, называя
его части как у человека — уши, тулово, язык,
плечи, юбка. У колоколов были имена. К ним всегда
относились благоговейно и использовали в богослужебных целях, а иногда при особо важных событиях — сбор вече, звон на встречу царственных
особ, проводы и встреча войск.
За какую-либо «вину», например разглашение
(несвоевременный звон), их, как и людей, «казнили»: отрубали «уши», вырывали «языки», «отправляли в ссылку» и предавали забвению.
Печально известен в истории России угличский
ссыльный колокол, 15 мая 1591 г. возвестивший об
убийстве благоверного царевича Димитрия. В набат
ударил обращенный в пономаря вдовый священник
по прозвищу Огурец. По указу Бориса Годунова были наказаны и звонарь
(плетьми), и колокол, которому вырвали «язык», отрубили «ухо» и «отправили
в ссылку» в далекий Тобольск. Ныне колокол возвращен в Углич и помещен
в музей.
Колокола — это духовное свидетельство всему миру, символ в бронзе,
а их звон — символ в звуке. Недаром колокольные звоны называют «голосом
церковным», этот глас призывает к духовному возрождению и покаянию.
Звонари даже не имеют права ре
репетировать на колокольне, звонить для утехи
публи
публики; только по церковным канонам совершаются кол
колокольные звоны: в определенный час, определенным
ленны образом.
Есть,
Е
правда, в году одна неделя, когда дозволя
зволяется звонить вдоволь, на радость всему миру.
Это — пасхальная Светлая седмица. Испокон
веков
веко в это время гудит по всей Руси колокольный звон! Не только звонари, но и прихожане
под
поднимаются
в эти дни на колокольни и звонницы Всем позволено звонить в колокола на
цы.
Па
Пасху,
но нужно помнить, что колокол церковны — это святыня, которую надо оберегать и
ный
ч
чтить,
а звон — это украшение храма, так пусть
о будет всегда благолепным.
он
ко
Пимонен