Колокола и колокольный звон [Татьяна Николаевна Терещенко] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

ÓÄÊ 247.3
ÁÁÊ 86.37
Ê61
Äîïóùåíî ê ðàñïðîñòðàíåíèþ
Èçäàòåëüñêèì Ñîâåòîì
Ðóññêîé Ïðàâîñëàâíîé Öåðêâè
¹ ÈÑ Ð 14-408-0886

Ê61

Êîëîêîëà è êîëîêîëüíûé çâîí/ [ðåä.-ñîñò. Ò. Í. Òåðåùåíêî]. —
Ì. : ÄÀÐÚ, 2014. — 32 ñ. : öâ. èë. — (Ìàëàÿ ïðàâîñëàâíàÿ ýíöèêëîïåäèÿ). — 0+.
ISBN 978-5-485-00493-4
Î÷åðåäíîé âûïóñê íàøåé êðàñî÷íî èëëþñòðèðîâàííîé ýíöèêëîïåäèè ïîñâÿùåí êîëîêîëàì è êîëîêîëüíûì çâîíàì. Âû óçíàåòå, ãäå, êàê
è êîãäà âïåðâûå ïîÿâèëèñü êîëîêîëà, êàêèìè îíè áûëè íà Ðóñè, ÷åì
çíàìåíèòû, íàïðèìåð, ðîñòîâñêèå êîëîêîëüíûå çâîíû è ìíîãîå äðóãîå.
Êðàñî÷íûå èëëþñòðàöèè ïîìîãóò âàì ëó÷øå ïîíÿòü ïðî÷èòàííîå. Èçäàíèå ïðåäíàçíà÷åíî äëÿ øèðîêîãî êðóãà ÷èòàòåëåé, èíòåðåñóþùèõñÿ
èñòîðèåé Ðîññèè è Ïðàâîñëàâèÿ, â òîì ÷èñëå äëÿ äåòåé è ðîäèòåëåé.
ÓÄÊ 247.3
ÁÁÊ 86.37

ISBN 978-5-485-00493-4

© Èçäàòåëüñòâî «ÄÀÐÚ», 2014

Ðåäàêòîð-ñîñòàâèòåëü: ÒÅÐÅÙÅÍÊÎ ÒÀÒÜßÍÀ ÍÈÊÎËÀÅÂÍÀ
Âûïóñêàþùèé ðåäàêòîð: Î. Ì. ØÀÏÀÅÂÀ
Êîððåêòîð: Í. Í. ÑÅÐÃÅÅÂÀ
Êîìïüþòåðíàÿ âåðñòêà: Å. Â. ÈÂÀÍÎÂÀ
Îôîðìëåíèå: Í. Ë. ÊËÈÌÎÂÀ
Ïîäïèñàíî â ïå÷àòü 08.08.2014. Ôîðìàò 84õ108/16. Ãàðíèòóðà «Dar».
Ïå÷àòü îôñåòíàÿ. Óñë.-ïå÷. ë. 1,21. Ó÷.-èçä. ë. 0,92.
Òèðàæ 3 000 ýêç. Çàêàç ¹
Èçäàòåëüñòâî «Äàðú»
111395, Ìîñêâà, óë. Êðàñíûé Êàçàíåö, ä. 6, ñòð. 2, îô. 17
Òåë. +7 (495) 211-21-23. E-mail: dar@pravkniga.ru. Web: www.dar-kniga.ru
Ïî âîïðîñàì ðåàëèçàöèè îáðàùàòüñÿ:
ÎÎÎ «Äàðú»
111395, Ìîñêâà, óë. Êðàñíûé Êàçàíåö, ä. 6, ñòð. 2, îô. 17
Òåë.: +7 (926) 363-1030, +7 (925) 475-8273
E-mail: darizdat@gmail.com. Èíòåðíåò-ìàãàçèí: www.pravkniga.ru
ÎÎÎ «Ïàëàìåä»
105264, Ìîñêâà, óë. Âåðõíÿÿ Ïåðâîìàéñêàÿ, ä. 47
Òåë.: +7 (495) 780-3911
Èçäàòåëüñòâî ÄÀÐÚ â ñîöèàëüíûõ ñåòÿõ:
LiveJournal: http://darkniga.livejournal.com/
Facebook: http://www.facebook.com/izdDAR
VKontakte: http://vk.com/dar_kniga

колокола и
колокольный
звон

Вот мы идем в храм Божий на службу, приближаемся к нему. Еще
издали слышен колокольный звон — мы слышим благовест. Это не просто
«звонок на урок», созывающий народ в храм. Благовест — благая (добрая)
весть — это проповедь, выплеснувшаяся на открытый простор, это призыв
людей обратиться к Богу.
Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. В «чине благословения колокола» сказано: «яко да вси слышащие звенение его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию
имени Святаго Твоего».
Благовествуя славу имени Христова, раздаваясь с высоты при храмах
Божиих, колокольный звон напоминает нам слова Господа Вседержителя,
сказанные через ветхозаветного пророка Исаию: На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни
ночью… напоминая о Господе (Ис. 62, 6). Не случайно язычники, слыша
колокольный звон, часто говорили: «Это голос христианского Бога!»
Придя к нам из западной культуры, колокольный звон стал неотъемлемой частью славянской православной культуры. Именно на территории
славянских государств, и в особенности России, колокольный звон стал
поистине национальным искусством. Он вошел в музыку многих композиторов, о нем слагали стихи и пели песни.

Икона-крест. XVII в.



5

Церковь Покрова
Пресвятой
Богородицы
Худ. Ж. Башелье

4

колокола
и колокольный
звон

Колокола
и колокольчики
Появление колоколов стало результатом
П
поиска
пои
сигнального инструмента, способа
соз
созывать верующих на богослужение. Не все
на
народы использовали для этого колокола,
мн
многие предпочитали разные виды барабано
нов или духовых инструментов. В Ветхоза
заветной Церкви, например, в Иерусалимсский храм верующие созывались звуками
ттруб.
к
ви. Томс
кой церк
с
н
е
с
Колокол — один из самых древних музые
р
в Воск
Колокол
кальных инструментов в мире. В разных
странах колокол
ст
колокола имеют свои особенности. Изготавливать
их начали еще египтяне. На В
Востоке колокола были известны в Китае и
Японии
Японии. Использование небо
небольших колокольчиков в дохристианскую
эпоху часто было связано с различными языческими культами и восточными верованиями, распространенными на территории Индии, Китая,
Кавказа, Ближнего и Среднего Востока,
что подтверждено археологическими раскопками.
На обширной территории России при
раскопках древних могил и курганов тоже
нередко находят маленькие колокольчики. Близ г. Никополя (Украина) в Чертомлыцкой скифской могиле были найдены 42 бронзовых колокольчика разной
формы. У некоторых из них есть прорези в корпусе, также сохранились остатки язычков и цепочек, на которых они
подвешивались. Похожие колокольчики
археологи находят повсеместно, даже в
Сибири.
Значит, еще в дохристианские времена
они использовались в быту славян, но
о назначении их можно лишь догадываться. Возможно, они были атрибутами богослужебного культа наподобие колокольчиков современных шаманов.



Храм. Худ. Н. Анохин

колокола
и колокольный
звон

5

Било
Колокола стали употребляться Церковью
ковью
не сразу. В первые века гонений невозможно
ожно
было открыто созывать верующих к