Джотто ди Бондоне [Автор неизвестен] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

74

2011

Великие художники

Распятие. 1290–1300
В истории изобразительного искусства Западной
Европы имя Джотто стало символом обновленной
живописи. Этот художник первым отказался от большинства принципов византийской иконографической традиции (которая в то время господствовала в
Центральной Италии), наделяя свои сюжеты элементами реалистичности и материальности. Именно у
него живописные произведения перестали являться
вспомогательным материалом к пониманию Священного Писания, каждое из них оказалось полноценным
рассказом о библейском событии, в котором действуют живые люди с настоящими эмоциями.
Яркая личность средневекового художника и архитектора, а также его склонность к новаторству предопределили грядущие достижения Ренессанса и оказали огромное влияние на последующие поколения
великих мастеров кисти.

Происхождение и обучение гения

Великий итальянский художник Джотто ди Бон-

доне родился в 1276 в деревне Солле ди Веспиньяно,
которая располагалась в двадцати двух с половиной километрах от Флоренции. Его отец занимался земледелием и скотоводством, будущий живописец с детства
помогал родителю. Однажды мальчик, как обычно,
пас овец и предавался своему любимому занятию –

зарисовывал на скалах животных. За этим времяпрепровождением его застал проезжавший мимо флорентийский художник по имени Чимабуэ. Он был настолько удивлен способностями юного пастуха, что
решил поговорить с его отцом. Вскоре Чимабуэ взял
Джотто в ученики и увез с собой во Флоренцию. Эта
версия о детстве мастера – самая распространенная,
она известна из «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» автора XVI века
Джорджо Вазари. Однако у современных исследователей творчества ди Бондоне есть основания сомневаться в его «крестьянском» происхождении. Существует не лишенное смысла предположение, что на
самом деле Джотто (возможно, его полное имя было
Амборджелло или Анджелотто) родился в 1266 или
1267 в самой Флоренции в квартале Сан-Панкрацио
и происходил из состоятельной семьи местного кузнеца. Отец отдал сына на воспитание в одно из самых
солидных заведений города – школу доминиканского
монастыря Мария Новелла, где мальчик и получил
первоначальные навыки в живописи.
Скорее всего, Джотто на самом деле помогал родителю, но не пас овец, а работал в кузнице. Тяжелый
труд мало интересовал его, и юный ди Бондоне постоянно убегал в мастерские знакомых флорентийских
художников. Некоторые искусствоведы полагают, что
живописец Ченни ди Пеппо, известный в городе под
именем Чимабуэ, был знаком с отцом Джотто и, наблюдая у подростка интерес к рисованию, действительно уговорил кузнеца отдать сына ему в ученики.
Неизвестно, как долго обучался будущий художник в мастерской Чимабуэ и что он перенял от своего
наставника, но в сохранившихся работах Ченни ди
Пеппо помимо следования принципам византийской
иконографии можно увидеть робкие попытки показать внутреннюю жизнь человека и стремление создать впечатление реальности изображаемого.
Существует легенда, что однажды Чимабуэ, вернувшись в мастерскую, на носу одного из персонажей своего неоконченного произведения увидел муху
и хотел ее согнать. Только муха оказалась нарисованной – это была шутка юного Джотто. Подмастерье
мог писать предметы настолько реалистично, что
даже его учитель верил в их существование.
Чимабуэ получал заказы не только во Флоренции,
но и в других городах Италии. Вместе с ним путешествовал и Джотто.

Начало самостоятельной работы и
новаторство Джотто

Первые самостоятельные творения молодого ху-

дожника уже во многом отличались от работ Ченни
ди Пеппо и превосходили их по мастерству изображения тела и колориту.

3

Джотто ди Бондоне

Мадонна с Младенцем и двумя ангелами. 1295–1300

4

Великие художники

Но, конечно, большинство ранних художественных заказов Джотто все-таки получал по протекции
учителя. Например, фрески верхней церкви Святого
Франциска в Ассизи, которые ди Бондоне создавал
уже вместе со своими помощниками, ему поручили
написать лишь после того, как в этой знаменитой базилике, хранящей останки святого Франциска Ассизского, над украшением стен уже потрудились другие
мастера, в том числе и Чимабуэ.

Исаак отвергает Исава. Около 1292–1294
Для этого храма Джотто написал целый цикл произведений: двадцать пять фресок, воспроизводящих
сцены из Нового Завета и эпизоды из жизни святого
Франциска. Росписи расположены в нижнем ярусе
боковых стен продольного нефа базилики на высоте
двух метров от пола. Основные цвета – голубой, белый и золотисто-охристый. Так, например, в работе

5

Джотто ди Бондоне

Видение престола. 1296–1298
«Видение престола» (1296–1298, верхняя церковь СанФранческо, Ассизи) – фреске из цикла о жизни святого Франциска Ассизского – все пространство занимает голубой