5. Акбар Наме. Том 5 [Абу-л Фазл Аллами] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]



THE AKBARNAMA

of

Abu-l-Fazl

Translated from Persian by H. Beveridge

Абу-л фазл Аллами

АКБАР-НАМЕ

Книга пятая

Самара Издательский дом «Агни» 2010

ББК 63.3(5)

А 17

Издано при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России»

Научная подготовка С.Н. Воробьевой

Перевод с английского: И.О. Клубкова, А.Е. Дунаев Художник-оформитель Н.В. Краснова

На обложке: Охота на львов. Могольская школа, конец XV1-XV11 века Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург

Абу-л Фазл Аллами

А 17 Акбар-наме. Книга пятая. — Самара: Издательский дом «Агни», 2010. — 400 с.: ил.

ISBN 978-5-89850-131-0

Издательский ДОМ «Агни» продолжает публикацию перевода на русский язык «Акбар-наме» — уникального источника по истории Индии XVI века, принадлежащего перу Абу-л Фазла Аллами, политического деятеля, друга и советника падишаха Акбара. Пятая книга охватывает события 1572 — 1578 годов. Это один из самых насыщенных разнообразной деятельностью периодов в жизни Акбара, когда он в полной мере проявил себя как великий правитель и талантливый полководец. Значительное место в повествовании отводится тем шагам, которые предпринимал падишах для преодоления противостояния между представителями разных конфессий и достижения «мира для всех» — сулх-и кулл.

Текст дополнен фрагментами из выдающегося свода документов «Аин-и-Акбари» («Установления Акбара»), которые познакомят читателей с организацией армии в империи Великих Моголов. Издание снабжено подробным научным комментарием, иллюстрировано фрагментами индийской миниатюры и фотографиями памятников, созданных в эпоху Акбара.

Книга несомненно заинтересует любителей истории, литературы и искусства Востока.

ISBN 978-5-89850-131-0 ББК 63.3(5)

© Издательский дом «Агни», 2010

БИОГРАФИЯ ШЕЙХА АБУ-Л ФАЗЛА [Написана Г. Блохманном в 1873 г. как вводная часть к его переводу I тома «Аин-и-акбари» (кн. 1, 2), выполненному с персидского на английский язык.]

Шейх Абу-л Фазл — министр Акбара и его друг, родился в Агре 6 мухаррама 958 г.х.1 во время царствования Ислам шаха. Семья, к которой он принадлежал, берёт начало от шейха Мусы, пятого предка Абу-л Фазла, который жил в IX веке хиджры в Сивистане (Синд), в месте, называемом Реи. В этой «хорошей деревне» дети и внуки шейха Мусы жили до начала X века, когда шейх Хизр, тогдашний глава семьи, следуя устремлениям сердца в результате обретённого мистического знания, переселился в Хиндустан. Там он путешествовал, посещая тех, кто был близок к Богу, и тех, кто совершенно не знал об этом; и после короткого пребывания в Хиджазе с арабским племенем, к которому семья принадлежала, вернулся в Индию и поселился в Нагоре к северо-западу от Аджмира, где жил с набожными людьми, наслаждаясь дружбой Мир Сайид Яхьи из Бухары. Звание шейха, которое носили все члены семьи, и сохраняло напоминание о родине предков.

В 9Н г.х. родился шейх Мубарак, отец Абу-л Фазла. Мубарак не был старшим сыном шейха Хизра, несколько детей до него рождались и умерли, и Хизр, радуясь рождению следующего сына, назвал его Мубарак (Благословенный), без сомнения, с намёком на надежду, которую ислам протягивает верующим: дети, рождённые прежде, благословляют тех, которые родятся после них, и просят Аллаха о продолжительности их земной жизни.

Шейх Мубарак в 4-летнем возрасте проявил большие умственные способности и формировал характер и наклонности в общении с шейхом Атаном, который был тюркского происхождения и прибыл во время правления Сиканда-ра Лоди в Нагор, где жил в услужении у шейха Салара, и умер, как говорили, в престарелом возрасте — 120 лет. Шейх Хизр решил поселиться в Нагоре на постоянное жительство, но перед этим ещё раз взглянуть на свою родину — Сивистан. Его внезапная смерть во время путешествия оставила семью в Нагоре в большом горе. Голод, который наступил в бесплодных песках окружающей пустыни, унёс много жителей, и из всех членов семьи в Нагоре выжили только Мубарак и его мать.

Мубарак рос, совершенствуясь и закладывая основание тех энциклопедических знаний, которые потом сделали его известным. Вскоре почувствовал желание и необходимость завершить своё образование и посетить великих учителей других стран, но любовь к матери оставила его в родном городе, где он продолжал занятия, направляемый учением великого святого Ходжа Ахрара2, к которому было направлено всё его внимание.

Однако когда умерла его мать и в то же время возникли волнения Мал-део, Мубарак едет в Ахмадабад в Гуджарате, привлечённый то ли славой самого города, то ли гробницей соотечественника своего Ахмада из Кхатту3. Здесь он нашёл второго отца в лице учёного шейха Абу-л Фазла, хатиба, или проповедника, из Казаруна в Персии, и познакомился с несколькими почтенными людьми: шейх Умар из Татты и шейх Юсуф.