Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия [Григорий Максимович Бонгард-Левин] (pdf) читать постранично
Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (164) »
ГОГОШЦЦДРВГОРЦД
Г.М. Бонгард-Левин
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
философия
наука
религия
Г М. Бонгард-Левин
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
философия
наука
религия
И З Д А Т Е Л Ь С Т В О «НАУКА»
ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МОСКВА 1980
Б81
Бонгард-Левин Г. М.
Древнеиндийская цивилизация. Философия, на
ука, религия. М., Главная редакция восточной ли
тературы издательства «Наука», 1980.
з з з с.
В книге рассказывается о возникновении и развитии основных фи
лософских учений, о достижениях науки и религиозных течениях в
древней Индии. Особое внимание уделяется проблемам культурного
наследия древнеиндийской цивилизации.
„ 10501-003
Б 013(02)-80
209' 80- 0504010000
(g) Главная редакция восточной литературы
издательства «Наука», 1980.
1Ф + 001(09) + 29
ВВЕДЕНИЕ
В течение двух последних столетий духовная культура древ
ней Индии нередко воспринималась как загадочное и почти
необъяснимое явление. Современная индология ищет новые
пути осмысления индийских религиозно-философских и фило
софских школ и систем, научных концепций и идей, причин их
поразительного своеобразия и непреходящей ценности. Изме
нился и сам подход к исследованию, стали известны ранее
«закрытые» из-за отсутствия или незнания источников сферы
древнеиндийской цивилизации; применяются и принципиаль
но новые методы научного поиска. Сегодня уже можно гово
рить о закономерностях историко-культурного развития этой
великой страны в контексте общечеловеческой истории. Вме
сте с тем было бы слишком смелым утверждать, что правиль
но оценено все богатейшее духовное наследие Индии: многие
ее «летописные страницы» остаются частично или даже цели
ком непрочитанными. Ученым предстоит сделать немало уси
лий, чтобы глубже проникнуть в этот все еще загадочный
«океан древней мудрости».
В наши дни книга о древнеиндийской цивилизации не мо
жет ограничиваться изложением отдельных событий и фактов
истории и культуры — она призвана дать цельную картину
развития общественного сознания, передать духовный климат
далеких эпох, помочь пониманию процессов, протекающих в
современной Индии.
Каждый, кто изучает древнеиндийскую культуру, неизмен
но испытывает чувство интеллектуального и эстетического на
слаждения. Знакомясь с памятниками искусства, литературы
и философии, приобщаясь к поистине необъятной традиции,
он проникает в удивительный мир образов, глубоких пережи
ваний и раздумий о человеке и его призвании. Соприкоснове
ние с этой «живой древностью» плодотворно и для ученого и
для читателя, ибо способствует более глубокому восприятию
привычных явлений собственной культуры.
3
Воздействие древнеиндийской цивилизации на мировую
культуру было поистине огромным. Гете восторгался творче
ством великого Калидасы. О его драме «Шакунтала» немец
кий поэт писал в 1830 г.: «Я так близко сроднился с этим
высокоценным созданием, что оно составило эпоху в моей жиз
ни». Несколькими десятилетиями ранее Карамзин в предисло
вии к переводу «Шакунталы» отмечал: «Творческий дух оби
тает не в одной Европе, он есть гражданин вселенной. Человек
везде человек... Почти на каждой странице сей драмы нахо
дил я высочайшей красоты поэзию, тончайшее чувство, крот
кую, отменную, неизъяснимую нежность, чистейшую, непод
ражаемую натуру и величайшее искусство... Калидаса для
меня столь же велик, как и Гомер». К философии, религиям,
литературе и искусству Индии большой интерес проявляли
Шиллер, Гейне и Т. Манн, Гюго, Франс и Роллан, Кант, Ге
гель и Шопенгауэр, Шелли и Киплинг, а в России — Жуков
ский, Белинский, Л. Н. Толстой, Бальмонт, Бунин, Верещагин,
Н. Рерих и многие другие.
Впервые письменные древнеиндийские памятники стали
известны на Западе в XVII — XVIII вв. Европейцев буквально
потряс открывшийся перед ними мир, но естественное чувство
восхищения порой уступало место «суперкритицизму», приво
дившему к превратным суждениям об Индии. Внимание ис
следователей прежде всего сосредоточилось на религии и ми
фологии, собственно же философские и научные сочинения
оставались вне поля их зрения. В Европе утвердилось пред
ставление о «созерцательности», «пассивности»; «застойно
сти» индийской культуры. Такая характеристика была дана
ей, например, крупнейшим индологом конца XIX в. Максом
Мюллером и английским филологом А. Макдонеллом.
На развитие западной индологии оказывали немалое влия
ние идеи консервативных ученых и политических деятелей, в
частности Леяла, заявлявшего о неподвижности древнеиндий
ской цивилизации, и Джеймса Милля, возражавшего даже
против термина «цивилизация» применительно к Индии в
древности.
Подобные взгляды в известной степени были связаны с
тем, что ученые, выдвигавшие их, обычно исходили из
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (164) »
Последние комментарии
50 минут 26 секунд назад
5 часов 53 минут назад
13 часов 42 минут назад
16 часов 13 минут назад
16 часов 21 минут назад
2 дней 3 часов назад