Русское деревянное зодчество [Е. А. Ащепков] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Е. АЩЕПКОВ

РУССКОЕ
ДЕРЕВЯННОЕ
ЗОДЧЕСТВО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
1950

ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИИ русской архитектуры деревянное зодчество занимает
исключительное место.
Возникшее и развившееся и стране, богатой лесами,
деревянное зодчество достигло высокого совершенства и
оказало большое влияние на весь ход развития русского искусства.
Являясь основным и наиболее доступным строительным
материалом, дерево во все времена было прекрасным средством
выражения художественных идей русских зодчих, которые обогатили
мировую архитектуру прекрасными произведениями, превзойдя в этом
строителей запада.
Знакомство с лучшими памятниками народного деревянного
зодчества представляет глубокий интерес не только для изучения
русской материальной культуры, но и для современного архитектурного
творчества.
«Без ясного понимания того, что только точным знанием
культуры, созданной всем развитием человечества, только
-3-

переработкой ее можно строить пролетарскую культуру — без такого
понимания нам этой задачи не разрешить»1
В связи с задачами современного деревянного строительства и, в
частности,
колхозного
строительства
возникает
жизненная
необходимость всестороннего и внимательного изучения богатейшего
архитектурного
наследия
талантливого
русского
народа.
Его
многовековой опыт в области деревянного зодчества обогащает теорию
и практику советской архитектуры и является одним из источников
творческого вдохновения для наших зодчих. Владея испокон веков
большим мастерством в деревянном строительстве, русские зодчие
создали непревзойденные шедевры архитектуры, доказав, что нигде и
никогда не было мастеров деревянного зодчества лучше русских.
Русское
деревянное
зодчество
характерно
не
только
выразительной архитектурой, но также исключительным качеством
строительной техники. Об этом красноречиво свидетельствуют
сохранившиеся в течение веков монументальные архитектурные
памятники.
Исторические
и
географические
условия
древней
Руси
способствовали блестящему развитию деревянного зодчества. Наши
предки-славяне
заселяли
преимущественно
лесную
область,
предпочитая ее степной, которая долгое время была во власти
кочевников, всегда угрожавших оседлым племенам.
«Возле леса жить — голода не видеть», — говорит старая русская
пословица.
Громадные лесные пространства, в окружении которых жил
русский
человек

особенности
на
севере),
и
постоянное
соприкосновение с лесом как строительным материалом, отличающимся
высокими качествами, способствовали развитию деревянного зодчества.
Пользуясь лесными материалами для создания всех предметов
быта и обихода, начиная от избы и кончая деревянной ложкой, русский
человек любовно относился к лесу, поэтизировал его, черпая в нем
богатый материал для своего художественного творчества.
В русском фольклоре все породы деревьев имеют свои
поэтические названия. В старинных былинах, песнях, сказках
встречается и «белая кудрявая береза», и «сыр-кряковистый дуб», и
«горькая осина», и «красная сосна». В этих образных эпитетах
чувствуется особая любовь русского человека к лесу.
Деревянное зодчество, возникшее на заре формирования Руси,
несомненно, древнее каменного. Задолго до появления

каменных построек не только отдельные сооружения — жилые,
культовые,
оборонительные,
но
и
целые
города
строились
исключительно из дерева. Преобладание деревянных построек над
каменными наблюдалось до XVIII века.
Из-за недолговечности дерева как строительного материала до
настоящего времени не сохранились деревянные сооружения наших
далеких предков. Опустошительные пожары были настоящим бичом
деревянных построек. Старинные летописи пестрят упоминаниями «о
великих пожарах». Так, в «Ипатьевской летописи», описывающей
пожар в городе Владимире в 1183 году, говорится:
«Погоре мало бы не весь город и княж двор великий загоре и
церкви числом 32» 1.
О
деревянных постройках древней Руси можно составить
представление по летописным источникам и былинному эпосу,
довольно подробно рисующим деревянные хоромы и терема,
декоративно-художественные особенности этих сооружений. Образцы
сложной «узорчатой» архитектуры ярко описаны в народном
творчестве. Так, например, в былине о Чуриле Пленковиче
рассказывается о его дворе:
Двор у Чурилы на семи верстах,
Около двора булатный тын,
Верхи на тычинках точеные,
Каждая со маковкой-жемчужиной;
Подворотня — дорог рыбий зуб,
Над воротами окон до семидесяти;
Среди двора терема стоят,
Терема все златоверховатные;
Первые ворота — вальящатые,
Средние ворота — стеколчатые,
Третьи вороги решетчатые.
Изображения старинных планов городов и монастырей,
составленные