Русское деревянное зодчество [Е. А. Ащепков] (pdf) читать постранично, страница - 22

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

творчестве на лучшие прогрессивные
традиции
русского
деревянного
зодчества
и
принимают
непосредственное участие в осуществлении своих проектов в натуре.
Творческий процесс зодчего завершается не окончанием проекта
и разработкой чертежей, но осуществлением сооружения в натуре и
благоустройством участка, на котором оно возводится.
Русские зодчие, великие мастера архитектуры, не только
«придумывали», создавали интересные образы сооружений, но, что не
менее важно, выполняли замечательные произведения в строительстве.
Особенно это относится к сооружению крупных монументальных зданий,
которые создавались по определенным архитектурным традициям и в
каждом отдельном случае корректировались в натуре соответственно
вкусам строителей.
Желая добиться гармонического сочетания сооружения с
окружающей природой и соседними постройками, мастера-зод-

чие даже в процессе производства работ не боялись частично изменять
сделанное, если оно не соответствовало окружающему ансамблю,
переделывать части здания, добавлять отдельные элементы и детали.
Здание как бы вкомпоновывалось в природу и совершенствовалось в
самом процессе своего воплощения.
Эти традиции русского народного зодчества многое могут
подсказать
современному
архитектору
в
его
практической
деятельности.
Среди многочисленных деревянных построек, созданных в нашей
стране за последнее время, наиболее удачными сооружениями можно
признать те, которые в общих принципах планировки, в отдельных
архитектурных деталях, в полихромии и орнаментике отразили
характер русской национальной архитектуры.
К таким постройкам, кроме указанных выше, могут быть
отнесены жилые дома на станции Железнодорожная, построенные
группой архитекторов под руководством академика архитектуры И. В.
Жолтовского; жилые дома 14 квартала правобережного Магнитогорска,
выстроенные по проектам Е. А. Левинсона, А. А. Оль и Г. А. Симонова.
Все эти сооружения свидетельствуют о правильном подходе к
архитектуре жилого дома, об умелом использовании проверенных
жизнью традиций русского народного зодчества.
Среди
многочисленных
удачных
деревянных
построек,
выполненных на периферии, можно отметить восьмиквартирные жилые
рубленые дома, построенные во многих местах Новосибирской области
по проекту архитектора Н. Г. Васильева. В этом проекте интересно
решен план дома на 8 квартир с одной лестничной клеткой.
При проектировании автор исходил из принципов компактности
плана, его собранности. Климатические условия Сибири требуют
специфического решения плана жилого дома.
Примеры народных жилищ Сибири в лучших своих образцах
показывают, что народ-строитель понимал особенности климатических
условий и учитывал их, создавая свои жилища.
В архитектуре фасадов автор также в известной мере стремился
отразить характер русского народного зодчества Сибири (сочетание
лаконичности архитектурных форм с простым объемным решением).
Общая композиция дома имеет спокойный силуэт, что
подчеркивается большой двускатной крышей.
Тимпан фронтона, образованный двускатной крышей, обшит
досками, расположенными вертикально внахлестку. Такой прием
создает впечатление продолжения рубки стены.

- 94 -

- 95 -

Поселок Железнодорожный. Вход в дом

- 96 -

Поселок Железнодорожный. Фрагмент дома
- 97 -

Здание библиотеки колхоза «Борец». Московская область

Административное здание в г. Сталинске. Арх, П. Н. Струков. 1949 г.

- 100 -

Простой по общему очертанию фасад обогащен напусками
кровель в виде фронтонов над угловыми балконами второго этажа.
Подобный прием устройства больших свесов крыш создает
сильные светотени на фасаде, который приобретает большую
выразительность, особенно в солнечный день.
Простая обработка наличников в сочетании с ажурными
балконами на деревянных выпусках-кронштейнах, украшенных
резьбой, гармонирует с общим лаконичным решением всего фасада.
Простыми архитектурными средствами, логически вытекающими
из конструкции здания (взаимосвязь декоративных и конструктивных
задач), автору удалось добиться удачного архитектурного решения.
Как видно из практики современного деревянного строительства,
перед советскими архитекторами стоит большая и почетная задача
создать архитектуру, которая всецело отвечала бы интересам советских
людей, их идейным запросам и высоким культурно-бытовым
требованиям.
Только на основе творческого, критического освоения русской
национальной культуры можно создать произведения, близкие
русскому народу. Отрыв от русской национальной почвы, от лучших
строительных традиций русского народа может нанести значительный
вред нашей архитектуре, лишить ее национальных корней.
На основе всего прогрессивного, ценного и передового, что
создано предшествующим развитием мировой и в