Л.Н. Толстой и русская литературно-общественная мысль [Коллектив авторов] (pdf) читать постранично
Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (145) »
Фотография В. Г. Черткова. 1908 г.
АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(ПУШКИНСКИЙ ДОМ)
л.н.толстой
и
РУССКАЯ
ЛИТЕРАТУРНО
ОБЩЕСТВЕННАЯ
МЫСЛЬ
в
ЛЕНИНГРАД
«НАУКА»
ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
1979
Под редакцией
Г. Я- ГАЛАГАН и Н. И. ПРУЦКОВА
Т _ Т0202-537_ 472.79.4603010101.
042(02)-79
© Издательство «Наука», 1979 г.
От редакции
В сборнике «Л. Н. Толстой и русская литературно-обществен
ная мысль», подготовленном Институтом русской литературы
(Пушкинский Дом) АН СССР к 150-летию со дня рождения писа
теля, опубликованы статьи, в совокупности своей отражающие
существенные аспекты художественного, публицистического и
эпистолярно-документального наследия Толстого, а также связи
писателя с русской литературно-общественной мыслью и шире —
русской культурой.
Задача сборника — осветить наименее изученные стороны,
творческой эволюции Толстого и показать значение его наследия
для нашей современности. В статье Н. И. Пруцкова рассматри
вается соотношение нравственно-философского учения писателя
и социально-исторических процессов пореформенной России,
обусловивших этический пафос толстовства. В ряде публикуемых
работ исследуется вклад Толстого-художника в литературу, взаи
мозависимость творческой индивидуальности писателя и литера
турно-эстетического процесса. В статьях Э. Е. Зайденшнур,
А. М. Панченко, Р. М. Лазарчук показывается органическая
связь творческих исканий Толстого с памятниками народного
творчества, древнерусской литературой, эстетикой XVIII столетия.
Проблеме взаимосвязи художественных, социальных и фило
софских исканий писателя с современной ему общественно-эстети
ческой мыслью (Гоголь, Некрасов, Чернышевский, Ап. Гри
горьев, Салтыков-Щедрин) посвящены работы Н. Н. Мостовской,
Л. Н. Морозенко, А. М. Штейнгольд, Л. И. Емельянова, Н. М. Пи
румовой, Г. Я-’Галаган, Г. В. Иванова.
В статье Л. М. Лотман рассматривается поэтика толстовской
драматургии.
3
В сборнике публикуется также эссе писателя В. Ф. Тендрякова,
посвященное вопросу актуальности звучания нравственно-дидак
тических идей Толстого в связи с проблемами нравственности
в современном мире.
Все ссылки на произведения Толстого даются по изданию:
Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений, т. 1—90. Юбилей
ное издание. М. — Л., ГИЗ — Гослитиздат, 1928—1959 (при цита
тах указываются арабскими цифрами сначала том, затем стра
ница)
В редакционно-технической подготовке сборника принимала
участие Г. В. Степанова.
4
Н. И. Пруцков
Л. Н. ТОЛСТОЙ, ИСТОРИЯ,
СОВРЕМЕННОСТЬ
1
Известно, что Толстой отстранился от революционно-политической борьбы, не понял революцию 1905—1907 гг., противопоста
вил ей совершенно иную «философию жизнестроительства»,
а поэтому он и не мог правильно отразить революционные события
начала XX в. И все же в толкованиях В. И. Ленина наследие вели
кого художника, взятое как целое, явилось зеркалом русской
революции — некоторых из ее существенных сторон. Поэтому
возникает вопрос: не отражали ли заблуждения и предрассудки
Толстого, его противореволюционная «философия жизни» опреде
ленные стороны реального положения вещей? Так это и было, если
принять во внимание особенности первой революции и крайне
сложную, противоречивую эпоху ее подготовки. Следовательно,
не только разум, но и утопическая толстовская программа жизни
должна быть истолкована в контексте этой эпохи.
Произведения Толстого невозможно связать с идейными кон
цепциями и практикой того или другого периода или направления
в истории освободительного движения второй половины XIX в.
В. И. Ленин под таким углом зрения и не рассматривает его
наследие — для этого не было фактических оснований, хотя
объективно воззрения писателя, выражая чаяния широких масс
крестьянства, естественно, смыкались определенными своими
сторонами с теми или другими программными установками револю
ционеров-интеллигентов своего времени. П. Кропоткин, например,
не без основания ощущал связь духовных исканий Толстого и его
некоторых героев с движением передовой интеллигенции 1870-х
годов в народ.
Толстой не принял первую русскую революцию, с характерным
для «толстовщины» горьким сожалением говорил (в предисловии
к альбому картин художника Н. Орлова «Русские мужики», 1908),
что русский народ необыкновенно быстро научился делать рево
люцию и парламенты. Писатель непосредственно не изображал
5
революционные события 1905—1907 гг. В. И. Ленин и в этом плане
не анализирует его произведения. Для такого подхода тоже
не было оснований. И однако, повторяем, в понимании В. И. Ле
нина все наследие Толстого является зеркалом русской революции.
В литературно-художественном и публицистическом творчестве
писателя предстала та совокупность крайне противоречивых эконо
мических условий и глубинных
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (145) »
Последние комментарии
3 часов 25 минут назад
4 часов 1 минута назад
4 часов 54 минут назад
4 часов 58 минут назад
5 часов 10 минут назад
5 часов 23 минут назад