День сурка: хроника личного бессмертия [Энтони Пик] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]
  [Оглавление]

Энтони Пик «ДЕНЬ СУРКА: ХРОНИКА ЛИЧНОГО БЕССМЕРТИЯ»

Предисловие

Глава 1 В отражении зеркала ума

Какая замечательная игра!

Твоя голова — пустая раковина,

А твой ум без конца резвится.

(Древняя санскритская пословица)



Интересный вопрос: делится ли двойка?


Гипотетический кот среди голубей


Скачок интуиции


Герои Тегмарка


Наши сновидения

Глава 2 Эхо вечности

Для одного из этих гностиков видимая вселенная была иллюзией или (если быть более точным) софизмом.

Зеркала и отцовство отвратительны, потому что они умножают и дробят вселенную.

(Хорхе Луис Борхес)

Существование или экзистенциализм?


Бог не играет в кости


Белл объявляет о новом аспекте реальности


Посмотрите на рыбку

Глава 3 Одиночество

Один молодой человек сказал:

«Должно быть, Бог очень удивляется при виде того, как это дерево сохраняется, когда никого нет в Квадрате».

И некто ответил ему:

«Милостивый государь, удивительно как раз ваше изумление. Я всегда в Квадрате. Поэтому это дерево сохраняется, потому что я наблюдаю за ним.

С уважением, Бог».

(Рональд Кнокс)



Что такое солипсизм?


Уиллер развивает идею круговорота


История с гипнозом


Шлем виртуальной реальности, или картезианский театр

Глава 4 Воспоминания

Свет памяти, а точнее свет, изливаемый памятью на вещи, самое бледное явление из всех существующих. Я не совсем уверен в том, грежу я или вспоминаю, жил я в самом деле или мне просто привиделось все это. Как и сновидения, память заставляет меня глубоко осознать нереальность, исчезновение мира, скоротечный образ в двигающейся воде.

(Ионеско)

Взгляд в прошлое


Факты нейропсихологии


Голографическое поле ума


Да здравствуют гомункул!


Глаза и реальность


Добро пожаловать в Большой Ум!


Подлинный Джонни Мнемоник


Как чувства формируют человека

Глава 5 Чудесная вселенная

Время летит как стрела, но плод летает как банан.

(Гроучо Маркс)

Разветвляющихся вселенных слишком много


Ключи времени


Что такое Майя?


Что следует называть временем


Экскурс в прошлое


Барбур исключает время из уравнения


От метафизики к метаболикам


В царстве Хроноса


Невидимый проводник


Кривой круг Оробура

Глава 6 Эхо будущего

Если вы хотите узнать мое мнение о таинстве жизни и всем в этом духе, то я могу ответить вам в двух словах.

Вселенная похожа на сейф, который открывается определенной комбинацией. Но бумага с кодами лежит в этом сейфе.

(Питер Де Вре)

История Де Ла Харпа


Знаменитая жительница Йоркшира


Несравненный Никсон


Дама из четверостишья

В переводе это четверостишье звучит так:


Приключения Данна


Защитник, живущий в сновидениях

1)

2)

3)


Скрытый наблюдатель

Глава 7 Ключи от истории

Каждый человек — обитель бесконечной силы, корень вселенной.

(Мани)

Скрытый союзник


Теологические споры


Царство Демиурга


Единство двух


Трагедия Лангедока


Взгляд изнутри

Глава 8 Один ум — хорошо, а два — лучше

В уме есть горы, высокие скалы. Они пугают людей своей крутизной и не поддаются измерению.

(Дж. Хопкинс)

Избранная группа Уигана


«Мост скорби»


Новые открытия


Два ума


Функциональная асимметрия


Уникальный случай одного пациента


Метафизика месмеризма


Шизофрения

Глава 9 Страж вечности

Каждая душа, выбрав свою жизнь, представала перед Лахес. Лахес посылала с каждой душой, как стража ее жизни и исполнителя ее решения, даймона, которого избрала душа.

(Платон, «Республика», книга X)

Джейнес и двухпалатный ум

В другом примере писатель Филипп Пол шел на работу во время войны, когда Лондон часто бомбили немцы. И вдруг некий голос велел ему остановиться. Разумеется, Филипп удивился, и голос разума решил проигнорировать «хулигана». В книге «Невидимая сила» Пол вспоминает:


Больше умов, чем один


Разговор с ангелами


День двойников

Глава 10 Вечное Возвращение

Не правда, что жизнь — это череда неудач — это одна неудача, которая повторяется снова и снова.

(Эдна Миллей)

Возвращение в исходную точку


Вопрос лишь во времени


Задачка Пуанкаре


Круговорот жизни


Значение совпадения


Случай ангельской помощи

Глава 11 Странное чувство

Я уже был здесь прежде, но не могу сказать, когда и как.

Я знаю о траве за дверью, этот сильный сладкий запах,

пейзаж, звуки и фонари вдоль берега.

(Данте Россетти «Первый свет»)

Французский термин


Теория разрыва связи


Случай в Акрополе




Вернон Непп развивает тему дежа вю


Время после времени

1.

2.

3.

4.

5.


Структуры трансцендентности


Аура бесконечности


Перейти границу

Глава 12 Эпилепсия

Реальность — это то, что не уходит, когда вы перестаете верить в нее.

(Филипп Дик)

Вглядитесь в другой край пропасти


Система раннего предупреждения


Где же находится обитель Бог?


Одержимые пророки

таки обычно сбывались. Несмотря на то, что более разумные исследователи, как Гиппократ, считали эпилепсию обычным заболеванием, факты, по всей видимости, указывали на то, что у нее не земной источник.

Представление о том, что эпилептики благодаря своей болезни приобретают пророческие способности, было свойственно не только древним грекам и римлянам. В начале 11 века до нашей эры Венамон из Библа, что в Фениции, рассказал о таком случае. Один из мальчиков-слуг некоего господина впал в состояние транса:

Когда господин делал подношения одному из своих богов, этот бог схватил одного из его молодых слуг и вселился в него.

Подобное исступление мы видим у жрецов Кибелы, ритуалы которых сопровождались неистовыми танцами и громкой музыкой-какофонией. Эти жрецы, которых называли корибантами, пытались достичь более высокого уровня сознания, что позволяло им общаться с богами, поэтому они имитировали симптомы эпилепсии.

Однако европейские историки в своем большинстве предпочитают обращаться за информацией об эпилепсии к Библии. Ветхозаветные пророки были очень похожи на своих языческих «коллег». Иногда у пророков неожиданно появлялось такое чувство, будто у них возникла тесная связь с Яхве (Богом), и они полагали, что его «жизненная душа» (нефеш) каким-то образом распространялась на их жизнь. В качестве примера такого явления я процитирую слова Саула о своих пророческих силах:

И пошел он к Найоту, в Рамах. Тогда Дух Бога низошел и на него — он ходил и пророчествовал до тех пор, пока не пришел к Найоту, в Рамах. И он также сорвал с себя одежду и так пророчествовал перед Самуилом. И лежал он в обнаженном виде весь день и всю ночь. Затем люди сказали: «Саул тоже среди пророков?»

Многие комментаторы объясняют поведение Саула в Рамахе типичным признаком эпилепсии, во многом похожим на поведение корибантов. Позднее у него случился еще один «приступ», после того, как Давид убил Голиафа. Библия рассказывает, что злой дух от Бога бросился на него, и он «пророчествовал» в его доме. С тех пор Саул вел себя экстатично. В таких состояниях, похожих на транс, Саул (можно предположить, что и другие ветхозаветные пророки) позволял какому-то другому существу вселяться в его сознание. Это существо считалось либо Яхве, либо духом, посланным Яхве. В своей статье о пророчествах Ветхого Завета специалист по Библии Мюйленберг делает следующее замечание о ветхозаветных пророках:

Неизменным остается один факт: пророк одержим силой, не принадлежащей ему самому, которая пленяет его душу, управляет ею и делает ее своим средством осуществления воли Яхве.

Иногда пророком полностью овладевают ощущения «экстатического состояния». Иеремия чувствует прикосновение пальцев Яхве к своим губам (Иеремия 1:9), а затем описывает ощущение, которое он пытается передать в рамках человеческого языка:

Мне больно, больно! Я корчусь от боли! Мое сердце неистово бьется, и я не могу хранить молчание, ибо я слышу звук трубы, возвещающий войну.

Слово «экстатичный» происходит от греческого слова «ekstatis», что означает стоящий вне себя. Эти пророки полагали, что их переживания настолько далеки от обычных чувств, что их невозможно передать. Поэтому было бы логично заключить, что многие, если не все, ветхозаветные пророки, были эпилептиками.

Это подозрение лишь усиливается тем фактом, что у арабов доисламского периода также была традиция пророчествующих эпилептиков. Во времена Магомета обязанность предсказывать будущее возлагали на кахана, предсказателя. Подобно шайру, поэту доисламского периода, он подчинялся джинну, демону, который вызывал безумие и эпилепсию. Арабы хорошо знали о том, что эпилепсия имеет непосредственное отношение к пророческим способностям, поэтому назвали его «болезнью божественного пророка». Об этом можно судить по сочинениям того времени. Арабский писатель Али б’Раббан ат-Табари (приблизительно 850 г. нашей эры) так писал о «падучей болезни» (сар’ун):

Люди называют этот недуг болезнью божественного пророка, потому что некоторые из них пророчествуют и созерцают чудесные картины.

Здесь мы еще раз свидетельствуем пример пророческих способностей, запредельные переживания и одержимость неким другим существом, поскольку древнееврейский демон по-арабски звучал как джинн. Давайте вспомним, как Нострадамус начал делать свои предсказания. Он рассказывал (Века 1, Четверостишие 2), что впал в состояние транса. Нострадамус утверждал, что во время этого «отсутствия», как сказали бы специалисты по эпилепсии, он был «одержим» каким-то существом, которого он называл Божественным Великолепием. Он так описывает это существо:

Он слышит глас и пугается, его роба трепещет. Вот божественное великолепие. Рядом с ним пребывает Бог.

Примечательно, какие слова использует Нострадамус. Он говорит, что «бог» пребывает рядом с ним. Мы уже знаем о том, что слово «экстаз» буквально переводится как быть «вне себя». Именно так Нострадамус описывает свою связь со своим Божественным Великолепием. Это существо сидит рядом с ним и рассказывает ему о будущих событиях. Он был одержим скорее Даймоном, нежели демоном.


Эпилептоидная природа гения

Этот роман был чем-то, пребывавшим в них, но что они не осознавали. Коллегам-писателям их самой заметной характеристикой казалась их жестокая эпилепсия. Приступы у них были столь сильными, что Эдмонд де Гонкур, как рассказывают, описал саму жизнь как «эпилептический припадок между двумя пустотами». Другими словами, он чувствовал себя по-настоящему живым, когда получал доступ в сознание своего Даймона.

Достоевский придерживался такого же мнения. Этот писатель использовал своих персонажей как рупор. Его описания замедления времени, дежа вю и двойников представляют собой не просто литературные приемы, но все они являются производными его эпилепсии. Этот факт совершенно очевиден в следующем отрывке из его «Бесов». Прочтите его полностью, чтобы хорошо понять послание автора:

Есть секунды, их всего зараз приходит пять или шесть, и вы вдруг чувствуете присутствие вечной гармонии, совершенно достигнутой. Это не земное; я не про то, что оно небесное, а про то, что человек в земном виде не может перенести. Надо перемениться физически или умереть. Это чувство ясное и неоспоримое. Как будто вдруг ощущаете всю природу я вдруг говорите: да, это правда. Бог, когда мир создавал, то в конце каждого дня создания говорил: «Да, это правда, это хорошо». Это… это не умиление, а только так, радость. Вы не прощаете ничего, потому что прощать уже нечего. Вы не то что любите, о — тут выше любви! Всего страшнее, что так ужасно ясно и такая радость. Если более пяти секунд — то душа не выдержит и должна исчезнуть. В эти пять секунд я проживаю жизнь и за них отдам всю мою жизнь, потому что стоит. Чтобы выдержать десять секунд, надо перемениться физически.

Мы снова свидетельствуем не только запредельность, но и видим, насколько Достоевский очарован замедлением времени. Ранее в этой книге мы уже видели, что время — это абсолютно субъективное явление, что оно существует в своей реальности для каждого из нас. По-видимому, для эпилептиков эта субъективность выражена еще сильнее. Когда возникают ранние знаки предупреждения о приступе, время теряет все свое значение. Оно замедляется, а для некоторых в самом деле останавливается. Эпилептик выходит из потока времени и видит альтернативную, более глубокую реальность.

Интересно отметить ссылки Достоевского на Магомета (см. ранее), потому что его случай показывает в красивой поэтической форме, как эпилептик воспринимает замедление времени. Достоевский рассказывает легенду о том, как Пророк, решивший отправиться в путешествие в рай, случайно опрокинул кувшин с водой, который стоял на прикроватном столике. Во время своего путешествия он взлетел над Меккой и прибыл к вратам Рая. Там Магомет увидел много невероятного. Какое-то время он созерцал чудеса, ожидающие тех, кто примет ислам. Затем Магомет проделал обратный путь, на землю, и открыл для себя, что в тот миг последние капли воды еще падали из перевернутого кувшина. Он жил в Раю ровно столько времени, сколько вода выливалась из кувшина.

Это выпадение из времени — общая черта, предвещающая начало приступа. В 1993 году доктор Стивен Шачтер опубликовал компиляцию описаний эпилептических переживаний с точки зрения самих эпилептиков. Эта книга позволяет нам заглянуть в чудесный мир, который непонятен для большинства людей. Смещение времени, вызываемое начальной фазой приступа, описывалось много раз. В книге Шачтера «Мозговые бури» мы читаем:

Мне трудно описать приступы, возникающие у меня, когда мой ум мчится стремглав по своей дороге. Мне кажется, что ум и память работают со временем я переживал вспышки памяти, и тогда в ней оживали яркие события, которые происходили вплоть до настоящего мига. Когда воспоминания достигнут нынешнего момента, в моем уме снова «прозвучит гонг» — моя память возвратится немного дальше и снова помчится вперед, к настоящему мигу. На каждой стадии я думаю о том, что любой такой «гонг» возвестит мою смерть, так как с каждый ударом «гонга» я возвращаюсь во времени в точку, в которой, как мне кажется, я выпадаю из «настоящего», поэтому вся работа моего организма проходит не в той зоне времени, что у других людей.

Ранее мы прочли о том, как Стриндберг описывал своему другу свое буквально повторное переживание своего прошлого. Особый интерес представляет следующая часть его рассказа:

Я попытался поднять глаза (я не знаю, были ли они закрыты) и увидел облако, фон неясного цвета, а с потолка свисало нечто вроде театральных кулис. Эта была разделительная стена с полками и бутылками.

«Ах да! — воскликнул я, пережив потрясение. — Я же сижу в ресторане Ф.!»

Лицо офицера исказилось страхом, и он заплакал.

«Что случилось?» — спросил я.

«Это было ужасно», — ответил он.

Что он подразумевает, говоря о приступе душевной боли? Это не похоже на угрызения совести, потому что обстоятельства другие. Он использует этот термин для того, чтобы описать потрясение узнавания, неожиданного осознания того, что происходит на его глазах. Мне кажется, что «потрясение» Стриндберга и «гонг» рассказчиков Шачтера — термины, призванные точно передать своим переносным смыслом ощущение, которое указывает на то, что, какими бы ни были переживания эпилептиков, они свойственны не только им. Просто они почему-то лучше «настроены» на эти особые стояния человеческого сознания.


Случайный гость


Возвышающее безумие

Мало того, что описания Ван Гога содержат в себе цвета и глубину сенсорного мира Даймона, но они также напоминают «Philomene» братьев Гонкур, ведь он писал свои эскизы почти «против собственной воли». Какое-то время его чувствительность воздействовала на него положительно, но по прошествии двух лет Ван Гог убил себя, поскольку не мог управлять ощущениями, атакующими его неподготовленный мозг, и не понимал их.

Некоторым больным, страдающим височной эпилепсией, эта способность ощущать все в высшей степени ясно и четко, всегда приносит сильные страдания. В 1857 году французский романист Густав Флобер написал:

Мои приступы врываются в мой бедный мозг вихрем идей и образов. В такие минуты мне кажется, что мое сознание — нет, что я сам тону, словно корабль в шторм.

Но наиболее живописно эту сенсорную перегрузку описал эксцентричный житель Бостона по имени Артур Инман. В возрасте 21 года у него случилось нервное расстройство, и он поселился в темной звуконепроницаемой квартире. Он жил в этих комнатах с 1916 года вплоть до самого своего самоубийства, в 1963 году. Все эти годы он писал дневник, который разросся до 17 миллионов слов. У Инмана была классическая графомания: он описывал свою жизнь подробно, с дотошной мелочностью. Он доводил себя до полного нервного истощения. В 1949 году Инман попытался описать свои чувства, применив интересную аналогию:

Я живу в фотоаппарате, в котором сломался затвор, фильтр не работает, а пленка сверхчувствительна. Все прекрасное и чудесное, попадая на пленку, причиняет боль или ложится вкривь и вкось. Самые простые факторы существования (солнечный свет и звук, неровные поверхности, умеренная перспектива) преодолевают мою слабую защиту и через разрушенные укрепления вторгаются в мой глубокий тыл, не оставляя мне никакой цитадели, никакого убежища, в котором я мог бы уменьшить свою чувствительность, ни во сне, ни наяву.

В то время люди полагали, что Инман страдает от жестоких мигреней. И только в последние годы стали предполагать, что этот самоубийца страдал от височной эпилепсии. Инман повторил печальную судьбу Ван Гога: сенсорная перегрузка довела его до самоубийства, когда звуконепроницаемые стены его комнат уже не могли защитить его от грохота стройки, когда в Бостоне возводили первый небоскреб.

Мы уже знаем о том, что височная эпилепсия, шизофрения, мигрень — все эти заболевания (несмотря на то, что они не связаны между собой) открывают нейронные пути, позволяя в принципе нормальным людям увидеть проблеск другого уровня реальности. У всех людей есть такие области в нейронных сетях, все люди могут вырабатывать нейротрансмиттеры, необходимые для достижения этого сверхсознания — эти факты позволяют нам заключить, что какие-то моменты своей жизни мы тоже можем воспринимать вселенную Даймона. Весь вопрос заключается в том, когда это происходит. Возможно, ответ мы найдем в цитате доктора Шачтера, в его собрании описаний эпилептических аур. Следующий эпилептик описывает ауру, которая включает в себя ощущения, которые мы еще не обсуждали:

Если приступ начинается до сна, за несколько минут до него, тогда мне обычно кажется, будто я слетаю со своего места. О своем ощущении я могу сказать только так: меня всасывает в постоянно сужающийся туннель. В этот период звуки и голоса, которые раздаются вокруг меня, искажаются, словно музыкальную пластинку проигрывают на меньшей скорости, чем следует.

В последнее время характер моих приступов изменился. Теперь приступы случаются у меня и во время бодрствования. Во многих случаях я лишь ощущаю, что вышеупомянутые звуки искажаются, и у меня путаются (зачастую ненадолго) понятия пространства и времени. Однако после этого чувства следует то, что я могу описать только как ощущение подъема или восхищения, подобное тем переживаниям, которые может испытывать человек, когда быстро летит то вниз, то вверх на «американских горках».

Здесь мы видим обычные описания обостренной чувствительности и сенсорных искажений. Одновременно время перестает быть для человека важным. Но этот рассказчик описал необычные чувства: его втягивало в сужающийся туннель. Такое переживание отличается от эпилептических аур, зато оно совершенно обычно в рамках другого явления. Это явление называют предсмертным опытом, которое мы для краткости станем называть “ПО”.

Глава 13 Переправа через Ахерон

Смерть окаймляет наше рождение,

А наша колыбель стоит на могиле.

(Иосиф Холл)

Неизвестная страна

15 декабря 2001 года в медицинском журнале «Ланцет» появилась одна необычная статья. Ее написал Пим ван Ломмель, кардиолог из города Арнхем. В ней описывались результаты и открытия нескольких интервью, которые проводили на протяжении восьми лет. Респондентами были 344 пациента, которых удалось реанимировать после пережитой ими остановки сердца. В этой статье мы читаем о том, что 18 %


Переступить порог


Наша жизнь на DVD


Эффект Сэма Пекинпаха


Существо в белом


Первые ответы

Глава 14 Тайный друг

Жизнь — это эпилептический припадок между двумя небытиями.

(Эдмонд Гонкур
)


Игра

Жизнь, смерть и все промежуточные состояния


Круговорот перемен

леньким сыном. Это время года было невероятно холодным. Дул ледяной ветер, в городе то и дело шел снег. В ту ночь все мы решили лечь спать пораньше, потому что мы обогревались всего лишь маленькой газовой горелкой. В нашей квартире была только одна спальная комната, поэтому мы с женихом спали там вместе, а мой маленький сын спал на диване в гостиной. Однажды ночью я вдруг осознала, что стою посреди очень большой белой каменной лестницы. Мне пришло в голову, что, если я продолжу идти по этой лестнице, то достигну точки невозвращения. С минуту я стояла и обдумывала свою ситуацию, а потом ко мне пришло решение. Если бы я пошла вверх, то потеряла бы жизни, а новая жизнь так и не получила бы возможность родиться. Я прониклась чувством ответственности и стала сходить по ступеням вниз. Затем я услышала голос, который сказал: «Розалин, вставай и отправляйся в ванную комнату». Я ответила: «Нет!» этому голосу, так как не хотела идти в ванную комнату. Этот же голос прозвучал громче и настойчивее. Наконец, после третьего призыва я согласилась. Я вылезла из постели в кромешной тьме и стала ощупью пробираться в двери спальной комнаты. Но я не смогла открыть ее, поскольку мое тело начало трястись и корчиться от судорог. Когда я упала на пол, мой жених проснулся, испуганно спрыгнул с кровати, выбежал через дверь спальной комнаты, отворил парадную дверь и начал истошно кричать. А я тем временем продолжала корчиться на полу. Я просила: «Боже, не дай мне сойти сума!» Когда комната наполнилась свежим воздухом, я перестала биться и начала смеяться, поскольку слышала, как суетятся и торопятся ко мне соседи. Они налетели как мухи. Когда я полностью пришла в себя, то пошла проведать маленького сына, который пребывал в блаженном неведении. Он не отравился газом. Мы могли умереть, так как из баллона сочился газ. Я пыталась объяснить своим соседям-арабам, что все дело в утечке газа, но все они были глубоко убеждены в том, что в комнате находится демон, нападающий на людей. Мне пришлось долго убеждать их в том, что кто-то просто оставил вентиль обогревателя во включенном состоянии, или же в самой печи была трещина. Но они до сих пор верят, что на нас напала злая сила. В любом случае я благодарю Бога! Он сохранил нам жизнь, так как помог мне принять правильное решение, в пользу жизни. Теперь у меня уже трое детей и замечательный муж. Мой ангел-хранитель потрудился на славу.

Между этим происшествием и ранее описанным случаем беременной женщины, принимавшей лекарства, есть поразительное сходство. В обоих случаях ночной «голос» предупреждает о недопустимости определенных действий или обстоятельств, тем самым сильно меняя жизнь как самого человека, так и тех, кого он любит.

Что касается «временных мутаций», то здесь уместен такой вопрос: если вторая жизнь представляет собой чуть больше, чем виртуальную проекцию реальности, тогда как ее можно изменить? Как бы то ни было, мы не можем изменить концовку фильма, даже если она нам не по душе. Различие заключено в теории множества миров и в концепции свернутости Бома. Умирающий человек выходит за пределы времени и пространства и существует в своем фанероне. Этот фанерой состоит из вселенной, которую творит сам человек. Подлинные люди с реальными побуждениями населяют каждую вселенную. Таким образом, могут происходить всевозможные события, и они действительно происходят. В дополнение к этому скажу, что каждая вселенная свертывается и содержится внутри каждой другой вселенной. Перемены, совершенные в одной жизни, могут влиять на жизнь других людей в их фанеронах: человек может совершать правильные и неправильные поступки предыдущей жизни!

Итак, человеческая «душа» развивается точно так же, как и животные виды. Подобно каждому дарвинскому поколению, каждый из нас обретает жизнь и каждый раз проживает ее немного не так, как в предыдущий раз. Как и у Фила Коннерса из фильма «День сурка», у каждого человека есть бесконечные жизни для того, чтобы все исправить. Этот механизм представляет собой просто повторение конца первой жизни. Смерть снова приближается и снова отвергается сознанием человека, выпадающего из времени. Психологическое время опять экспоненциально замедляется, и бог Харон в очередной раз остается в пустой лодке.


Приготовление к худшему

И для Даймона, и для Эйдолона приближение смерти — пора сильных переживаний. В это время сила взаимодействия между ними достигает высшего пика. Это утверждение можно подтвердить тем фактом, что Даймон проявляется в зримой форме перед умирающим Эйдолоном. Я приведу пример из книги известных ученых Осиса и Харальдссона, которые писали на тему “ПО”:

Один молодой индиец, учившийся в колледже, выздоравливал после тяжелой болезни. Он быстро восстанавливал силы, его собирались выписывать. Неожиданно в 5 часов утра он закричал: «Здесь стоит кто-то в белой одежде! Я не пойду с тобой!» Через десять минут он умер. Этот пациент, как и его врач, был убежден в своем скором выздоровлении.

Этот пример опыта предощущения смерти показывает, что пациент в самом деле умер. Получается, что существо в белом воспринимается как зримо, так и интуитивно. Химические вещества, возникшие в мозге перед смертью, создают столь высокую бдительность в обычной части сознания, что человек начинает воспринимать свое высшее «я». В этом случае Даймон решил показаться в виде существа, которое человеку нельзя будет воспринять как некую иную версию самого себя. Люди давно придерживаются верования в то, что появление двойника — знак скорой смерти. Может быть, это верование обязано тому, что человек, находившийся на пороге гибели, сообщал о том, что он видит своего двойника?

В 1918 году Уэсли Поуп написал о том, что один солдат из Французского Иностранного Легиона перед самой своей гибелью увидел своего двойника.

Сначала он словно потерял дар речи, приподняв голову из ямы в песке, где пытался найти убежище от солнца, а потом закричал на ломаном французском языке: «Смотрите! Ко мне иду я сам! Вот чудеса!» Затем он упал и умер. На следующий день мы, достигнув Боу Саада, сообщили об этом происшествии.

Было бы разумно заключить, что некоторые Даймоны рады показаться в этот момент. Другие же принимают форму человека или религиозного архетипа, которая возбудит в человеке чувство радости и счастья. Обычно рассказывают о том, что Даймон показывается спонтанно, что раздвоение ума не свидетельствуется, но это должно происходить для того, чтобы Даймон воспринимался как внешнее существо, в отличие от голоса в голове или предчувствия. На самом деле, мы можем иногда в самом деле почувствовать этот разделяющий процесс, о чем писал всемирно известный анатом Геддс:

Я понял, что очень болен… В тот же миг мое сознание затуманилось, но я вдруг понял, что мое сознание также отделяется от другого сознания, которое также являлось мною. Для удобства мы назовем их сознанием “А " и сознанием “Б”. Теперь я отождествлял себя с сознанием “А”. Казалось, что оно одновременно пребывает вне моего тела, которое я видел со стороны. Со временем я понял, что вижу не только свое тело и кровать, на которой лежу, но и все в доме и саде.

Таким образом, Геддс несколько секунд воспринимал себя вместилищем сразу двух существ. Подобно Хейвуд с ее вторым «я» в белой сорочке, он видел реальность одновременно как Даймон и Эйдолон.

Гностики полагали, что в миг смерти человеческая душа разделяется на два независимых существа. В гностическом «Евангелии от Фомы» писец отобразил загадочный комментарий Иисуса:

Двое будут лежать на ложе, но один умрет, а другой будет жить.

В конце главы мне хотелось бы рассказать вам об одном малоизвестном историческом событии. В течение трех последних дней жизни, 21–24 марта 1603 г., английская королева Елизавета I утверждала, что за ней все время наблюдает ее двойник. В манускрипте, который называется «Воспоминания леди Саутвелл о смерти королевы», написанном в апреле 1607 года, мы читаем:

Королева слегла, ей сильно нездоровилось. Над ней хлопотала леди Скруп, с которой королева была в дружеских, доверительных отношениях, отчасти оттого, что та была ее близкой родственницей. Ее Величество призналась ей (наказав скрывать эту весть от всех), что «однажды ночью она видела со стороны собственное тело, худое, страшное и объятое пламенем». Это видение случилось в Уайтхолле, незадолго до того, как она уехала в Ричмонд. Ее слова подтвердила другая леди, которую королева попросила обойти окрестности, поведав ей об увиденном ею ярком пламени.


Узы вечности

В миг смерти Эйдолон возвращается в ту точку, в которой зародыш становится человеком. Если моя теория верна, это может произойти сразу же, как только нейроны разовьются достаточно хорошо для того, чтобы Эйдолон мог отождествлять себя с ними. В этот момент мозг «просыпается» и становится осознанным, если не в полной мере, то хотя бы в своей основе. И тогда начинаются сновидения. У Эйдолона есть возможность просматривать и обдумывать то, что произошло в предыдущей жизни — возможно, под наставлением Даймона. Эти внутриутробные сновидения — форма «активного сна». Согласно биологу Уотсон, развивающийся зародыш основную часть времени тратит на сновидения. И тогда возникает вопрос о том, что может видеть во сне существо, у которого нет никакого жизненного опыта?

В момент рождения плотность нейронов мозга относительно небольшая. И только после смерти корковые дендриты начинают расти, а глиальные клетки — множиться. Любая умственная деятельность в таком случае будет самой примитивной. Младенец не имеет никакого понятия о личности, «я». У него нет настоящего сознания, а есть просто способность автоматически реагировать на внешние стимулы, но в таком случае почему некоторые люди утверждают, что помнят миг своего рождения, а отдельные люди даже вспоминают события в материнском чреве?

Станислав Гроф, которого мы уже упоминали, нашел свидетельства в пользу того, что люди могут воспринимать окружающий мир и запоминать эти события в самом раннем возрасте. Пациенты точно описывали характеристики сердечного ритма своей матери, природу акустических явлений в брюшинной полости, особые подробности циркуляции крови в плаценте, и даже подробности различных клеточных и биохимических процессов. Они могли также описать мысли своей матери во время беременности и такие события, как физические травмы, которая она получала.

Результаты Грофа были авторитетно подтверждены в 1896 году, когда был опубликован пример ребенка, который помнил свое рождение в результате кесарева сечения. Этот ребенок родился гораздо раньше положенного срока. В первый день он мог поднимать голову, фокусиро

Эпилог

Свернутое сновидение

1. Повторное воспроизведение DVD-фильма.

2. Бегство из гностического «царства Демиурга» (черноглазая тюрьма Филиппа Дика).

3. Свернутая вселенная Бома.

4. Голографическая вселенная Бома.

5. Даймон.

6. Идея о том, что Даймон сосуществует с нами в нашей жизни.

7. Идея о том, что Даймон похож на «ангела-хранителя», что Даймон — другая сторона нашего «я».

8. Голоса Джейнеса.

9. Помощь Даймона посредством предчувствий и интуиции.

10. Расширение времени.

Библиография





 

,


Оглавление

  • Предисловие
  • Глава 1 В отражении зеркала ума
  • Глава 2 Эхо вечности
  • Глава 3 Одиночество
  • Глава 4 Воспоминания
  • Глава 5 Чудесная вселенная
  • Глава 6 Эхо будущего
  • Глава 7 Ключи от истории
  • Глава 8 Один ум — хорошо, а два — лучше
  • Глава 9 Страж вечности
  • Глава 10 Вечное Возвращение
  • Глава 11 Странное чувство
  • Глава 12 Эпилепсия
  • Глава 13 Переправа через Ахерон
  • Глава 14 Тайный друг
  • Эпилог
  • Библиография