Морфология сознания. Том 2 [Сергей Вячеславович Савельев] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]











Повар с напитками указывает на роль питания и метаболизма в развитии мозга человека.

Влюблённая парочка обозначает фрагмент текста, посвящённый размножению тела и мозга.

Самоуверенный философ указывает на теологические и псевдонаучные выдумки и мифы.

Метки на поверхности схемы мозга показывают, о какой области коры рассказывается в тексте.

ПРЕДИСЛОВИЕ ко второму тому

Развитие и становление индивидуального сознания человека отражает его исторический эволюционный путь. Мы так долго были животными, что наши вертлявые хвосты продолжают назойливо высовываться из-под безупречных фраков и вечерних платьев. При этом никакой принципиальной границы при переходе от животных к человеку найти невозможно. Познавательные способности, лежащие в основе поведения животных, могут включать в себя сочувствие, сознательные и глубоко персонифицированные переживания. Эти представления были подтверждены при обучении гориллы Коко языку глухонемых. Вместе с тем не только человекообразные обезьяны способны проявлять признаки сознания. Сложное поведение известно почти для всех млекопитающих, но критерии оценки их умственных способностей очень расплывчаты и обычно коррелируют с ограниченностью интеллекта самих исследователей. Тем не менее наиболее важным доказательством наличия сознания у животных считается возможность передачи субъективных переживаний и мыслей между животными, ведущими социальный образ жизни (Griffin, 1985; Smit, 2016).

Плавный переход от базового животного сознания к человеческому проходит каждый из нас во время индивидуального развития. При этом наше сознание формируется не скачками, а плавно и незаметно, в полной зависимости от нейроморфологической дифференцировки головного мозга. За время от рождения до созревания происходит множество событий, обусловленных как динамичным развитием нервной системы, так и её функциональным созреванием.

Следовательно, для знакомства с развитием нашей драгоценной индивидуальности полезно выявить хотя бы условные этапы формирования мозга, которые по-разному влияют на созревание сознания. Соблюдая этот план, можно попытаться более подробно изучить некоторые особенности становления каждой личности.

К сожалению, даже редчайшие таланты развиваются по тем же законам, что и самые обыкновенные люди. Закономерности развития неизменны, хотя иллюзии представлений о мире и о себе делают каждого неповторимым. Самовнушение идеи собственной уникальности только помогает искренне верить в теологические, государственные и этические законы. Это уловка мозга для самообмана, которая воспроизводится в индивидуальном развитии.

Мы постоянно встречаем ситуацию, когда два разных по воспитанию, образованию и социальному происхождению человека оказываются поражены одинаковыми и наивными заблуждениями. Эта странная общность является как результатом универсальности глупости, так и плодом работы мозга. Странное единение разных людей возникает не на пустом месте. Сходство убеждений построено на том, что они отличаются от реальности. От степени связи с реальностью и зависит воплощение убеждений в конкретном поведении. При этом чем больше личные мозговые конструкции мира отдаляются от реальности, тем проще объединять их с иллюзиями других людей. Иначе говоря, в выборе формы поведения человек руководствуется не реальностью, а личными убеждениями. Но и они являются плодом объединения особенностей индивидуального развития и уникальной конструкции мозга каждого человека. Всю эту многоэтажную конструкцию домыслов и противоречий часто называют теорией разума.

Мне кажется, что в таких рассуждениях ничего разумного нет, а лингвистические изящности скрывают простейшее отсутствие знаний о развитии головного мозга. Во втором томе настоящего труда я попробую обозначить самые общие подходы к пониманию созревания и работы человеческого сознания. Есть небольшая надежда, что эта книга ответит хотя бы на несколько простейших вопросов о