Религия - школьный предмет [Даниил Алехандрович Кипнис] (fb2) читать постранично
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (56) »
Кипнис Даниил Алехандрович Религия — школьный предмет
Предисловие
Предмет «Religion», который преподают в немецкой школе, незнаком выходцам из бывшего Советского Союза. Предлагаемое пособие родилась как попытка авторов заполнить этот пробел прежде всего для самих себя. Она основана на материалах немецких учебников и учебных пособий для школ и гимназий. Во введении представлены сведения о преподавании, уровень требований, предъявляемых при сдаче экзаменов по религии, как школьному предмету, и часть элементарных понятий, необходимых для усвоения сведений, изучаемых в школьном курсе религии как школьного предмета. БСльшую часть составляет словарь-лексикон понятий теологии, философии и этики, изучаемых в курсе «религии» немецкой школы.ВВЕДЕНИЕ: РЕЛИГИЯ И Еi ПРЕПОДАВАНИЕ В НЕМЕЦКОЙ ШКОЛЕ
Для обоснования Uнеобходимости Uпреподавания религии, как школьного предмета, в официальных случаях приводят следующие аргументы: — религиозно-антропологический аргумент (отражение иррациональности сознания человека) — нежелание и, в какой-то степени, невозможность предать забвению накопленные, отработанные, исследованные формы человеческого существования, связанные с понятием религии; — общественно- теоретический и идеологокритический аргумент — этические основы современных демократий основаны на общих представлениях, определенных, в том числе, и основными нормами религии; культурно-исторический аргумент — духовная основа европейской культуры целиком основана на греческо-римской античности, поэтому самосознание сегодняшнего западного человека, его природные, политические и социальные понятия не могут быть поняты без понимания исторических процессов развития христианства. социологи констатируют возрастание интереса к религии в последние годы, что, возможно, связано с тем, что вполне традиционные аргументы дополняются современными утверждениями, о том, что и — в эпоху глобализации понимание мировых событий невозможно без учJта религиозных факторов. UПравовыеU основы преподавания религии Правовые основы преподавания религии в общедоступных школах Германии определены постоянной Комиссией министерства культуры Земель Германии (KMK, 7 июля 1972) на основе следующих правовых документов: — 1. Оcновной Закон (Конституция) Германии. - — В соответствии со статьей 4 Основного закона гарантируется свобода совести и вероисповедания и ненарушимость религиозных прав. - — В соответствии со статьей 7 школьное образование находится под контролем государства. Юридически ответственные за воспитание лица имеют право определять участие своих детей в учебных занятиях по религии; религия является обязательным предметом во всех общедоступных школах. - — Несмотря на право государственного надзора, преподавание религии производится в соответствии с принципами религиозных общин; запрещается обязывать учителя преподавать религию вопреки своему желанию. — 2. Законодательства Земель (Landesrecht). — Конституции большинства земель в основном повторяют эти положения Конституции ФРГ, однако в Конституциях нескольких земель (Berlin, Brandenburg, Hamburg, Mecklenburg-Vorpommern, Niedersachsen, Schleswig-Holstein) преподавание религии вообще не упоминается. 3. Конкордаты и церковные договоры, принятые как источники права до или после второй мировой войны в ряде Земель (Bayern, Baden-WЭrttemberg, Niedersachsen, Schleswig-Holstein, Hessen, Rheinland-Pfalz). Таким образом, отношения между церковью и государством определены прежде всего Основным законом (статьи 4 и 140) и конкретизированы конкордатами (договорами государства и земель с Ватиканом) и аналогичными по содержанию церковными договорами, заключаемыми между евангелическими церквями земель и государством (так называемые KirchenvertrДge). В целом эти отношения могут быть обозначены как кооперация: — Церковь и государство рассматриваются в качестве самостоятельных, равноправных партнеров; они имеют свои собственные, особые задачи и зоны влияния и отделены друг от друга (Trennung in der Wurzel); — совместная работа в круге общих проблемных пространств государства и церкви возможна в случае, если этого требуют основные положения христианской веры или основные этические основания; тогда, в соответствии с соглашениями, возможно вмешательство церкви в ежедневную политику, государственное управление и судопроизводство: - в случае опасности для веры и морали церковь может пользоваться правом предостережения по своему усмотрению: "Церковь есть совесть государства"; церковь оказывает помощь государству при защите этических основ, как в социальной так и в культурной областях (например, церковные больницы и школы — в этом случае церковь играет роль интеграционного и стабилизирующего фактора общества); — близость или дистанцирование политических партий и церкви определяется близостью в- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (56) »
Последние комментарии
1 день 5 часов назад
1 день 10 часов назад
1 день 17 часов назад
1 день 20 часов назад
1 день 20 часов назад
3 дней 7 часов назад