прим. 3, стр. 52, прим. 2)
считает, что именно Василия имеет в виду Феофилакт Болгарский под «сбросившим
рясу монахом», который подстрекал население против Феофилакта (см. «Письмо к
Иоанну, сыну севастократора», — PG, 126, col. 516; ср. Литаврин,
Болгария и Византия..., стр. 425).
(
обратно)
1563
Пресвитер Козьма с возмущением говорит о том, что у богомилов «еретики сами
совершают исповедь, не только мужчины делают это, но и женщины, что достойно
порицания» (Попруженко,
Святого Козмы пресвитера слово...,
стр. 46). По свидетельству Зигавина (Zygab., XXVII, 16), женщины участвовали в
некоторых таинствах богомилов, например, при посвящении неофитов. Утверждения
Анны о безнравственности
{623} учениц Василия очень типичны
для нападок ортодоксальных писателей на еретиков.
(
обратно)
1564
О широком распространении ереси Василия свидетельствует также Зонара (Zon.,
XVIII, 23): «Василий весь мир заразил своей скверной, а затем явился в
царственный город...».
По словам Зигавина (Zygab., XXVII, 16), «Василий увлек в пучину гибели
тысячи учеников».
(
обратно)
1565
Сатанаил, по учению богомилов, — старший сын бога и брат Христа. Возгордясь,
он замыслил измену отцу и увлек за собой ангелов. Христос заключил Сатанаила в
Тартар и отнял от его имени слог «ил», характерный для имен ангелов.
Интересно, что местопребыванием Сатанаила после разрушения Иерусалимского
храма богомилы считали церковь св. Софии в Константинополе, т. е. главную
православную церковь в Византии!
(
обратно)
1566
Так же как и Анна, Зонара (Zon., XVIII, 23) сообщает, что Алексей
притворился учеником Василия и, таким образом, заставил его «изрыгнуть» свою
нечисть.
Об этом же рассказывает и Зигавин, который, как и Анна, восхищается
ловкостью императора.
(
обратно)
1567
Взгляды, которые излагает у Анны Василий, полностью соответствуют тому, что
нам известно о воззрениях богомилов из других источников. Так же как и члены
многих иных еретических сект, богомилы не почитали храмы, в которых, по их
мнению, обитают бесы. В церквах, утверждали они, нет ничего священного, ибо они
— творения не божественных, а человеческих рук; а молиться следует по
евангельской заповеди в своих домах. Не признавали богомилы и святого
причастия, считая, что хлеб и вино, используемые для причастия, — обыкновенная
пища, которая не превращается, как учит христианская церковь, в плоть и кровь
Христа (подробно об учении богомилов см. Ангелов,
Богомилството..., стр. 98 и сл.).
Ортодоксальные авторы резко нападают на учение богомилов (см. Благоев,
Правни и социальны възгледи..., стр. 62—64), ибо в нем
(особенно в отрицании духовенства и церкви) ярко проявилась демократическая
антифеодальная сущность богомильского движения.
(
обратно)
1568
Ср. Zygab., XXVII, 22: «Богомилы утверждают, что такие люди не умирают, а
переселяются как бы во сне из этого мира, безболезненно сбрасывая свою грязную
телесную оболочку и облачаясь в бессмертное божественное платье Христа, и
становятся с ним единотелесными и единообразными».
(
обратно)
1569
Анна, по-видимому, имеет в виду известное стихотворение Алкея, обращенное к
Сапфо (Edmonds,
Lyra Graeca, {624} fr.
124). Как установил Г. Моравчик (Moravcsik,
Die
Spuren..
., нам известно по аннотации в BZ, 38,
1938, S. 202), Анна была знакома со стихами Сапфо по цитатам, содержащимся в
«Риторике» Аристотеля.
(
обратно)
1570
Полное заглавие неоднократно цитированного нами сочинения Евфимия Зигавина —
Πανόπλία δογματικὴ τῆς ὀρδοδόξου πίστεος ἣτοι
ὁπλοθήκη δογμάτων — «Догматическое всеоружие православной веры, или
арсенал догматов». Это произведение состоит из 28 глав (τύτλοι), из которых
первые семь излагают христианские догматы, а остальные опровергают различные
ереси. Трактат о богомилах составляет 27 главу «Паноплия». Анна, конечно, была
хорошо знакома с этим трудом и немало сведений (главным образом об учении
богомилов) из него заимствовала. Под именем Зигавина до нас дошли и другие
(поныне неизданные) сочинения догматического содержания. О жизни Зигавина
почти никаких сведений не сохранилось. См. Jugie,
La vie et les
ouvres...
(
обратно)
1571
Под назиреями Анна Комнина, как и многие другие византийские авторы, имеет в
виду монахов.
(
обратно)
1572
Алексей, придумывая испытание, знал, что ни один еретик, притворно
отрекшийся от богомильства, никогда не решился бы приблизиться к кресту, ибо
богомилы решительно отвергали почитание креста (см.: Успенский,
Синодик..., стр. 20; Попруженко,
Святого Козмы
пресвитера слово..., стр. 8).
(
обратно)
1573
Циканистр — ипподром в Большом дворце для игры в
Последние комментарии
21 часов 38 минут назад
1 день 5 часов назад
1 день 20 часов назад
2 дней 14 минут назад
2 дней 32 минут назад
2 дней 38 минут назад