Собрание сочинений, том 2 [Тихон Задонский] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

СвятительТихон Задонский.
Собрание сочинений.Том 2.
Сокровище духовное,от мира собираемое

Сокровище духовное, от мира собираемое

Как купец от различных стран собирает

различные товары, и в дом свой привозит,

и скрывает их, так и христианин может

от мира этого собирать душеполезные мысли,

и слагать их в сердце своем,

и тем душу свою созидать.

Часть I



1. Мир


Ничто само по себе не бывает. Всякий го­род не сам по себе, но другим, всякий дом не сам по себе, но другим созидается. Всякое письмо не само по себе, но другим пишется. Всякая книга не сама по себе, но другим сочи­няется. Словом, любая вещь не сама по себе, но другим делается. Так и мир этот не сам со­бою, но Создателем своим сотворен. Он ска­зал, и они сделались, повелел, и сотворились (Пс. 148:5). Этот Создатель и есть Бог наш в едином естестве, но в трех лицах веруемый, исповедуемый и поклоняемый – Отец и Сын и Святой Дух.

Мир Создателем не так создан, как люди создают. Люди создают одно из другого, то есть из какой-нибудь материи дело делают, и то с трудом. Но Бог мир этот, то есть небо и землю с исполнением их, из ничего и без всякого тру­да, единым желанием и словом создал. Сказал, и сделались, повелел, и сотворились – это дело всемогущей Божией силе приписывает­ся. Разум наш, который говорит, что ничего из ничего не бывает, не может понять того, как великий состав этого мира из ничего произве­ден. Но вера дополняет недостаток разума и убеждает его признавать то, что Богу, как все­могущему, все возможно. Ибо у Бога не оста­нется бессильным никакое слово (Лк. 1:37). Ве­рою познаем, что веки устроены Словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое (Евр. 11:3). Она слышит от Святого Духа сви­детельство: В начале сотворил Бог небо и зем­лю (Быт. 1:1), – и в этом не сомневается.

Подобно тому, как сочинитель книги из ра­зума своего извлекает слова, и пишет их на бу­маге, и таким образом сочиняет книгу, и как бы из ничего нечто делает, так и премудрый и все­могущий Создатель, что в Божественном сво­ем разуме имел и что пожелал, все сотворил, и как бы книгу из двух листов, то есть состоящую из неба и земли, сочинил. В этой книге видим Божие всемогущество, премудрость и благость. Всемогущество – так как все из ничего жела­нием и словом сотворил. Премудрость – так как все премудро сотворил: Все Ты сотворил премудро (Пс. 103:24). Благость – так как все не ради Себя, но ради нас сотворил. Добро делается ради самого себя. Потому что Бог Сам ради Себя ничего не требует, и как прежде век, так и ныне, и во веки веков во всесовершенном блаженстве пребывает.

2. Солнце


Прежде восхождения солнца тьма и ночь пребывает, но как солнце взойдет, тьма отсту­пает и свет воссияет. Так и до пришествия Хри­стова, который есть Солнце праведное, тьма всю вселенную покрывала и ночь глубокая была. Но как только это Солнце светлейшее воссияло и свои теплейшие лучи на всю все­ленную испустило, благоприятнейший и слад­чайший нашим душам воссиял день. Тогда исполнилось пророческое слово: народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; живущим в стране и тени смертной свет воссияет (Ис. 9:2; Мф. 4:16). Ночь прошла, а день приблизился; итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия све­та. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладос­трастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти, – говорит апостол (Рим. 13:12–14). Будем и мы поступать по апо­стольскому увещеванию и бу­дем сыновьями света и дня.

Перед солнцем, сияющим на небесах, все люди ходят, и солнце на всех и на всякого смот­рит. Так и перед, Богом вездесущим и на все взирающим люди ходят, и что кто ни делает, ни помышляет, ни начинает, ни задумывает, – все очи Господни видят. С неба посмотрел Гос­подь, увидел всех сынов человеческих. Из угото­ванного жилища Своего Он посмотрел на всех, живущих на земле. Тот, Кто создал сердца их и вникает во все дела их (Пс. 32:13–15). И также: Очи Твои отверсты на все пути сынов челове­ческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его (Иер. 32:19). И еще: Очи Гос­пода в десять тысяч крат светлее солнца и взи­рают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные. Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении (Сир. 23:27–29).

Должны мы перед Богом, как перед всеви­дящим и каждому воздающим по пути его, с опасением, страхом и благоговением ходить, и, что воле Его святой угодно, творить – да не прогневаем величество Его. Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, – говорит нам апостол (Еф. 5:15).

О, человек! Бог на тебя смотрит и, что ни де­лаешь, ни помышляешь, ни начинаешь, ни за­думываешь все, что любишь, что ненавидишь, чем утешаешься и чем оскорбляешься, чего ищешь, от чего убегаешь, как к Нему,