Буддийская медитация: благочестивые упражнения, внимательность, транс, мудрость [Эдвард Конзе] (fb2) читать постранично, страница - 2
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- 4
- . . .
- последняя (60) »
[8] Даоань— один из крупнейших представителей южно-китайского буддизма [9] Даосизм — древне-китайское учение, основоположником которого считают философа Лаоцзы (6-5 вв.до н.э.). В основе даосизма заложена идея о том, что человек должен следовать естественным законам жизни (дао), чтобы приобрести мудрость и познать истину. [10] «Meditation and Piety in the Far East», 1953 r.
2. Сфера действия медитации и её основные разделы
Медитации различаются в соответствии с объектами созерцания или согласно определенной позиции субъекта. И лучше сказать прежде несколько слов о темах и предметах медитации, а затем перейти к позиции адепта. «Висуддхимагга»11 содержит нормативный перечень сорока «объектов медитации». Это: 1). Эмблемы. (1) земли, (2) воды, (3) огня, (4) воздуха, (5) голубого цвета, (6) желтого цвета, (7) красного цвета, (8) белого цвета, (9) света, (10) пространства (см. далее с. 11); 2). Отвратительные предметы. (11) вздутый труп, (12) посиневший труп, (13) гноящийся труп, (14) изломанный труп, (15) изгрызенный труп, (16) труп, различные части которого разбросаны, (17) разрубленный и разбросанный труп, (18) окровавленный труп, (19) изъеденный червями труп, (20) скелет (см. гл.II, п.5Ь); 3). Вспоминания, о (21) Будде, (22) дхарме, (23) сангхе12 (см. гл.I, п.1а-1с), (24) морали, (25) терпимости, (26) божествах, (27) смерти (см. гл.II, п.4), (28) о том, что связано с телом (см. гл.II, п.5а), (29) дыхании (см. гл.II, п.1Ь), (30) покое (см. гл.II, п.6); 4). Состояния Брахмы13: (31) дружелюбие, (32) сострадание, (33) радостность, основанная на симпатии, (34) уравновешенность (см. гл. III, п.2); 5). Бесформенные сферы. (35) сфера бесконечного пространства, (36) сфера неограниченного сознания, (37) сфера «все — ничто», (38) сфера ни восприятия, ни невосприятия (см. гл.III, п.1b); 6). (39) Восприятие отвратительных аспектов еды (см. гл.II, п.5b); 7). (40) Анализ четырех элементов14.[11] Висуддхимагга («Путь чистоты») — одно из сочинений Буддхагхоши (5 в. н.э.), крупнейшего комментатора палийских канонических текстов буддизма. [12] Сангха — община буддийских монахов. Специальное значение этого термина представлено на с... [13] Брахма — верховное божество, творец Вселенной. [14] Четыре элемента — земля, вода, огонь, воздух.
Медитирование на двух объектах из сорока всегда и при всех обстоятельствах благотворно — это реализация дружелюбия (номер 31) и вспоминание о смерти (номер 27). Остальные подходят только для некоторых типов людей и при вполне определенных обстоятельствах. Вспоминание о Будде (номер 21), например, требует сильной веры, а уравновешенность (номер 34) предполагает огромный опыт совершенствования в «состояниях Брахмы», предшествующих ей. Таким образом, некоторые медитации могут не соответствовать типу личности, другие — вызывать непреодолимое сопротивление, третьи же могут вести к осуществлению ненужной цели. Следовательно, сами по себе упражнения не имеют ценности. Они культивируются только в качестве противоядия по отношению к определенным нездоровым и нежелательным состояниям. Китайский текст выделяет пять дверей дхармы, или пять основных тем медитации: 1. Загрязнение (номера 11-20,28,39) - для нейтрализации жадности. 2. Дружелюбие (номер 31) - для нейтрализации злобности. 3. Обусловленное взаимозависимое происхождение (см. ниже) — для нейтрализации глупости. 4. Процесс дыхания (номер 29) — для нейтрализации дискурсивного мышления. 5. Созерцание Будды (номер 21) - для нейтрализации любого сочетания из четырех вышеуказанных нежелательных
- 1
- 2
- 3
- 4
- . . .
- последняя (60) »
Последние комментарии
15 часов 12 минут назад
15 часов 29 минут назад
15 часов 42 минут назад
15 часов 47 минут назад
18 часов 19 минут назад
18 часов 23 минут назад