Буддийская медитация: благочестивые упражнения, внима­тельность, транс, мудрость [Эдвард Конзе] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]




Введение


1. СМЫСЛ И ЦЕЛЬ БУДДИЙСКОЙ МЕДИТАЦИИ 

Практика медитаций составляет самую суть буддийского проник­новения в жизнь. Для буддизма как ярко выраженной практической религии характерно некоторое безразличие к догматическим опре­делениям и историческим фактам. Медитация, подобно молитве в христианстве, — поистине сердцевина буддизма. Просветление, или состояние нирваны, — последовательно достигаемая конечная цель буддийских медитаций. На пути к нирване они являются служебным средством, которое способствует духовному развитию, уменьшает воздействие страдания, успокаивает разум, открывает подлинные факты существования. Возрастающие мягкость и доброжелатель­ность проявляются в качестве их побочных продуктов, наряду с проникновением в письмена жизни и ощущением того, что смерть теряет свое жало. Конечный результат с полной определенностью сформулирован в строфах, которые свидетельствовали о достижени­ях в познании монахов древности. Эти строфы являются отражением целей монаха и вместе с тем предоставляют возможность интуитивного постижения их смысла, что позволило автору этой книги обрисовать в общих чертах буддийские медитации. В поэтических строфах монахи сообщали о том, «что они достигли другого берега, не увлекая за собой свое «ego». В них прежде всего присутст­вуют глубокое ощущение тленной природы всего существующего и желание не воплощаться вновь.

Нет постоянства в становлении и нет вечности в обуслов­ленных вещах. Скандхи1 всплывают на поверхность и затем исчезают неизвестно куда. Я знаю теперь, что это — разум, волнующий пустоту. Я ничего больше не делаю для дальней­шего становления, свободен я от объектов чувств. Все мои недостатки угасли.

Об этом свидетельствует Уттара2 («Тхерагатха»3, строфы 121, 122). Витасока4, обрезая свои волосы, заметил, что немного по­седел, изменяясь. Эта обнаруживаемая им незначительность и три­виальность его тела — знак исчезновения из его духа неведенья и свидетельство того, что он достиг состояния не возвращающегося («Тхерагатха», строфа 170).


[1] Скандхи — «пять комплексов индивидуального существования: а) организмическое существование; б) эмоциональный комплекс; в) перцептивный комплекс; г) волетивный комплекс; д) комплекс различительного сознания» (Ю.Н.Рерих.  Тибетско-русский-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 6. М., 1986г.).

[2] Уттара — имя монаха в Тхерагатхе (см. примечание 3).Является собранием песнопений, в которых монахи, отказавшиеся от мирской жизни ради достижения просвет­ления, описывают свой опыт постижения высших истин буддизма.Тхерагатха — название текста, входящего в состав палийского свода текстов буддизма.Витасока — имя монаха в Тхерагатхе.

[3] Тхерагатха — название текста, входящего в состав палийского свода текстов буддизма. Является собранием песнопений, в которых монахи, отказавшиеся от мирской жизни ради достижения просвет­ления, описывают свой опыт постижения высших истин буддизма.

 [4] Витасока — имя монаха в Тхерагатхе.


О я, могущий изменяться, хочу быть тем, кто постоянно пуст, потому что он не подвержен разложению («Тхерагатха», строфа 32).


В «Рыке Льва» монахи часто говорят об освобождении от бес­покойства и страха, которого они достигли. Это утверждает и Самбула — Каччана5:

Моя природа так изменилась при помощи дхармы6, что, живя одиноко в этой ужасной пещере, я не испытываю ни чувства страха, ни чувства ужаса («Тхерагатха», строфа 190).

Или вот слова Кхитаки7 в качестве заключительного примера:

Мое сердце незыблемо подобно скале, свободно от всякого вожделения. Освобожденное, в изменяющемся мире мое серд­це так воспитано — откуда ему быть больным («Тхерагатха», строфа  192).


[5] Самбула-Каччана — имя монаха в Тхерагатхе.

[6] Дхарма — 1) высшая реальность; 2) учение Будды. Дхарма, или дхармическая составляющая универсума,— это объект, как внешний, так и внутренний (т.е. имеющий отношение к психике, сознанию), каким он предстает с точки зрения мудрости

[7] Кхитака — имя монаха в Тхерагатхе.


Такова цель медитаций в индийском буддизме. В других странах это трактуется иначе. Так, мы читаем у Даоаня8 (314-385), китайского автора, о том, что «есть таинственный зал профессионалов йоги, в котором собираются те, кто созвучны в истине. Этот зал — тайное помещение бессмертных, тех, кто готовится взойти на небеса. На­стойчиво поднимаются они в это пространство нестановления, потому что оно так величественно, настойчиво пересекается этот оплот не­действия, потому что он так безмерен. Через крошечную дверцу, через мистическое откровение внутренний двор едва ли может быть увиден.