Особенности воздействия членов религиозных сект на личность неслышащего [Сергей Александрович Фирсов] (doc) читать постранично, страница - 3

Книга в формате doc! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

начать подавлять в себе сомнения идеям группы или сопротивление им, которые вы выразили бы в других обстоятельствах.
Вину
Учение группы о спасении подкрепляется намеренным преувеличением «грехов» вашей прошлой жизни.
Страх
Лояльность группы и подчинение ее правилам и идеологии может достигаться путем запугивания, а также угрозой серьезных духовных и физических последствий, вытекающих из различных нарушений.
Бомбардировку любовью
Чувство единой семьи и принадлежности может быть искусственно создано постоянными объятиями, поцелуями, прикосновениями и непрекращающейся лестью.
Отсутствие всего личного
Если вам не оставляют времени на самого себя, если вам нельзя побыть в одиночестве, вы можете утратить способность объективно мыслить и оценивать ситуацию «со стороны», «в перспективе».
Усталость
Если вы не получаете необходимого отдыха, вы можете утратить способность ориентироваться в обстановке и сделаться сугубо подверженным влиянию, в особенности если при этом вас постоянно ставят во все новые и новые непривычные для вас положения и предоставляют противоречивую информацию. (4 с.43)
В романе Джорджа Оруэлла «1984» описано «идеальное» тоталитарное государство, беспощадно подавляющее индивидуальность своих граждан. Этот замечательный роман написан в жанре антиутопии. На самом деле, описанная в книге атмосфера – это, прежде всего, атмосфера внутрисектантской жизни. Сформулированные автором принципы порабощения и контроля сознания и соответствующие механизмы, описанные в книге – это то, что действует внутри секты.
В числе прочего Оруэлл открыл такой закон: тот, кто контролирует язык человека, контролирует его сознание. Ведь, попав в любую секту, жертва начинает говорить на ее языке. Это может быть и русский язык, но в нем происходит тонкая подмена понятий, когда ключевые слова приобретают другое значение, и адепт не вольно начинает мыслить категориями секты. В общении с членом той или иной секты, можно обратить внимание на особенность, которую можно назвать «эффектом видеомагнитофона», когда человек совершенно не воспринимает того, что вы говорите, и только отдельные ваши слова играют роль пальца, нажимающего на кнопку. Человек выхватывает какое-то одно слово, кнопка срабатывает, и он выдает соответствующий текст. То, что вы говорите дальше, проходит мимо сознания, хотя вы и говорите с ним по-русски – на его родном языке. Он не может воспринимать вашей речи.
Многие секты изобретают и сложный собственный язык. В «лингвистически» направленных сектах есть определенные термины на русском языке (они называются «загруженными терминами»), которые несут в себе совсем иную смысловую или эмоциональную нагрузку, чем та, которая изначально в них заложена. В них сложные проблемы редуцируются – представляются коротко и очень просто. Создаются легко запоминающиеся и всеохватывающие абстракции. С этой целью некоторые секты используют различные «ключевые слова», т.е. словарь, который имеет особое, исключительное значение для адептов и который должен быть непонятным для непосвященных. В результате использования таких ключевых слов члены секты начинают чувствовать себя посвященными в исключительные и новые знания. Особый язык облегчает формирование нового, упрощенного мира. В этом упрощенном мире он и ведет свое «нереальное» существование (специфическое замещение). Выход в мир реальности становится все более трудным и неприятным. Кроме того, языковые структуры, усвоенные в измененном состоянии сознания, практически не воспроизводятся в нормальном; зато если вернуть человека вновь в измененное состояние, то не только весь материал будет легко, точно и автоматически воспроизведен, но и реализованы действия, ему отвечающие. Скажем здесь слово «традиционный» – плохое, оно как бы нажимает определенную кнопку в сознании сектантов, вызывая цепь определенных негативных ассоциаций. Умело манипулируя такими «загруженными терминами», сектантский лидер добивается полной покорности и беспрекословного повиновения своей жертвы. (4 с.46)
Часто задают вопрос о количестве членов сект. Ответить на этот вопрос трудно, так как можно говорить как минимум о трех уровнях членства, которые можно условно изобразить тремя концентрическими кругами с единым центром.
Внутренний круг – это «профессиональные сектоводы», т.е. люди, которые зарабатывают на жизнь этой своей деятельностью. Руководители, высшее звено, целители, экстрасенсы, преподаватели восточных боевых искусств и т.п. Таких людей гораздо больше, чем обычно кажется многим: западные источники сообщают, что количество таких людей в полтора – два раза превышает количество священников, пасторов традиционных церквей.
Следующий круг состоит из сектантов, которые все время проводят в секте, живут там; они полностью посвятили себя сектантской деятельности. В отличие от первого, этот круг уже, чем можно предположить: таких «полноставочных» сектантов сравнительно