Театр-музей Дали в Фигерасе [Антони Пичот] (pdf) читать постранично, страница - 3

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Эрнесто Хальфтером ».
Музей рос и развивался, как живой организм: Дали менял и дополнял экспозицию до самой
своей смерш в 1989 году. Музей стал последним шедевром и абсолютным венцом его творчества".
Сегодня, говоря о нынешнем Театре-Музее Дали, мы имеем в виду два четко различающихся
выставочных комплекса. Первый создан на основе старого муниципального театра, построенного
в XIX веке архитектором Рока-и-Бросом и сгоревшего 19 февраля 1939 года (пожар случайно
устроили с о л д а т ы марокканцы франкистской армии). Здание бьло превращено в Театр-Музей в
соответствии с замыслом и проектом самого Дали и являемся единым художественным
произведением, в котором каждая деталь служит неотъемлемой частые целого. Эта авторская
работа сохраняетея в нетронутом виде. Второй комплекс образован залами, присоединенными к
зданию муниципального театра в ходе различных расширений здесь и подземная
часовня-крипта (Дали пожелал быть похороненным под куполом своего музея), и залы Башни
Галатеи, некогда часть средневековых стен города, приобретенная в 1981 оду. В этой башне Дали
жил с октября 1983 года до своей смерти 23 января 1989 г. Прежде чем сюда переехать, художник
переделал фасад и изменил планировку здания. 9 октября 1983 г. Дали заявил, что «отныне и
впредь Башня Горгот будет называния Башней Галатеи» и станет памятником веем загадкам. По
его замыслу, в Башне должны находиться «как тайные реликвии путешествия аргонавтов.

охраняемые надписью "Не героям вход воспрещен", так и Пещера Загадок». Дали также
предложил воспроизвести в одном из помещений башни кабиинет Франсеска Пужольса,
превратить один из залов в кинозал с предупреждающей надписью у порота «Художественным
критикам не входить!» и изучать здесь новейшие достижения науки и -клетки, основанные на
математических теориях Рене Тома. Он также сделал первые наброски оформления фасада
Башни Галатеи, украсив ее манекенами, яйцами и хлебцами.
Первою июля 1990 года в здании, |де жил художник, было открыто новое помещение
Театра-Музея. Здесь выставлены в основном произведения его последнего периода (1979-1983 гг.).
19 мая 1994 года в присутствии короля и королевы Испании состоялся торжественный акт
открытия так называемых «новых залов», расположенных в соседней постройке (некогда
постоялом дворе «Фонда Кондаль», а затем — ювелирной лавке), где были размещены последние
поступления Фонда «Гала-Сальвадор Дали», среди которых выделяется огромное полотно под
названием «Апофеоз доллара» [С40]. В июне 1999 г. фонд выкупил у американскою Фонда Оуэна
Четэма коллекцию ювелирных изделий Дали, выставлявшуюся в Театре-Музее еще при жизни
художника в августе-септябре 1973 года, за год до официальною Открытия музея. Повторный
показ коллекции состоялся в 2001 году в том же зале и был организован архитектром Оскаром
Тускетсом таким образом, чтобы посетители могли увидеть не только сами изделия, но и эскизы
к ним. Центральное место в экспозиции, как было и в новых залах, отводилось картине 1965 года
«Апофеоз доллара».

В комплексе Театра-Музея спроецированы и воплощены творческая мечта и энергия художника,
как это объяснял сам Дали: «Существование иных миров очевидно, в этом нет сомнения. Но как я
уже не раз говорил, эти другие миры существуют в нашем мире, здесь, на Земле, а именно: в цен I ре
купола Музея Дали, где целиком поместился новый мир — поразительный и безумный мир
сюрреализма».
1акже представляет интерес перспектива, с которой рассматривает Театр-Музей Дали философ
Игнасио Гомес де Лианьо: «...это был настоящий Театр Памяти, в эпоху Возрождения подобная идея
родилась у венецианскою туманиста и герметика Джулио Камилло , который, как пишет
Виглиус ван Цвихем Эразму Роттердамскому, называл свой Театр множеством имен, говоря о нем как
о возведенном или пост роенном разуме, как о разуме и душе с окнами. Он считает, что все, что может
вообразить себе человеческий разум, но что мы не в силах увидеть нашим телесным зрением, можно
выразить определенными материальными знаками таким образом, что зритель мгновенно сможет
увидеть собственными глазами все то, что в другом виде оставалось бы сокрытым в глубинах
человеческою разума. И в силу возможности увидеть все телесным зрением, он называет это
театром». Гомес де Лианьо продолжает: «Театр Фигераса — можно сказать и Театр Фигур — является
системой мнемонических точек, аналогичной той, что придумал Джулио Камилло, чтобы дать
разуму лицо: здесь тайное становится явным, открываются окна души, в этом месте суть вещей
обретает плоть».
Каждый зал и каждый экспонат Театра-Музея обладают силой притяжения и, что самое
главное, создают ощущение особой тайны. Поэтому посетители выстраиваются и будут
выстраиваться в очередь, плененные той несказанной тайной, какой является притяжение гения.
Дали открывает нам дверь — ящик — в мир, мир подсознательного. Уместно закончить