Театр-музей Дали в Фигерасе [Антони Пичот] (pdf) читать постранично, страница - 4

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

это
введение цитатой из интервью художника Жоржу Борнесу, опубликованного в газете «Фигаро»:
«Если его посещает столько людей, считает Сальвадор Дали, это не потому, что здесь на стенах
развешаны картины, как в большинстве музеев, а потому что здесь полно загадок. Известно
ли вам, что успех любой религии коренится в ее таинствах? Если все объяснить научно, тайна
исчезнет, а вместе с ней — и повод вернуться. А посетив этот музей однажды, люди придут и на
следующий день, потому что здесь воплощена непреодолимая тяга к субъективному знанию!».

«Я хочу, чтобы мой музей
был бы монолитом,
лабиринтом, огромным
сюрреалистическим
объектом. Это будет
абсолютно театральный
музей. Приходящие
сюда будут уходить
с ощущением,
будто им привиделся
театральный сон.»

В Театре-Музее (проецированы и воплощены все творческие мечты и устремления художника.
По замыслу автора, знакомство с Театром-Музеем Дали, венцом его творчества, должно
начинаться извне, а именно — с площади Гала-Сальвадор Дали. Плитки на мостовой образуют
лучи, сходящиеся к своему геометрическому центру — сцене, накрытой знаменитым КУПОЛОМ.
Дали был похоронен согласно его последней воле. Художник также хотел, чюбы первыми
этапами паломничества в храм его духа для посетителей стали очередь и места отдыха вокрут
музея, откуда можно начать приобщение, погружаясь в созерцание и пытаясь уловить новые
образы, концепции и мысли.
В этом пространстве, служащем преддверием. Дали расставляет знаки своих пристрастий и
навязчивых идей: наука представлена скульптурой «Памяти Ньютона», академическое искусство —
тремя скульптурами Мейсонье более новаторское — «Обелиском телевидения» Вольфа Фостеля,
каталонская философия — памятником Франсеску Нужольсу, на котором также присутствует
фигра Рамона Люля (Раймундо Луллия).

ВОКРУГ МУЗЕЯ

Плошаль Гала-Сальвадор Дали с фасадом Театра-Музея и памятником Дали
каталонскому философу Франсеску Пужольсу.

Атом водорода — элемент образной системы Дали.


Театр-Музей Дали, бывший муниципальный театр Фигераса, находится рядом с церковью
Святого Петра, в которой Дали был крещен, о чем он очень любил упоминать. Напротив
главного фасада м\зея стоит памятник гению каталонской мысли Франсеску Пужольсу, другу
семейства Дали, к его философии художник испытывал особый интерес. На пьедестале
памятника начертано высказывание философа «Каталонская мысль всегда рождается заново и
живет в своих простодушных могильщиках». Интересна и композиция монумента: корневище
столетнего оливкового дерева, в нем фигура в белой римской тоге, увенчанная золотым
яйцом-головой, опирающейся на руку, в позе, подобной «Мыслителю» Родена. В скульптурную
группу также включен мраморный бюст римского патриция с небольшой бронзовой головкой
самого Франсеска Пужольса, напоминающей еще одного друга семьи — Пепито Пичота. Здесь
же. на фронтальной части, выделяются три барельефа из серии «Искусство и ремесла», созданные
к Всемирной парижской выставке 1900 года. Не забыта и наука, представленная символом атома
водорода, а также Рамон Люль (его фигура помещена с задней стороны памятника), которого
Пужольс считал учителем, а Дали упоминал в своих живописных и литературных работах. Так,
например, в 1971 году он писал: «В момент наивысшего нищенства духа, когда современное
искусство гибнет в минимальном (или минималистском), как указывает само его название,
искусстве, технология, благодаря кибернетике, достигает утонченности, достойной комбинаторных
колес архангелоподобного Рамона Люля».
На соседней площади у начала лестницы, спускающейся на улицу Жонкера, находится вторая
скульптура, «Памяти Ньютона», воздающая дань этому ученому и открытой им силе тяжести,
представленной свисающим с маятника яблоком-шаром, в свою очередь отсылающим зрителя к
картине Дали 1932 года «Свечение Лапорта», в которой Ньютон изображен в нижней части полотна.
Дали также намекает на физика Джованни Баттиста делла Порта, автора труда «Натуральная
магия» (1539 г.), первого трактата, в котором было систематизировано знание об оптических
линзах и объяснялось, как можно использовать камеру обскуру в художественных целях.
На той же площади мы видим три скульптуры, словно эхо повторяющие друг друга. Три
памятника Жан-Луи Эрнесту Мейсонье (художнику, которым Дали восхищался) были созданы
Антоненом Мерсье в 1895 году и «подправлены» Дали, водрузившим их на сооружение из
автомобильных покрышек для своей персональной выставки, проходившей в парижском Центре
Жорж Помпиду с 18 декабря 1979 по 14 апреля 1980 г. У подножия центральной скульптуры Дали
поместил озорную надпись: «Без Гала и Дали меня бы здесь еще не было». На другой надписи
можно прочесть вопрос к Прусту и его ответ: «Кого из художников Вы больше всего любите? —
Эрнеста Мейсонье». На площади мы также найдем фонтан, служащий