Читать не интересно. Стиль написания - тягомотина и небывальщина. Как вы представляете 16 летнего пацана за 180, худого, болезненного, с больным сердцем, недоедающего, работающего по 12 часов в цеху по сборке танков, при этом имеющий силы вставать пораньше и заниматься спортом и тренировкой. Тут и здоровый человек сдохнет. Как всегда автор пишет о чём не имеет представление. Я лично общался с рабочим на заводе Свердлова, производившего
подробнее ...
авиадвигатели во время войны. Так вот будучи не совершеннолетним после училища опоздал на 15 минут в первый день выхода на работу, получил 1 год Гулага. А тут ГГ с другом опаздывают и даже не приходят на работу на танкостроительный завод? Там не с кем не нянчились, особисты с НКВД на фронт не хотели даже в заградотряды и зверствовали по любому поводу и без. У него танки собирают на конвейере. Да такого и сейчас никто не додумался. Вы представляете вес танка и сколько корпусов должен тащить такой конвейер? Где вы видели в СССР краны, позволяющие сбрасывать груз с крюка по кнопке? Я был на многих заводах с кранбалками и не разу не видал такой конструкции. Сколько тон поднимает кран и какой величины и мощности должно быть реле, что бы сместить задвижку под такой нагрузкой? Более того инструкции техника безопасности по работе в цехах не предусматривают такой возможности в принципе. Да и сами подумайте, электро выбрасыватель на крюке, значит нужны провода с барабаном. А кабеля не любят перегибов и даже гибкие. Кто возьмётся в своём уме даже проектировать такое устройство на кранбалке в цеху. Перестрелка ГГ с 5 ворами вообще дебильная. Имея вальтер, стрельбу в упор, ГГ стреляет так медленно, что пьяные в хлам воры успевают гораздо больше, чем ГГ жмет пальцем на курок. Дважды выстрелить из обреза, опрокинуть стол, метнуть нож. И ГГ якобы был воином и остаётся отличным стрелком. Воры с обрезами в городе - это вообще анекдот и вышка при любых ситуациях в те годы. А человеченка в кастрюле при наличии кучи денег? У автора очень странное воображение. Я вообще то не представляю как можно в открытую держать воющую женщину в сарае зимой в населённом пункте? Зачем сжигать дом людоедов, если есть свидетель? Ну убил людоедов - хорошо. Сжёг дом с уликами - другая статья. Глупость во всём полная. "Сунул спичку в бак". Я люблю фантастику и фентази, но не дурацкую писанину. Стиль написания далёк от художественного, всё герои выражаются в одном стиле, больше похожий на официальный язык прожжённого офисного бюрократа. Одни и те же словарные обороты. Так пишут боты.
Написано хорошо. Но сама тема не моя. Становление мафиози! Не люблю ворьё. Вор на воре сидит и вором погоняет и о ворах книжки сочиняет! Любой вор всегда себя считает жертвой обстоятельств, мол не сам, а жизнь такая! А жизнь кругом такая, потому, что сам ты такой! С арифметикой у автора тоже всё печально, как и у ГГ. Простая задачка. Есть игроки, сдающие определённую сумму для участия в игре и получающие определённое количество фишек. Если в
подробнее ...
полуфинале на кону стояло 5000, то финалист выиграл 20 000, а в банке воры взяли чуть больше 7 тысяч. А где деньги? При этом игрок заявил, что его денег, которые надо вернуть 4000, а не на порядок меньше. Сравните с сумой полуфинала. Да уж если ГГ присутствовал на игре, то не мог знать сумму фишек для участия. ГГ полный лох.Тем более его как лоха разводят за чужие грехи, типо играл один, а отвечают свидетели. Тащить на ограбление женщину с открытым лицом? Сравним с дебилизмом террористов крокуса, которым спланировали идеально время нападения,но их заставили приехать на своей машине, стрелять с открытыми лицами, записывать на видео своих преступлений для следователя, уезжать на засвеченной машине по дальнему маршруту до границы, обеспечивая полную базу доказательств своих преступлений и все условия для поимки. Даже группу Игил организовали, взявшую на себя данное преступление. Я понимаю, что у нас народ поглупел, но не на столько же!? Если кто-то считает, что интернет не отслеживает трафик прохождения сообщения, то пусть ознакомится с протоколами данной связи. Если кто-то передаёт через чужой прокси сервер, то сравнить исходящящйю с чужого адреса с входящим на чужой адрес с вашего реального адреса технически не сложно для специалистов. Все официальные анонимные серверы и сайты "террористов" давно под контролем спецслужб, а скорей всего ими и организованы, как оффшорные зоны для лохов, поревевших в банковские тайны. А то что аффшорные зоны как правило своёй твёрдой валюты в золоте не имеют и мировой банковской сети связи - тоже. Украл, вывел рубли в доллары в оффшорную зону и ты на крючке у хозяев фантиков МВФ. Хочешь ими попользоваться - служи хозяевам МВФ. И так любой воришка или взяточник превращаеится агента МВФ. Как сейчас любят клеить ярлыки -иноогенты, а такими являются все банки в России и все, кто переводит рубли в иную валюту (вывоз капиталов и превращение фантиков МВФ в реальные деньги). Дебилизм в нашей стране зашкаливает! Например - Биткоины, являются деньгами, пока лохи готовы отдавать за них реальные деньги! Все равно, что я завтра начну в интернете толкать свои фантики, но кто мне даст без "крыши". Книги о том как отжимать деньги мне интересны с начала 90х лишь как опыт не быть жертвой. Потому я сравнительно легко отличаю схему реально рабочего развода мошенников, от выдуманного авторами. Мне конечно попадались дебилы по разводам в жизни, но они как правило сами становились жертвами своих разводов. Мошенничество = это актерское искусство на 99%, большая часть которого относится к пониманию психологии жертвы и контроля поведения. Нет универсальных способов разводов, действующих на всех. Меня как то пытались развести на деньги за вход с товаром на Казанский вокзал, а вместо этого я их с ходу огорошил, всучил им в руки груз и они добровольно бежали и грузили в пассажирский поезд за спасибо. При отходе поезда, они разве что не ржали в голос над собой с ответом на вопрос, а что это было. Всего то надо было срисовать их психопрофиль,выругаться матом, всучить им в руки сумки и крикнуть бежать за мной, не пытаясь их слушать и не давать им думать, подбадривая командами быстрей, опоздаем. А я действительно опаздывал и садился в двигающийся вагон с двумя системными блоками с мониторами. Браткам спасибо за помощь. И таких приключений у меня в Москве были почти раз в неделю до 1995 года. И не разу я никому ничего не платил и взяток не давал. Имея мозги и 2 годичный опыт нештаного КРСника, на улице всегда можно найти выход из любой ситуации. КРС - это проверка билетов и посажирского автотранспорта. Через год по реакции пассажира на вас, вы чувствуете не только безбилетника, но и примерно сколько денег у того в карманах. Вы представьте какой опыт приобретает продавец, мент или вор? При этом получив такой опыт, вы можете своей мимикой стать не видимым для опыта подобных лиц. Контролёры вас не замечают, кассиры по 3 раза пытаются вам сдать сдачу. Менты к вам не подходят, а воры не видят в вас жертву и т.д. Важен опыт работы с людьми и вы всегда увидите в толпе прохожих тех, кто ищет себе жертву. Как правило хищники друг друга не едят, если не требуется делить добычу. Строите рожу по ситуации и вас не трогают или не видят, а бывает и прогибаются под вас - опыт КРС по отъёму денег у не желающих платить разной категории людей - хороший опыт, если сумеешь вовремя бросить это адреналиновое занятие, так как развитие этой работы приводит часто к мошенничеству. Опыт хищника в меру полезен. Без меры - вас просто уничтожают конкуренты. Может по этому многие рассуждения и примеры авторов мне представляются глупостью и по жизни не работают даже на беглый взгляд на ситуацию, а это очень портит впечатление о книге. Вроде получил созвучие души читателя с ГГ, а тут ляп автора опускающий ГГ на два уровня ниже плинтуса вашего восприятия ГГ и пипец всем впечатлениям и все шишки автору.
Месяца 3-4 назад прочел (а вернее прослушал в аудиоверсии) данную книгу - а руки (прокомментировать ее) все никак не доходили)) Ну а вот на выходных, появилось время - за сим, я наконец-таки сподобился это сделать))
С одной стороны - казалось бы вполне «знакомая и местами изьезженная» тема (чуть не сказал - пластинка)) С другой же, именно нюансы порой позволяют отличить очередной «шаблон», от действительно интересной вещи...
В начале
подробнее ...
(терпеливого читателя) ждет некая интрига в стиле фильма «Обратная сторона Луны» (битый жизнью опер и кровавый маньяк, случайная раборка и раз!!! и ты уже в прошлом)). Далее... ОЧЕНЬ ДОЛГАЯ (и местами яб таки сказал немного нудная) инфильтрация героя (который с большим для себя удивлением узнает, что стать рядовым бойцом милиции ему просто не светит — при том что «опыта у него как у дурака махорки»))
Далее начинается (ох как) не простая инфильтрация и поиски выхода «на нужное решение». Параллельно с этим — появляется некий «криминальный Дон» местного разлива (с которым у ГГ разумеется сразу начинаются «терки»))
Вообще-то сразу хочу предупредить — если Вы ищете чего-то «светлого» в стиле «Квинт Лециний» (Королюка) или «Спортсменки, комсомолки» (Арсеньева), то «это Вам не здесь»)) Нет... определенная атмосфера того времени разумеется «имеет место быть», однако (матерая) личность ГГ мгновенно перевешивает все эти «розовые нюни в стиле — снова в школу, УРА товариСчи!!!)) ГГ же «сходу» начинает путь вверх (что впрочем все же не влечет молниеносного взлета как в Поселягинском «Дитё»)), да и описание криминального мира (того времени) преподнесено явно на уровне.
С другой же стороны, именно «данная отмороженность» позволит понравиться именно «настоящим знатокам» милицейской тематики — ее то автор раскрыл почти на отлично)) Правда меня (как и героя данной книги) немного удивила сложность выбора данной профессии (в то время) и все требуемые (к этому) «ингридиенты» (прям конкурс не на должность рядового ПэПса или опера, а вдумчивый отбор на космонавта покорителя Луны)) Впрочем — автору вероятно виднее...
В остальном — каждая новая часть напоминает «дело №» - в котором ГГ (в очередной раз) проявляет себя (приобретая авторитет и статус) решая ту или иную «задачу на повестке дня»
P.S Да и если есть выбор между аудиоверсией и книгой, советую именно аудиоверсию)) Книгу то я прочел дня за 2, а аудиоверсию слушал недели две)) А так и восприятие лучше и плотность изложения... А то прочитал так часть третью (в отсутсвии аудиоверсии на тот момент), а теперь хочу прослушать заново (уже по ней)) Но это все же - субьективно)) Как говорится — кому как))
Вообще-то если честно, то я даже не собирался брать эту книгу... Однако - отсутствие иного выбора и низкая цена (после 3 или 4-го захода в книжный) все таки "сделали свое черное дело" и книга была куплена))
Не собирался же ее брать изначально поскольку (давным давно до этого) после прочтения одной "явно неудавшейся" книги автора, навсегда зарекся это делать... Но потом до меня все-таки дошло что (это все же) не "очередная злободневная" (читай
подробнее ...
политизированная) тема, а просто экскурс по (давным давно напрочь, забытой мной) истории... а чисто исторические книги (у автора) получались всегда отменно. Так что я окончательно решил сделать исключение и купить данную книгу (о чем я впоследствии не пожалел). И да... поначалу мне (конечно) было несколько трудновато различать все эти "Бургундии" (и прочие давным-давно забытые лимитрофы), но потом "процесс все же пошел" и книга затянула не на шутку...
Вообще - пересказывать историю можно по разному. Можно сыпать сухими фактами и заставить читателя дремать (уже) на второй странице... А можно (как автор) излагать все вмолне доступно и весьма интересно. По стилю данных хроник мне это все сдорово напомнило Гумилева, с его "от Руси, до России" (хотя это сравнение все же весьма весьма субьективно)) В общем "окончательный вердикт" таков - если Вы все же "продеретесь сквозь начало и втянетесь", книга обязательно должна Вас порадовать...
И конечно (кто-то здесь) обязательно начнет "нудный бубнеж" про: "жонглирование фактами" и почти детективный стиль подачи материала... Но на то и нужна такая подача - ибо как еще заинтересовать "в подобных веСчах", не "узколобую профессуру" (сыпящую датами и ссылками на научные труды очередного "заслуженного и всепризнанного..."), а простого и нескушенного читателя (по типу меня) который что-то документальное читает от раз к разу, да и то "по большим праздникам"?)) За сим и откланиваюсь (блин вот же прицепилось))
P.s самое забавное что читая "походу пьесы" (параллельно) совсем другую веСчь (уже художественного плана, а именно цикл "Аз есмь Софья") как ни странно - смог разобраться в данной (географии) эпохи, как раз с помощью книги тов.Старикова))
Третья часть делает еще более явный уклон в экзотерику и несмотря на все стсндартные шаблоны Eve-вселенной (базы знаний, нейросети и прочие девайсы) все сводится к очередной "ступени самосознания" и общения "в Астралях")) А уж почти каждодневные "глюки-подключения-беседы" с "проснувшейся планетой" (в виде галлюцинации - в образе симпатичной девчонки) так и вообще...))
В общем герою (лишь формально вникающему в разные железки и нейросети)
подробнее ...
клянувшемуся (в частях предыдущих) "учиться и учиться" (по заветам тов.Ленина) приходится по факту проходить совсем другое обучение (в стиле "...приветствую тебя мой юный падаван")) и срочно "шхериться" в иной реальности - ибо количество внеземных интересантов ("внезапно понаехавших" на планету) превысило все разумные пределы))
В финале же (терпеливого читателя) ждет очередная локация и новая трактовка (старой) задачи "выжить любой ценой")).
P.s к некоторым минусам (как я уже выше писал) можно отнести некоторую нестандартность сюжета (по сравнению с типовыми шаблонами жанра) и весь этот "экзотеричный" (почти Головачевский) экзорцизм))
Плюс, "к минусам" пожалуй стоит отнести так же и некоторую тормознутость героя (истерящего по поводу и без), что порой начинает несколько раздражать... Как (субьективный) итог - часть следующую я отложил (пока в голове не уляжется предыдущая)) и пошел "за'ценить" кое-что другое ...
„Мае Айчыны” — дванаццаты паэтычны зборнік вядомага як у Польшчы, так і ў Беларусі паэта Віктара Шведа, сапраўднага песняра Беласточчыны, дзе ён нарадзіўся і адкуль выйшаў у вялікі свет. На гэтай зямлі ёсць вёска Мора — самая блізкая, самая родная, самая дарагая паэту. Дзе б ні быў і часова ні жыў Віктар Швед (а цяпер ён жыве ў Беластоку), ён заўсёды прыязджае туды, а ў думках і марах ніколі не расстаецца з ёю.
І калі б мы нічога не ведалі ні пра гэтую зямлю, ні пра родную вёску паэта, а толькі прачыталі хаця б адну кніжку яго вершаў — гэтага было б даволі, каб мець уяўленне пра тое, як жыла і жыве Беласточчына, яе беларускае насельніцтва.
Зборнік вершаў Віктара Шведа „Мае Айчыны” працягвае тэму папярэдніх кніг паэта. Гэта — паэтычнае адлюстраванне жыцця беларусаў другой паловы ХХ стагоддзя, спачатку ў пасляваеннай, а потым і ў незалежнай дэмакратычнай Польшчы.
Кожная кніга паэта — усхваляваны паэтычны дзённік, напісаны пафасна, аўталагічнай мовай, якая надае вершам рэалістычную дакладнасць, жыццёвасць малюнка, праўдзівасць перажывання. Паэтычная „дакументальнасць” вершаў паэта павялічвае сілу ўздзеяння аўталагічнага слова.
Кола тэм у новай кнізе Віктара Шведа ранейшае, але прасякнута яна большым болем і смуткам, абумоўленым горкімі, непазбежнымі стратамі блізкіх і родных, сяброў і знаёмых, з кім разам, у смутку і радасці, паэт прайшоў па квеценных лугах і пясчаных узгорках свайго жыцця. Аднак пачуцця беспрасветнай безнадзейнасці кніга „Мае Айчыны” не пакідае.
Яўген Міклашэўскі, Мінск
Не адракуся Беларусі
МАЕ АЙЧЫНЫ
Зямлі я беларускай сынам,
Люблю зямельку і шаную.
Багаты, маю тры Айчыны
І ўсюды галасы іх чую.
Мяне — малая ўзгадавала,
Вялікая — дала асвету.
Другая заўсягды натхняла,
І для яе я стаў паэтам.
Жаданні для яе і мроі,
Бязмежная любоў у сэрцы.
Хварэю сэрцам і душою,
Калі Айчына ў паняверцы.
Вяртаюся з тае вялікай
Зноў у маленькую Айчыну.
Раблю свайго жыцця падлікі,
Тут я жыву і тут спачыну.
НЕ АДРАКУСЯ БЕЛАРУСІ
Заўсёды я таго баюся,
Што дзеецца ў краіне дрэнна,
Што пагражае Беларусі —
Міжволі страціць суверэннасць.
Ніхто ніколі не прымусіць,
Каб я змяніў свае ідэі,
За незалежнасць Беларусі
Душой і сэрцам я хварэю.
Я веру ў несмяротнасць мовы,
У тое, што яна не згіне,
Яе ж вялікі Багдановіч
Узняў да велічных вяршыняў.
І васільковай Беларусі,
І майго кроўнага народа
Ніколі я не адракуся
І буду з імі жыць заўсёды.
АДРАДЖЭНЦЫ І АДРАЧЭНЦЫ
Ёсць у нас, на шчасце, адраджэнцы,
Мову адраджаюць і Айчыну.
Ёсць, на жаль, не меней адрачэнцаў,
Што свайго зракаюцца няспынна.
Ад свайго ім лепшае чужое,
Тое, што не ў іх — далёка недзе,
І сваё айчыннае, святое,
Перадаць гатовыя суседзям.
Ім не трэба вольнай Беларусі,
Беларускай мовы і культуры,
Адрачэнцы хочуць нас прымусіць
Незалежнасць нацыі разбурыць.
Паспрыяй, Усемагутны Божа,
Па зямлі рассеяць адшчапенцаў.
Хай народ нарэшце пераможа,
Што навек асудзіць адрачэнцаў.
НА ПАРОЗЕ ТРЭЦЯГА ТЫСЯЧАГОДДЗЯ
Міне дваццатае стагоддзе —
І на парозе новы век!
Які твой прышлы лёс, народзе,
І твой, бязвольны чалавек?
Ці роднай мовай загаворым,
Ці будзе нейкі новы ўздым,
Ці хутка ў польска-рускім моры
Мы ўжо разыдземся зусім?
Ці будзем нікнуць у краіне
Мы пастаянна з года ў год
І нават след па нас астыне,
Што тут адвечны жыў народ?
Мы хочам жыць у міры, згодзе,
Каб здзек не панаваў, прымус,
У дваццаць першым каб стагоддзі
Не знікнуў цалкам беларус.
КАЛІ Ж МЫ СТАНЕМСЯ ПАРТНЁРАМІ?
Не ведалі сваёй мы вартасці,
Яна зусім прапала недзе.
Заўсёды толькі талерантнасці
Спрадвек прасілі мы ў суседзяў.
Не шанавалі нашай нацыі
Суседзі розныя навокал,
Праявамі дыскрымінацыі
Кармілі нас на кожным кроку.
Жывем мы пад аднымі зорамі,
Адно нас сагравае сонца.
Калі ж мы станемся партнёрамі
З суседзямі ў сваёй старонцы?
НЁМАН
Мой любы Нёман, паўнаводны Нёман,
Блакітнавокі, родны, дарагі!
Той расстаецца з роспаччу і стомай,
Хто на твае прыходзіць берагі.
Вось тут, у санаторыі „Вясёлка”,
Які схаваўся ў баравы масіў,
Ад водару смалы, травы і зёлкаў
І падлячыўся я, і адпачыў.
Суцішным лесам прабіраўся штодзень
Да летуценнай казачнай ракі
І захапляўся родным асяроддзем,
Якое захавалі нам вякі.
О колькі тут чароўнай прыгажосці,
Якую перадаць нястача слоў!
О як шкада, што я тут толькі госцем,
Што ўжо няўзнак вяртаюся дамоў.
Такім сухім, такім спякотным летам
Цудоўна быць ля нёманскай вады!
На развітанне я ўтапіў манету
З надзеяй, што прыеду зноў сюды.
МАРЫЯ, СЛАЎНАЯ МАРЫЯ
Доктару Марыі Чарэпка
Марыя, слаўная Марыя,
Лёс сутыкнуў мяне з табою.
Усе хвіліны дарагія
Я сэрцам успрыняў, душою.
Даведаўся я нечакана,
Што жыць на свеце трэба ўмела,
Пра сэрца помніць пастаянна,
Але не меней і пра цела.
А мы ж пра гэта забываем,
Мы ж частка велічнай прыроды.
Сябе мы самі забіваем.
І так штодня, і так заўсёды.
Шкада, што час тут на зыходзе,
Ды я спасціг навуку гэту:
Сабе самому нельга шкодзіць,
Так можна зжыць сябе са свету.
Твае парады мне святыя:
Жыць нельга толькі ў паняверцы.
Марыя, слаўная Марыя
Твой вобраз вечна будзе ў сэрцы!
Рэспубліка БеларусьСанаторый-прафілакторый „Вясёлка”
„ВЫБЫЛ НЕИЗВЕСТНО КУДА”
(Памяці дзядзькі Якава)
Жыў дзядзька Якаў у Сібіры,
Сярод адвечнай мерзлаты.
Тужыў ён па Радзіме шчыра
І да радні пісаў лісты.
Слаў вестачкі з сібірскай далі
Братам у Польшчу дзядзька наш.
Яму за гэта прыпісалі
Любоў да Польшчы — шпіянаж.
І не было куды вывозіць,
Жыў у Сібіры ж дзядзька мой.
За памяць аб радні ў астрозе
Плаціць патрэбна галавой.
Вядома стала — расстралялі
Яго ў трыццатыя гады.
Ды нам аднак не напісалі,
Што выбыў ён у нікуды.
ВИКТОР НИКИТИЧ
Калі ж у Беларусь я еду —
Ды рады там усе не Шведу:
Я ў іншым там жыву абліччы:
Я Віктар, ды не Швед — Никитич.
Баяўся я, што ў Беларусі
Без прозвішча зусім згублюся.
І ў санаторыі „Крыніца”
Мяне ўсе клікалі: Никитич!
Іду — здаецца мне, нібыта,
Са мною бацька мой Мікіта.
А з бацькам я магу заўсёды
Свае адолець перашкоды.
Каторы раз, ужо не злічыш,
Там я не Віктар Швед — Никитич.
На Беласточчыну прыеду —
Мне падаюць руку як Шведу.
РЭЛІКВІІ
Матулі нашы вельмі рана
Старэліся нам на вачах.
Складаны выпаў нечувана
На долю іх жыццёвы шлях.
Вайна са смерцю і пажарам
На век прыпала не адна,
І горычы так многа чараў
Прыйшлося выпіць ім да дна.
Які ж іх подзвіг за плячыма,
Самаахвярнасць, пачуццё.
Ім немагчымае — магчымым,
І нежыццёвае — жыццём.
Ды вось таму не толькі старасць
Прыйшла да матак з сівізной,
Дабавіла маршчын на твары
І плечы выгнула дугой.
Святымі заўжды будуць сыну
Матулі гераічны лёс,
Усе заўчасныя маршчыны
І пасмы сівенькіх валос.
Падляшша — Айчына наша
ШТО НАМ ДАСЦЬ ЕЎРАСАЮЗ?
Пражылі другі мы год
Трэцяга тысячагоддзя.
Што ў ім асягнуў народ,
Роднае нам асяроддзе?
Наш дэмакратычны лёс —
Крыўда шматпакутнай нацыі?
Гэты лёс, на жаль, прынёс
Не жыццё, а вегетацыю.
Жывучы так, беларус,
З польскага не выйдзеш ценю.
Можа, хоць Еўрасаюз
Нешта ў нашым лёсе зменіць?
Ды бягуць, бягуць гады,
Не прыносяць змен трывалых,
Шмат ад нас бяруць заўжды,
А даюць надзвычай мала.
КОЛЬКІ НАС?
Быў перапіс — прыспешыў час,
Ды быў чамусь ён пад прымусам.
Ці ж ёсць адказ: а колькі нас,
Жывых, рэальных беларусаў?
І колькі сярод нас такіх,
Хто б стаў для нацыі апорай?
А колькі нам ужо чужых,
Што расплыліся ў польскім моры?
Палякі скажуць: — Вас няма,
Тут аднародная краіна,
Турбуецеся вы дарма:
Люд беларускі ўжо загінуў.
Скажы, тутэйшы беларус,
А пад якім цяпер ты знакам?
Ці пойдзем мы ў Еўрасаюз
Як праваслаўныя палякі?
НАШ ГОРАД
Горад наш родны над рэчкай Бялкай,
Усіх нас хвалюе твой рост небывалы.
Ты расцвітаеш з уздымам палкім,
Павырасталі наўкол кварталы.
Ты хрысціянскіх святыняў поўны,
Купалаў стройных, спічастых вежаў,
Ты і касцельны, ты і царкоўны,
Ты нам адзіны, да нас належыш.
Малой айчыны горад сталічны
Лучыць усіх жыхароў сваіх сёння.
Іх спалучае герб сімвалічны,
Польскі Арол з беларускай Пагоняй.
Павінны жыць мы дружнай сям’ёю
Па-хрысціянску, з верай глыбокай
Ва ўсеагульнае шчасце людское
У нашым доме, у Беластоку.
АРЛЯНСКАЯ ШКОЛА
Зрабіў тут творчы крок найпершы
У дарагім мастацкім слове.
Пачаў пісаць у Орлі вершы
На польскай і на роднай мове.
Малым я хлапчуком вясковым
Тут пачынаў шлях да асветы,
Мяне тут пані Ціжэхова
Назвала ўпершыню паэтам.
Тут сталася вершаскладанне
Маім свяшчэнным абавязкам,
Ездзіў я з Орлі ў веку раннім
На алімпіяду ў Бельск-Падляшскі.
Тут узрастала мая прага
Пазнаць глыбей усё навокал,
Тут нарадзілася адвага
Пайсці вучыцца ў свет шырокі.
І чым нам больш сівеюць скроні,
Растуць на змену пакаленні,
Тым больш нас вабяць і палоняць
Мясціны роднасных карэнняў.
МАРСКАЯ ШКОЛА
У Гайнаўцы плануецца адкрыцьвышэйшую марскую школу.
(З Беластоцкага тэлебачання)
Зусім няма марской вады,
Тут толькі лес расце наўкола.
І як жа планаваць тады
Вышэйшую марскую школу?
Шуміць, як мора, Белавеж,
А вось пытанні ў нас такія:
Студэнтам тут праводзіць дзе ж
Заняткі розныя марскія?
Пасля навукі лёс які
Магістраў школы — невядома.
Ці будуць плаваць маракі
На семяноўскім вадаёме?
Мо і не трэба наракаць,
Што тут няма марской прасторы,
Бо з Гайнаўкі рукой падаць
Да любага мне змалку Мора.
ЗАЛЕШАНЫ
Dnia 19 stycznia 1946 rokubanda reakcyjnego podziemiaw bestialski sposób zamordowała14 osób, w tym sześcioro dzieci.
(З мемарыяльнай дошкі)
Да сёння яшчэ не залечаны
У сэрцах страшэнныя раны.
Хто ж выжыў у вёсцы Залешаны
Ад здзекаў злачынцаў паганых?
Завошта прайшлі тут з прымусамі,
З разбоем, звярыным здзекам?
За тое, што беларусамі
Былі жыхары тут спрадвеку.
За гэта і закатаванымі
Былі тут дарослыя, дзеці,
За гэта з балючымі ранамі
Жывуць іх нашчадкі на свеце.
У тым, што прайшлі тут з разбоямі,
Хоць нехта тут з іх вінаваты?
Сталіся сёння героямі
Тыя ўчарашнія каты.
ЦЭРКВЫ ГАРАЦЬ
На папялішчы царквыПраабражэння Гасподнягана Святой Гары Грабарцы11 жніўня 1990 года.
Цэрквы гараць, як інквізіцыі кастры,
Папяляцца старынныя іконы.
Гар задушлівы нясуць вятры,
Неба поўніцца зарывам чырвоным.
Гараць вобразы мучанікаў святых,
Што надалей праваслаўе вартуюць.
Калісьці жыўцом спалілі іх
За праваслаўную веру святую.
Цэрквы гараць — неабвержны факт,
Яны пратрывалі стагоддзі, войны.
Гэта бяспраўя страшэннага акт —
Цэрквы гараць у час наш спакойны.
Цэрквы гараць — скарб сакральны прапаў.
Цэрквы гараць — безуцешная справа.
Падпальшчык на боскае руку падняў,
Падпальшчык боскае зняславіў.
ДАМБРОЎШЧЫНА, САКОЛЬШЧЫНА
Дамброўшчына, Сакольшчына!
Я многа меў пашаны
У Ячні, у Талькоўшчыне,
Сынкоўцах, Крушынянах.
Усюды мы дзяліліся,
Як хлебам, родным словам,
Усюды ганарыліся
Тут беларускай мовай.
І песнямі фальклорнымі
Усхвальвалі старонку,
І не былі пакорнымі
Прад націскамі звонку.
Дамброўшчына, Сакольшчына,
Ці ж гэтае магчыма,
Што будзеце вы спольшчаны,
Каб стацца нам чужымі?
АКТЫВІСТАМ БГКТ
(У 45 гадавіну дзейнасці)
Мы працавалі,
Мы гуртавалі
Дзесяцігоддзямі люд вясковы.
І карпатліва,
На свежых нівах
Сеялі словы роднай мовы.
Бацькі вясковыя
Са сваёй моваю
Спачыць збіраюцца ў магіле.
Дзеці сялянскія
Моваю панскаю
У гарадах загаварылі.
І наша нацыя
Асіміляцыі
Тут падвяргаецца заўсёды.
З кожнай хвілінаю
Трацім айчыннае,
Перастаем мы быць народам.
І песняю айчыннаю
Агучваем няспынна мы
Сваё, нам дарагое, асяроддзе.
І людзі родныя
Любяць мелодыі.
Спявай, пакуль жывеш, народзе!
ЧАМУ НЕ МОЖАМ ЖЫЦЬ У ЗГОДЗЕ?
Дзеячам беларускіхарганізацый у Польшчы.
Чаму няма дабра ў народзе,
Чаму ваюем між сабой?
Чаму не можам жыць у згодзе,
Раз’ятраныя калатнёй?
Чаму чым больш адукаваны,
Чым разумнейшы за другіх,
Тым болей чалавек паганы,
Мацней аплёўвае сваіх?
А трэба нам займацца справай
І аб’ядноўваць наш народ,
А не чыніць над ім расправу,
І так нас меншае штогод.
Мы трацім да сябе пашану,
Не хочам гэтага прызнаць,
Што нас, разбітых, апляваных,
Лягчэй тут асіміляваць.
МЫ БЕЗ НАРОДУ, РОДНАЙ МОВЫ
Удзельнікам ІV З’езда выпускнікоўі выхаванкаў Бельскага беларускага ліцэяімя Браніслава Тарашкевіча.
Последние комментарии
1 час 57 минут назад
9 часов 46 минут назад
12 часов 17 минут назад
12 часов 25 минут назад
1 день 23 часов назад
2 дней 3 часов назад