Остров Достоверности [Олег Владимирович Поль] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Часть первая. О природе или вселенная, которая существует

Глава 1. Рациональная физиология

Примечание: главы этой невозможно написать, не имея под руками Фихте, Гегеля и имманентистов последнего времени — по крайней мере последних. А потому это только предварительные наброски.


1. После того, как мысль рассмотрела самое себя, предлежит ей задача — дать учение о природе или вселенной, которая существует. Этому должно быть посвящено первое размышление. Сначала мысль делает попытку выполнить эту задачу, не обращаясь к опыту, а одним лишь размышлением над понятием вселенной. Природа по-гречески … и учение о природе удобно назвать физиологией. Ясно, что это слово будет в таком употреблении иметь иной смысл, чем в современных языках, где оно означает учение о телесной природе человека. Мы же будем понимать его, как учение о природе вообще. Попытку же рационального построения природы удобно назвать рациональной физиологией.

2. Единственное знание, которое имеем мы пока о вселенной, состоит в том, что она, во-первых, вся покрывается мыслью и не имеет ни одного, так сказать, потаенного угла, который выходил бы за пределы мысли; во-вторых, что она предстоит мысли не как нечто раз навсегда данное, единое и простое, а есть некое многообразие. Чтобы ясно представить это, вообрази, что не было бы ничего, кроме пространства, наполненного белым туманом, вечно недвижным, и эта картина вечно созерцалась бы мыслью. Очевидно, тогда природа мысли была бы иной; ибо мы знаем, что мысль созерцает вселенную как многообразие, в котором она отдельные моменты воспринимает ясно и сильно — это то, что мы, например, видим, а остальное «имеется» где-то за пределами данности.

Отсюда видно третье свойство вселенной: что отдельные моменты ее могут иначе являться мысли, нежели как неданная, но обладаемая вселенная, иначе говоря, в многообразии вселенной мысль выделяет отдельные явления и созерцает их.

Вот какие первые утверждения о вселенной можно почерпнуть в основоположениях самой науки.

3. Познающую мысль принято обозначать именем субъекта, а познаваемый мир называть объектом. Указанные три положения о взаимоотношении субъекта и объекта могут быть выражены так:

1) Объект весь покрывается идеально, т. е. мысленно субъектом. Объект весь заключен в субъекте.

2) Все многообразие форм объекта пребывает скрытым, как бы не существующим, пока те или иные отдельные моменты его не входят в поле зрения субъекта. Только явление, предстоящее субъекту, мыслится; остальное в объекте остается скрытым и многообразие в нем неизвестно, хотя не исчезает за границы субъекта.

3) Явления выделяются в объекте, когда становятся предметом внимания субъекта.

4) Из сказанного ясно, что субъект и объект по существу тождественны. В самом деле, составим таблицу различения двух моментов в субъекте и объекте и сравним их:

Субъект

Устремленность Всеобъемлющий

К единичному (данному) охват (неданного)

Являющееся единичное (данное) Скрытое многообразие (неданное)

Объект

Мы видим, что верхние и нижние понятия в каждой колонке совпадают. В самом деле, в «устремленности к единичному» не являющееся тоже покрывается субъектом, только без различения качества. Однако напрасно говорить «покрывается», ибо это предполагало бы различение охватываемого и охватывающего. Но неданное именно неразличено, и потому можно говорить о нем, как о скрытой стороне самого субъекта. Соответственно этому явление есть некое выделение скрытого качества в субъекте, или, иначе говоря, определенная спецификация субъекта. А так как субъект есть мысль или сознание, то можно явление назвать спецификацией сознания.

6. Начало наших рассуждений было таково: мысль двояким образом относится к предмету, устремленностью и всеобъемлющим охватом.

всеобъемлющий охват

устремленность

S


А теперь эта схема как бы вывернула наизнанку:

S

Вышло, что сам объект устремляется к себе в явлении.

7. Таким образом, природа во всем многообразии ее свойств, является рядом спецификаций всеохватывающего сознания. О каком либо бытии природы в себе говорить нельзя, ибо к тому нет никаких оснований. Явления природы известны только как спецификации субъекта.

Вышло, что сам объект устремляется к себе в явлении.

7) Таким образом природа, во всем многообразии ее свойств является рядом спецификаций всеохватывающего сознания. О каком-либо бытии природы в себе говорить нельзя, ибо к тому нет никаких оснований. Явления природы известны только как спецификации субъекта.

8) Надлежит рассмотреть теперь законы природы. Но тут я оборву эти рассуждения (за неимением материала в виде сочинений соответствующих философов) и укажу только общее их направление.

Категорию причинности можно вывести как условие возможности мышления. Можно показать, что данность, мыслимая и познаваемая возможна только на