Полное собрание писем [Вольфганг Амадей Моцарт] (pdf) читать постранично, страница - 4
Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
тельского пристрастия к “клубничке”, к скандальным и скабрезным подроб
ностям. Согласно второму мнению, деятельность великого человека и его
частная жизнь строго разграничены, и человечество имеет право знать все о
его деятельности, и ничего - о частной жизни.
Реальная ситуация, преобладавшая до последнего времени, была всегда
двойственной. С одной стороны, явно превалировала вторая точка зрения,
и большая часть публикаций о любом великом человеке всегда посвящалась
именно его творчеству. Но жизнь и творчество - неразделимы. Это обстоятель
ство заставляло публиковать документы, затрагивающие частную жизнь гения,
но всегда - с купюрами, в выдержках, и кто-то брал на себя смелость решать,
что именно публиковать, а что - нет. Так в общественном сознании возникло
множество лакированных, приподнятых над действительностью образов, дале
ких от реальности, идеальных, создающих ложное впечатление, будто гений это сверхчеловек, находящийся на недосягаемом пьедестале, нравственный
образец также и в быту. Рождалась и культивировалась пропасть между “обыч
ными” и великими людьми.
Но пытливое человечество неуклонно старалось узнать подробности о
частной жизни кумира. И здесь отнюдь не только досужее любопытство. Людям
во все времена страстно хотелось понять, как получаются гении, “из какого
сора растут” они (если воспользоваться словами Анны Ахматовой) и почему
не каждый человек становится великим. И это наше желание понять, постичь
тайну реализовавшей себя личности есть шаг на пути познания самих себя, на
пути раскрытия собственных способностей и талантов. Не столько досада тре
вожит нас: почему я не Моцарт? - скорее занимает вопрос: кто я? зачем при
шел в этот мир?
“Сочинять музыку - моя единственная радость и страсть...”
Эти слова Моцарт написал, когда ему был 21 год. Слова профессионально
зрелого человека. Музыкой он жил с юных лет, без музыки не обходился ни
один день его жизни. Подробные разборы музыкальных произведений, испол
нительского мастерства музыкантов и певцов мы находим еще в юношеских
письмах Моцарта. С пленительной детской простотой в 14 лет он делится с
сестрой новыми музыкальными впечатлениями: “Сам по себе менуэт очень
красив. ... В нем много нот. Почему? Потому что это театральный менуэт, и
играется он медленно” (168). Строгие суждения об исполнении и исполните
лях - как своих, так и чужих произведений - были суждениями виртуоза-профессионала. Из писем мы узнаем, что Моцарт играл на клавесине, клавикорде,
скрипке, органе. Хотя самоиронии ему не занимать: “... я прирожденный
брынчалыцик и ничего не умею, кроме как тренькать на клавире” (428).
Поразительно, что о сочинении музыки Моцарт редко говорит с пиететом,
как правило, он отзывается об этом своем занятии с необычайной легкостью,
например вскользь упоминает в письме к сестре: “закончив это письмо, закончу
12
одну симфонию”(179). И лишь из отрывочных, скупых упоминаний в неко
торых письмах мы узнаем, насколько эта “страсть” его занимала: “У меня и
голова, и руки так заняты третьим актом, что не будет ничего удивительного,
если я сам превращусь в третий акт” (574). Порой музыкальные идеи настолько
переполняют композитора, что все записать недосуг: “Сочинить-то я все уже
сочинил, но записать еще не успел” (573). Кстати, подробные отчеты Моцарта
о распорядке его дня, из которых мы узнаем, что каждый день его был распи
сан с 6 утра до 1 часа ночи (651 и 653), а также перечень концертов (778)
заставляют вообще поражаться тому, как он все успевал и как ему удавалось
сохранять столь кипучую энергию. Да еще и письма писать! Уроки, концерты,
заказы, званые обеды - где уж тут место священному духовному парению!
Однако именно о нем свидетельствуют слова, исполненные величайшей
серьезности и преклонения перед Музыкой: “Музыка, даже если она выражает
самое ужасающее состояние человека, не должна оскорблять слух, но - достав
лять удовольствие, то есть должна во всякое время оставаться Музыкой”, пишет Моцарт 26 сентября 1781 года по поводу своей оперы “Похищение
из сераля”. Во всех письмах Моцарта, очень вольно обращавшегося с заглав
ными и строчными буквами, слово “Музыка” пишется только так - с заглав
ной буквы! Моцарт не терпел, когда к Музыке относятся с пренебрежением,
и отзывался о таких людях с беспощадным презрением, говоря, что не желает
играть “для кресел, стола и стен” (447).
Не случайны и его дотошное внимание к текстам опер и постоянные тре
бования к поэтам внести те или иные изменения: “Ведь в опере поэзия должна
быть послушной дочерью Музыки”. “Слова же пишутся только для того, чтобы
сопроводить Музыку, а не в угоду убогой рифме, возникающей там и сям...
Рифмы - вещь вреднейшая, если все делается ради рифмы” (633).
“Скажи, бемоль нам чтить доколь?”
Кстати, не означает ли высказывание Моцарта о рифмах, что
Последние комментарии
19 часов 20 минут назад
1 день 4 часов назад
1 день 9 часов назад
1 день 11 часов назад
1 день 16 часов назад
1 день 17 часов назад