Как себя вести [Ийна Тоомасовна Аасамаа] (rtf) читать постранично

Книга в формате rtf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Ийна Аасамаа
Как себя вести



Аасамаа,‭ ‬Ийна Тоомасовна Как себя вести‭ ‬/‭ ‬И.‭ ‬Т.‭ ‬Аасамаа‭ ‬:‭ ‬
пер.‭ ‬с эст.:‭ ‬Л.‭ ‬Г.‭ ‬Батурина,‭ ‬Ю.‭ ‬Н.‭ ‬Маткевич.‭ ‬-‭ ‬Таллин:‭ ‬Валгус,‭ ‬1973

От издательства

Книга И. Аасамаа‭ «‬Как себя вести‭» ‬переведена на русский язык по третьему,‭ ‬исправленному и дополненному изданию‭ (‬1970‭ ‬г.‭)‬.
При создании книги использована соответствующая литература социалистических стран,‭ ‬а также книги,‭ ‬издававшиеся на эстонском языке и аналогичные издания капиталистических стран с учетом коммунистических норм морали.
При написании книги автор опиралась на собственный опыт,‭ ‬приобретенный в процессе чтения лекций по вопросам поведения.‭ ‬В книге обращено внимание также на недостатки в поведении,‭ ‬которые еще бытуют в нашей жизни.‭ ‬Подчас широкому кругу читателей кое-что покажется элементарным,‭ ‬но опыт подсказывает,‭ ‬что и элементарным вещам еще многим нужно учиться.‭ ‬Надеемся,‭ ‬что предлагаемая книга сможет оказаться полезной и этим людям.
При переводе в книгу внесены некоторые изменения с учетом требований русских читателей,‭ ‬главным образом в форме обращения.

1.‭ ‬КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Культура поведения‭ ‬— это неотъемлемая составная часть культуры человеческого общества.‭ ‬В ее основе лежит господствующая в обществе мораль,‭ ‬определяющая нормы человеческого поведения.‭ ‬Мораль‭ ‬— это одна из форм общественного сознания.‭ ‬Известно,‭ ‬что‭ «‬вечных‭»‬ норм нравственности не существует,‭ ‬и что,‭ ‬как правило,‭ ‬эти нормы отражают интересы господствующего класса.
И ведущей моралью является мораль этого класса.‭ ‬В предшествующих общественных формациях каждый класс имел свое понятие морали и соответствующую ему культуру поведения.‭ ‬Культура поведения привилегированных слоев населения опиралась на мораль класса эксплуататоров,‭ ‬поддержка и защита которой не могли обойтись без религии.
В своем произведении‭ «‬Новый Нечистый из Пекла‭»‬ А. X. Таммсааре характеризует буржуазную мораль устами Хитрого Антса:‭ «‬Уж так на этом свете заведено,‭ ‬что малый гнет спину на большого,‭ ‬слабый‭ ‬— на сильного,‭ ‬глупый‭ ‬— на умного.‭ ‬Так самим богом устроено.‭ ‬И кто супротив пойдет‭ ‬— тот против бога пойдет,‭ ‬а кто против бога‭ ‬— того ждет погибель‭»
Антон Таммсааре.‭ ‬Новый Нечистый из Пекла.‭ ‬Издательство‭ «‬Художественная литература‭»‬,‭ ‬М.,‭ ‬1965,‭ ‬стр.‭ ‬84..
В годы первой мировой войны этот же автор в статье‭ «‬Война и мир‭»‬ писал:‭ «‬Мы живем в мире зубов и когтей,‭ ‬здесь царит только сила,‭ ‬а не право,‭ ‬здесь управляют власть и капитал‭»‬.
Что лежит в основе моральных принципов эксплуататорских классов‭?
Яснее всего говорят об этом такие поговорки,‭ ‬как:‭ «‬У кого руки подлиннее,‭ ‬тот и правее‭»‬,‭ «‬Кто силен да богат,‭ ‬тому хорошо воевать‭»‬,‭ «‬Деньги не пахнут‭»‬ и‭ «‬Человек человеку волк‭»‬.
Высшее общество декларировало,‭ ‬что только оно способно осваивать и развивать культуру.
Марксистско-ленинское учение утверждает,‭ ‬что наследником культуры предшествующих общественных формаций является пролетариат и что одна из задач социалистического общества‭ ‬— усвоить наиболее ценную часть ее.‭ ‬Разумеется,‭ ‬это относится и к культуре поведения.
В социалистическом обществе,‭ ‬где нет сословий и классов,‭ ‬где царит равноправие,‭ ‬существует только одна,‭ ‬единая для всех членов общества культура поведения,‭ ‬которая подчиняется высшей морали‭ ‬— морали коммунистического общества.
В программе КПСС сказано:‭ «‬Отвергая классовую мораль эксплуататоров,‭ ‬коммунисты противопоставляют извращенным эгоистическим взглядам и нравам старого мира коммунистическую мораль‭ ‬— самую справедливую и благородную мораль,‭ ‬выражающую интересы и идеалы всего трудящегося человечества...‭ ‬Коммунистическая мораль включает основные общечеловеческие моральные нормы,‭ ‬которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками‭»
Программа КПСС,‭ ‬Политиздат,‭ ‬1967,‭ ‬стр.‭ ‬119..
Моральный кодекс строителя коммунизма объединяет такие нравственные принципы как:‭ ‬преданность делу коммунизма,‭ ‬любовь к социалистической Родине,‭ ‬к странам социализма‭; ‬добросовестный труд на благо общества:‭ ‬кто не работает,‭ ‬тот не ест‭; ‬заботы каждого о сохранении и умножении общественного достояния‭; ‬высокое сознание общественного долга,‭ ‬нетерпимость к нарушениям общественных интересов‭; ‬коллективизм и товарищеская взаимопомощь:‭ ‬один за всех,‭ ‬все за одного‭; ‬гуманные отношения и взаимное уважение между людьми:‭ ‬человек человеку‭ ‬— друг,‭ ‬товарищ и брат‭; ‬честность и правдивость,‭ ‬нравственная чистота,‭ ‬простота и скромность в общественной и личной жизни‭;‬ взаимное уважение в