В христианском Кантоне; «Устали щуриться…»; В гостях у Лу Синя и Мэй Ланьфана [Архимандрит Августин Никитин] (fb2) читать постранично, страница - 5


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

безудержного веселья, по-видимому, является впрыск адреналина от столкновения с неведомым.

Впереди тупик, никаких руин не видно, вокруг сплошная застройка. Все, надо «ставить крест на синагоге». Поворачиваю обратно, и вдруг неожиданно раздается: «Can I help you?» Тут уже моя очередь падать от удивления. Передо мной — китаянка средних лет, тутошняя. Расспрашивать — откуда знает английский — не та ситуация. Надо переходить к сути: где искомые развалины?

Навстречу идет пожилая китаянка, и «молодуха» начинает с ней о чем-то говорить. А потом радостно сообщает: у бабульки муж был еврей, из местных; умер десять лет назад, а в доме хранится кое-что из синагогальных святынь. Бабуся приглашает гостя в дом. В «красном углу» — семисвечники, могиндовиды, металлическое блюдо с древнееврейскими надписями. На стене — большая цветная фотография Иерусалима.

Спрашиваю насчет руин. Их давно нет, участок ушел под частное жилье. Старушка тянет руку к шкафу. Наверху — деревянная модель синагоги, когда-то украшавшей местный квартал. Она выглядит как типичный китайский храм (буддийский ли, даосский ли), — с вогнутой крышей и затейливыми украшениями по углам.

Мы разглядываем фотографии конца XIX века. Члены общины одеты на китайский манер, на затылке — длинная коса («косят» под китайцев). Да и глаза уже раскосые, — окитаились через несколько поколений. (Вспоминаю продолжение шуточной истории с израильскими туристами. Прилетев в Китай, они все-таки отыскали там своих зарубежных соотечественников. Спрашивают их: всем ли довольны? Есть ли проблемы? Те отвечают: живем хорошо, не жалуемся, только устали щуриться).

А если серьезно, то у китайских евреев в прошлом было много проблем. Пока евреи пользовались в Китае покровительством императора в качестве искусных коммерсантов, они прибегали к услугам персидских евреев, снабжавших их всем необходимым для религиозного культа. Когда же связи с Западом были прерваны, наступила эпоха религиозного упадка. В таком состоянии они были найдены католическими миссионерами в XVII веке; в еще худшем положении застали их протестантские миссионеры. И те, и другие старались обратить их в христианство, что продолжалось до тех пор, пока китайское правительство не положило этому конец.

…Когда в Европе стало известно о существовании евреев в Китае, то были предприняты шаги, чтобы вступить с ними в переписку. Исаак Ниэто, хахам лондонской общины, в 1760 году отправил в Кайфэн письмо, с просьбой сообщить о своем происхождении, современном состоянии и своих нуждах. Их ответ, написанный по-китайски и по-еврейски, до нашего времени не дошел. В 1842 году китайскими евреями заинтересовался Джеймс Финн, британский консул в Иерусалиме, и письмо, полученное им в ответ на его запрос, он опубликовал в своем труде «Тhe orphan colony of Jews in China» (1872). Оно и выявило печальное состояние китайских евреев и упадок их общины.

Впрочем, это стало известно еще раньше — в 1850 году, благодаря доктору Смиту, епископу Виктории, после опросов, сделанных им по просьбе Лондонского миссионерского общества. Чтобы получить сведения о китайских евреях, в Поднебесную были посланы несколько миссионеров и евреев-купцов. Они сообщили, что небольшое число семейств, только по имени еврейских, но резко отличающихся от соседей язычников и мусульман, живут там в ужасной бедности. Евреи не умеют читать по-еврейски, и у них не было раввина в течение последних 50 лет; браки они заключали с иноверцами и сохранили лишь немногие обряды и названия праздников.

«Ожидания Мессии были, по-видимому, совершенно забыты ими. Обряд обрезания, соблюдавшийся, по-видимому, еще в то время, когда они были „открыты“ иезуитами, т. е. два столетия тому назад, теперь уже забыт… Они ходатайствовали перед китайским императором, чтобы ввиду их бедности правительство восстановило их синагогу. Из Пекина никакого ответа не последовало, но они по-прежнему питаются надеждой. Из 70 семейств или кланов теперь осталось не более 7, в составе около 200 душ; живут они рассеянно по всей окрестности. Немногие имели в городе лавчонки, другие занимаются земледелием недалеко от предместий, несколько семейств живут в пределах храма, почти лишенные крова и платья. Судя по этому, через несколько лет исчезнут все следы еврейства, и последние остатки китайских евреев сольются или будут поглощены соседями-магометанами».

Вскоре два китайских посланца были снова отправлены в Кай-Фын-Фу; они вернулись в июле 1851 года в Шанхай с новыми данными, которые пополнили прежние сведения: «Во время своего первого путешествия они приняли семейные прозвища за личные, благодаря чему они ошиблись в числе евреев, оценив его слишком низко. Как видно, обрезание также еще в обычае, хотя предание относительно его происхождения и цели заглохло».

Попытка оказать помощь китайским евреям и воссоздать эту колонию были сделаны в Англии и Соединенных Штатах в 1852-м и 1864 году, но они окончились неудачей, вследствие восстания тайпинов и