В христианском Кантоне; «Устали щуриться…»; В гостях у Лу Синя и Мэй Ланьфана [Архимандрит Августин Никитин] (fb2) читать постранично, страница - 3
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- . . .
- последняя (8) »
«Устали щуриться…»
Группа израильских туристов летит в Китай. Один из них заводит разговор с китайцем, соседом по креслу. — Скажите, вы еврей? — Нет, я китаец. — Ну, а между нами, вы еврей? — Нет, я китаец. — Все понимаю, но никто не слышит, скажите откровенно: вы еврей? — Да! Да! Я еврей! Только отстаньте от меня наконец! — Надо же! И не подумаешь! Утверждает, что он еврей, а так похож на китайца!Считается, что в каждой шутке есть доля истины. Особено, если речь идет о Китае, где, помимо «титулярных» ханьцев, проживает более пятидесяти национальных меньшинств. Одно из них издавна обосновалось в городе Кайфэне (провинция Хэнань).
В местном краеведческом музее экспозиция одного из залов посвящена истории китайских евреев. Здесь представлены образцы синагогальной утвари, переданной в музей местной религиозной общиной. Правда, многое «ушло» за рубеж: в конце Х1Х века христианские миссионеры приобрели синагогальные свитки и молитвенники и теперь они хранятся в библиотеках Израиля, Канады и США. В течение всего средневековья евреи Европы не подозревали о существовании соплеменников в Китае. Даже Вениамин Тудельский, который упоминает Китай, тоже, по-видимому, не имел о них никакого понятия. Первые известия о китайских евреях проникли в Европу через католических миссионеров, сообщивших о существовании общины в пятьсот или шестьсот человек в городе Кай Фын-Фу (Кайфэн) и о нескольких еврейских общинах в Напдсhau-Fоо и других городах Китая. В начале XVII века основатель иезуитской миссии в Пекине, патер Риччи, встретился с молодым евреем, который сказал ему, что он исповедует Единого Бога. Заметив в миссии изображение Мадонны с Младенцем Иисусом, он подумал, что это Ревекка с Яковом или Исавом на руках. По его рассказам, он был из Кай-Фын-Фу, где жило еще 12 семейств его единоверцев, имевшпх там и синагогу и книги, написанные на том же языке, что и книги, виденные им в миссии (древнееврейские). Риччи сам был слишком стар, чтобы предпринять путешествие в Кайфэн, и он послал туда иезуита-китайца, который подтвердил эти сведения. Впоследствии иезуиты Алени (1613), Гозани (1704) и другие сообщили много нового о китайских евреях. …Моя гостиница в Кайфэне находится напротив даосского храма Янцинь (Yanqing). Иду по Dazhifang Jie, мимо величественного буддийского храма Xiangguo и поворачиваю на Beixing Tu Jie. Километровая прогулка в направлении северных крепостных ворот, затем направо, — еще квартал по Caomen Dajie. Судя по описаниям, где-то здесь должны быть остатки древней синагоги. Упоминания о ней содержатся в китайских надписях на мраморных плитах, сделанных в 1489-м, 1512-м и 1663 годах. Эти надписи пролили некоторый свет на совершенно до тех пор неизвестую главу еврейской истории. Надпись, относящаяся к 1489 г., говорит о еврейской иммиграции: «70 семейств прибыло с Запада, поднеся императору дары, состоявшие из хлопчатобумажных тканей; император позволил им селиться в Кай-Фын-Фу. В 1163 году неким Yen-too-la была воздвигнута синагога и в 1279 г. перестроена в большем масштабе. В 1390 году евреям была дарована земля и некоторые дополнительные привилегии императором Тай-Цзу, основателем Минской династии. В 1421 году императором было разрешено весьма уважаемому им врачу, по имени Yen Tsheng, реставрировать синагогу. Императором был дан и фимиам для синагоги. В 1461 году синагога была разрушена наводнением, но ее восстановил
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- . . .
- последняя (8) »
Последние комментарии