В христианском Кантоне; «Устали щуриться…»; В гостях у Лу Синя и Мэй Ланьфана [Архимандрит Августин Никитин] (fb2) читать постранично, страница - 4


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

какой-то знатный еврей. Были сделаны новые списки Закона, а знатнейшие члены общины пожертвовали стол для приношения, бронзовую вазу, вазы для цветов, подсвечники, ковчег, триумфальную арку, балюстрады и прочую утварь».

Конец надписи 1489 года гласит: «Составлена книжником, имеющим ученую степень от префектуры Кай-Фын-Фу, Кiu-chung, написана книжником, имеющим ученую степень, принадлежащим округу Тseang Fu по имени Тsaou-tso, и высечена книжником, имеющим ученую степень, из префектуры Кай-Фын-Фу, по имени Foo-oo. Воздвигнута в счастливый день, в середине лета, во второй год Hung-che 1488, в сорок шестой год семнадцатого цикла последователем религии истины и чистоты».

В надписи 1512 года, сделанной одним китайским мандарином, сказано: «Во время правления династии Хань приверженцы этой религии прибыли в Китай. В 1164 году была воздвигнута синагога в Рееп (Кай-Фын-Фу). В 1296 году она была рестраврирована. Исповедующие эту религию имеются и в других городах; но повсюду они, без исключения, почитают Священное Писание и уважают Вечный разум, так же, как китайцы, избегая предрассудков и служения идолам. Эти священные книги касаются не только евреев, но и всех людей, царей и подданных, родителей и детей, старых и молодых. Отличаясь немного от наших (китайских) законов, они сходятся с ними в служении Небу (Богу), почитании родителей и уважении предков».

Говоря о самих евреях, китайская надпись гласит: «Они занимаются с успехом земледелием, торговлей, государственной службой, военным делом и пользуются большим почетом за верность и приверженность и строгое исполнение предписаний своей религии». Эта надпись заканчивается следующими словами: «Плита сия была сооружена при реставрации синагоги в первый осенний месяц седьмого года царствования Сhing-tih’а из Минской династии (1511)».

…Внимательно, дом за домом, обследую весь квартал. В одном из закоулков обнаружилась мечеть, но в Кайфэне это не редкость: здесь из больше десятка. Напротив, через дорогу — большой буддийский монастырь, где перед громадной статуей Гуаньинь (Авалокитешвары) курятся благовонные палочки. А синагоги нет и нет, словно ее ветром сдуло.

Точнее, не сдуло, а смыло. В 10 км к северу от Кайфэна течет своенравная Хуанхэ (Желтая река), причинявшая «прибрежным» жителям много горя. В 1194 году Хуанхэ прорвала в уезде Янъю (ныне уезд Юаньян в провинции Хэнань) дамбу, изменила русло и обратилась на юг, «поглотив» две реки: Сышуй и Хуайхэ. Такое положение продолжалось вплоть до 1855 года, когда Хуанхэ вновь изменила русло и обратилась на север.

Все эти капризы Желтой реки пагубным образом отражались на жизни еврейской общины в Кайфэне. Первоначально выстроенная синагога была снесена наводнением в 1642 году. Об этом сообщает третья китайская надпись, высеченная на мраморной доске в 1663 году.

Эта надпись подчеркивает добродетели Адама, Ноя, Авраама и Моисея, а затем соответствие еврейских законов с китайскими традициями. Надпись передает историю еврейских поселений, затем — восстания китайцев (завершившегося падением Минской династии в 1644 году), разрушения синагоги, города и гибели многих евреев. Спасение от гибели древнееврейских Писаний — заслуга еврея-мандарина, который с помощыо своего войска восстановил Кайфэн после наводнения и вместе со своим братом реставрировал синагогу в 1653 году. Так как из воды спасли лишь один полный свиток Законов, то его поместили в средний ковчег, остальные, числом 12, были помещены кругом него. Остальные свитки Писания и молитвенники были спасены другими членами общины, имена которых увековечены на таблице вместе с именами всех сановников, принимавших участие в этой реставрации.

Синагога в Кай-Фын-Фу занимала, по описаниям иезуитских патеров XVIII века, площадь от 300 до 400 футов в длину и 150 футов в ширину, с четырьмя отделениями; она была обращена лицом на запад, то есть к Иерусалиму. Но в 1870 году наводнение снова разрушило дом молитвы. Так печально завершилась в Кайфэне эпоха «второго храма». Средств на восстановление не хватало, и храмовая утварь хранилась в домах верующих. Однако «камни вопияли к небу», и с идеей постройки новой синагоги прихожане не расставались.

…Углубляюсь в запутанные переулки и бреду мимо одноэтажных кирпичных хибар. Для обитателей «местечка» редкое появление лаоваев (иностранцев) — целое событие. («Ой, Ван, гляди, какие клоуны!») Китайская мамаша тычет пальцем в сторону лаовая и поднимает повыше своего малыша, как это делали москвичи, проходя на демонстрации мимо кремлевских трибун.

Расспрашивать о чем-либо «местечковых» китайцев бессмысленно: английского языка никто здесь не знает. Могут с радостной улыбкой прокричать «хэлло», а наиболее продвинутые могут добавить слово «гуд». После чего смелый прохожий принимается хохотать, будто сказал что-то очень остроумное. Иностранцу же отвечать вовсе необязательно: как правило, китайцы идут на такой «языковой контакт» для собственной разрядки и проверки своих языковых навыков. А причиной