О войне и о мире [Алесь Адамович] (rtf) читать постранично, страница - 2
Книга в формате rtf! Изображения и текст могут не отображаться!
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- 4
- . . .
- последняя (59) »
Да и лучшие киноленты тут влияли, действовали на мою прежнюю «традиционность», расшатывая литературные каноны, — кино, с его «языком монтажа», безмолвного столкновения кадров, лаконизмом, с немо, в самую душу смотрящими с экрана человеческими глазами...
Но кино есть кино, а прозаику с аллергией к словам что делать в литературе? Написал «Викторию»
Первоначальный вариант повести «Асия»., и получился, как выразился Г. Бакланов, концентрат, не разведенный водичкой, — попробуй проглоти! Мало утешало, что на людей, судьбой похожих на мою героиню, это действовало. Избирательно.
Но проза, как и всякое искусство, не вправе искать лишь «своего» читателя, она имеет дело с человеком любым, озабоченным, занятым и повседневностью, а вовсе не обязательно твоими «вопросами»; задача же автора сделать его своим читателем, сопереживателем, и тут без полновесного слова не обойтись. Нужно все слово, а не лишь слово-«знак».
Но что-то, кажется, и отыскалось через эту болезнь лаконизма и через приобщение к киноязыку. Вернулся вкус к полновесному слову, но не к прежнему, излишке компанейскому, окруженному шумной, живописной и необязательной ватагой друзей-слов, а к слову-поступку, слову-действию (пусть лишь психологическому), которому не до лоботрясов-друзей. У напряженно работающего и друзья и близкие — тоже работающие.
Вот так, таким языком писались «Последний отпуск» и особенно «Хатынская повесть».
На каком-то этапе работы над «Хатынской повестью» ощутил, осознал, что стремлюсь (и может быть, сумею) соединить ту энергию, ту радость полного знания материала, которую испытывал, когда писал свои первые, «партизанские» романы, с энергией найденного в «Последнем отпуске» лаконизма стиля.
А вообще «Хатынская повесть» родилась из кинокадра. Нет, были и другие истоки у «Хатынской повести», жизненно-биографические, а еще вот такой первотолчок: как-то в разговоре (с Ионом Друцэ) обсуждали случай, как во время фашистской блокады партизаны добыли корову на мясо, и вдруг командир заволновался, послал узнать, догадались ли подоить — для раненых, для детишек...
И детишки эти блокадные, и беспомощные раненые, корова с ее последним теплым молоком — так вдруг вернули в пережитое, в стылое военное время!..
Начал писать повесть, но очень скоро понял, что это будет самоповторение — всего лишь дополнение к собственной дилогии. «Стройка» оказалась замороженной.
Пока не снял своей любительской кинокамерой лицо женщины.
В 1968 году оказался я в деревне Ковчицы, недалеко от Березины, где в конце 1943 года отряд наш целый день держал бой с фронтовыми немецкими частями. Приехали мы открывать памятник 82 своим погибшим товарищам. Я снимал любительской кинокамерой знакомые, постаревшие лица бывших партизан. И в одной такой группе снял женщину, которая как раз рассказывала, что было потом — когда нас танками немцы вытеснили из деревни. Ее с детьми повели к канаве, где фашисты уже расстреляли жителей, всех ее соседей, кого захватили в деревне или в лесу, —102 человека. Всех: и семьи фронтовиков, и партизанские, и даже семьи полицейских (прежде в деревне был гарнизон). Просила-молила солдата, и он вдруг отпустил ее. Но все же сообщил на прощание, что теряет на ее семье 75 марок. По 25 на каждой душе.
Такие рассказы, страшные истории хоть и не новость для тех, кто жил в оккупированной Белоруссии, но потрясают всякий раз заново.
Когда проявил пленку и посмотрел кадры эти — лицо, глаза женщины, — вдруг понял, о чем должна рассказать повесть, которую давно начал, но продолжения которой не видел. Кто-то должен поведать о «белорусских Лидице»! («Хатынь» тогда еще не звучала нарицательно.) Предложил белорусской киностудии сценарий документального фильма «Двести Лидице». (И цифра тогда еще была условной.) Лица, лица, голоса, рассказы и глаза, глаза выживших...
Ездил вместе с киногруппой, думая о повести, смотрел, слушал, старался понять то, что я и в 16
- 1
- 2
- 3
- 4
- . . .
- последняя (59) »
Последние комментарии
10 часов 52 минут назад
15 часов 7 минут назад
17 часов 25 минут назад
19 часов 15 минут назад
1 день 1 час назад
1 день 1 час назад