Франкогаллия [Франсуа Отман] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Толчком, окончательно обострившим политическую ситуацию, стала смерть брата и наследника Генриха III (одиозной для современников и потомков фигуры), которая актуализировала идею смены правящей династии и превратила лидера протестантов короля Наваррского в реального претендента на престол. Ультракатолики срочно воссоздали давно распущенную королем Католическую Лигу; в свою очередь Лига принцев заключила договор с Испанией. У Генриха III буквально вырывают Немурский эдикт, поставивший протестантов во Франции вне закона (король высказался о нем следующим образом: монарх подписывает этот эдикт с ужасом, поскольку, хотя он и находится в согласии с его совестью, но неизбежно принесет гибель государству).

Период 1586–1588 гг. характеризовался конфронтацией партий, ростом иностранного вмешательства, союзом «политиков» с протестантами и резким ослаблением центральной власти. Разрыв короля с католической партией был неминуем, а «День баррикад» (22 мая 1588 г.) и бегство монарха из столицы, контролировавшейся католическими силами, вели к распаду Франции. Расправа Генриха III с Гизами, взрыв возмущения в Париже (и не только в нем) накалили обстановку в стране до предела. Декларация Сорбонны о низложении Генриха III, роспуск Генеральных Штатов в Блуа, союз двух Генрихов против Лиги и испанская интервенция — события развивались по нарастающей и апогеем стало убийство короля (1 августа 1589 г.).

Все это приводило к некоторому отрезвлению католического населения, религиозные вопросы окончательно отступили перед грозящей катастрофой; 90-е гг. XVI в. стали временем политического умиротворения. Предшествующий бурный период нашел выражение в истории идеологии. К этому времени «властители умов» всех партий уже приобрели готовое оружие — отработанную в 70-е гг. систему пропаганды (памфлеты, летучие листки, проповеди) и сформулированную политическую теорию (представленную учениями о тираноборчестве и абсолютизме).

Однако для данного периода также характерна определенная смена идеологических ориентиров. Католики, традиционно отстаивавшие идею прав монарха, берут на вооружение учение своих оппонентов — тираноборчество, иногда на редкость бездумно его списывая. Протестанты же переходят на строго легитимистские позиции и вместе с «политиками» защищают доктрину абсолютной власти государя. Неслучайно, что именно тогда сложился крайний вариант абсолютистской доктрины, учение о «божественном праве королей», ставшее платформой политических учений XVII в. вплоть до Фенелона и Боссюэ. Публицистика практически не была ограничена цензурой; факты грубо извращались, а лексика носила крайне оскорбительный характер: достаточно вспомнить, что государя открыто называли «воплощением Антихриста», «врагом Бога и рода человеческого». В этот период история идеологии характеризуется не столько генерированием новых идей, сколько популяризацией или развитием учений, выдвинутых в 70-е гг. XVI в.

При несомненной связи политической мысли с событиями гражданских войн следует отметить, что ее содержание было глубже и оригинальнее действительности. Если бы видные писатели ограничились лишь анализом современных им политических явлений, то почти наверняка их сочинения, составленные «на злобу дня», в силу своей теоретической ограниченности не привлекли бы внимание потомков. Однако результатом идейной полемики оказалось оформление двух оригинальных политических теорий — тираноборческой и абсолютистской. Данные учения, порожденные самой эпохой, оказались необычайно устойчивыми. Их важнейшие положения широко использовались не только в XVI в., но и в последующие столетия. В частности, это относится к рассуждениям Жана Бодена о суверенитете, а также к концепциям прав народа и тираноборчества, разработанным монархомахами и Ф. Отманом в том числе.

Автор «Франкогаллии» и крупнейший теоретик тираноборчества получил признание современников и потомков. Политическое учение Отмана легло в основу доктрины тираноборчества, а позднее было не только интерпретировано, но и прямо списано идеологами католического лагеря. Фигура мыслителя и его наследие неоднократно привлекали к себе внимание исследователей. На трактовку биографии и творчества Отмана оказывали влияния оценки, утвердившиеся в исторической и политической науке в отношении тираноборчества. Ученые XIX в., стремившиеся представить мыслителя умеренным конституционалистом, все же подчеркивали его «демократические позиции», и реже радикальность2.

Большинство исследователей обращалось, главным образом, к анализу основного сочинения Отмана — «Франкогаллии». Именно поэтому историография, посвященная интерпретации данного памятника политической науки, определению круга его источников и степени воздействия на построения интеллектуалов последующих веков, чрезвычайно обширна, и во много раз превосходит литературу, посвященную, собственно,