Культ Св. Михаила в Латинском средневековье V-XIII века [Ольга Антоновна Добиаш-Рождественская] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

ФсЯашь^Зождествйнекая*

У Л Ь Т Ъ СВ. МИХАИЛА
Въ латинскомъ средневѣковьи.

Ѵ-^ХШ вѣка

46528

ПБТРОГРАДЪ»
5коно*ікческая Типо-Литографія Вас. Остр, Н линія, д, Л* 5
... . 1 $ ? 7 . •. .

Посвлщается Фердинанду Лоту.
БеШ а ѣег&птА Ш*

ПРЕДИСЛОВІЕо
Данное изслѣдованіэ начало складываться>какъ отвѣтвленіе отъ вышѳдшихъ въ 1914 г< очерковъѵпосзящен•
ныхъ Церковному Обществу Франціи ХІІІ-го вѣка*Какъ
этфасто бываетъ на пути болѣе или менѣе длительныхъ
работъ,отъ этой послѣдней отлагались отдѣльные волросы и ыатеріалъ.рядъ задуманныхъ и не написанныхъ главъ.
Одной изъ такихъ не написанныхъ,отъ которой я въ свое
врѳыя съ сожалѣніѳмъ отказалась,была глав^ о мѣстныхъ
культахъ и праздникахъ^о приходскихъ патрснатахъ равличныхъ святыхъ во Франціи ХІІІ-го вѣка*3адача начѳртить карту послѣднихъ и описать мѣстную цэрковнуг: жизнь,
при очень неравномѣрной разработкѣ исторіи отдѣльныхъ
святилищъ,требовала долгихъ изысканій и разросталась
въ самостоятельный трудЪоЗа нриходской жизнью^связанной съ храмами,тянулись легенды святыхъ патронозъ приходскихъ храмовъ>отъ которыхъ не всегда представлдлось
возможнымъ отомкнуть изслѣдованіеоУстанавливая очертьнія своѳй книги,я не нашла постаковки^котора;: дала бы
возможность заключить притягивавшійся матеріалъ въ какой-нибудь опредѣленныа кругъ^почему нашла болѣе цѣле-

II
сообразнъшъ отказаться отъ самой задачк*
Но когда я всматривалась въ намѣчавшуюся карту патронатовъ^меня привлѳкло то особенноеуединственкое въ
своемъ родѣ мѣсто, которое занималъ въ приходскихъ картахъ Франціи "князь небеснаго воинства", Архангелъ Михаилъ. Храмы его не многочислѳннѣе другихъ; имя его нѳ
чаще, а конечно рѣжѳ на устахъ/чѣмъ имена Вѳрховнаго
Божества и его Ѵпостасей; рѣже,чѣмъ имена длиннаго ря- да земныхъ покровителей - свв.Мартина и Ремигія, Медарда и Карилефа, не говоря уже о св.Дѣвѣ Маріи, Но обозначились замѣтно какія-то особѳнныя, нѳ находящія себѣ
аналогіи черты въ ѳго культѣ, которыя давали основаніѳ
сстановиться иа нѳмъ съ преимуществѳннымъ вниманіѳмъ.
Онѣ обнаруживались въ выборѣ мѣстъ ѳго почитанія. Онѣ
сказались въ характерѣ и значѳніи тѣхъ историческихъ
гпохъ,въ которыя культъ Архангѳла оживалъ съ особѳнной
сидой, въ значительномъ , глубокомъ содержаніи ѳго легекды, въ его отношеніи къ міру природы и исторіи* Его
храмы выросли на вершинахъ мало доступныхъ горъ, надъ
ущельями и пропастями«> Ихъ строительство падаетъ прѳимуществеино на VIII и XI вѣка, когда оно совѳршалось
съ ссобенною послѣдовательностью и внутреннимъ смысломъ
руководителями церковкой мысли и политиіГи, и почитаніе
Архангѳла стояло въ какой-то неопрѳдѣлѳнно- ощущавшѳйся
связи съ религіозно-общественными настроеніями эпохи.
Затѣмъ строительство скорѣе остановилось, поскольку
выідеупомянутые круги перестаютъ имъ увлекаться. Зато народноѳ воображѳніе, пораженноѳ глубокимъ характеромъ
божественнаго образа^ и послѣ замираяія оффиціальнаго

-III-

храиостроительстви,л продолжало отводить свгііяѵѵ* :•;;• ?ш*
лы и пропасти, острова и источники, грозы воэдуха и приливы океана0 Въ ХѴ-мъ жѳ вѣкѣ въ видѣніяхъ и пркзнаніяхъ Орлѳанской Дѣвы св.Михаилъ нѣсколько нѳ^киданно яв~
ляется въ роли сйеціальнаго патрона "королезства ли-лій" .
Такъ, для автора очерковъ о цѳрковномъ обществѣ
Франціи ХІІІ-го вѣка, за однимъ изъ приходскихъ патроновъ началъ проявляться загадочный? богатый содержаніемъ, измѣняющійся въ ходѣ исторіи обликъ Архангѳла

и

его культа. Восходя вышѳ къ началу этого культа и сопоставляя то, что въ кеыъ открываѳтся, съ тѣмъ, что извѣстно и установлено изслъдованіемъ для восточной половины исторической біографіи св.Михаила, начинаешь
ощущать нѣчто совѳршенно свобобразкое, бросающеѳ нѣкоторый свѣтъ на законы жизни миѳологическихъ образовъ
вообще, и въ частности - религіозной аволкціи средневѣковья.
Въ еврейскомъ преданіи Архангелъ Михаилъ выступаетъ, какъ зождь и борецъ за народъ израильскій; въ христіанскомъ,- какъ побѣдитель "дрѳвняго зиія" /Сатанаила въ апокрифахъ/ въ началѣ вѣковъ* и Антихриста—въ
концѣ зсѳленной. Въ имѳни и значеніи своемъ - "Ктэа
як

Богъ" - онъ въ позднеиъ ѳврейскомъ вѣроучѳнін прел-

ставляется, какъ ііѣкій дѣятельшій двойникъ Божѳствг:
"И і'дѣ увидишь Михаила, тамъ раэумѣй присутствіе Бо:-:сства/Шехину/". Въ псторіи ранняго христіак. .:ва, -какъ
видно изъ вышѳупомянутыхъ изслѣдованій ы;торіи св.Михаила на востокѣ - ,онъ соперничаетъ съ Христомъ и,вы-

-IV-

нужденный уступить ему мѣсто, однако, возрождается
очень быстро и начинаетъ новое странствіе по землѣ въ
различныхъ, измѣнчивыхъ, но въ главномъ, внутренно тожественныхъ обликахъ. Въ этомъ его возрожденіи хотѣли
видѣть какой-то законъ.
Извѣстно, съ какою легкостью, съ какою почти безболѣзненною быстротою перелилась въ христіанство религія малыхъ боговъ: домашнихъ