Знаменитые дела судьи Ди [Роберт ван Гулик] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

непростительным оскорблением многовековой китайской литературы, если бы это авторское размышление на тему морали было опущено.

Самым слабым местом китайских романов, на наш европейский вкус, все-таки остается наличие сверхъестественных событий. Однако в «Ди Гун Ане» подобные элементы появляются всего лишь дважды, и в обоих случаях их можно назвать вполне приемлемыми, поскольку подобные явления часто обсуждаются в парапсихологической западной литературе. К тому же они не являются решающим фактором в раскрытии преступлений, ибо просто подтверждают дедуктивные умозаключения, уже сделанные сыщиком, и побуждают его к анализу преступлений. В первом случае мы встречаемся с появлением духа убитого мужчины около его могилы. Даже в западных странах широко распространена вера в то, что душа насильственно убитого человека остается рядом с телом и может тем или иным путем заявлять о своем присутствии. Второй случай представляет собой вещее сновидение, которое посещает сыщика в то время, когда он в крайней тревоге и озабоченности размышляет над загадками двух преступлений. Сон подтверждает его подозрения и помогает ему увидеть некоторые известные факторы в правильной связи. Этот отрывок из главы 11 может заинтересовать наших студентов, изучающих психологию снов.

В данном романе мы также находим весьма страшное описание пыток, которым подвергаются обвиняемые во время заседаний суда. Читателю придется смириться с их существованием. Сцена казни в последней главе, наоборот, представлена в значительно более сжатом и не обремененном натуралистическими подробностями виде, чем во многих других китайских детективных романах.

Особое внимание привлекает короткая интерлюдия, вставленная в середину романа, между главами 15 и 16; на первый взгляд эта пьеса не имеет абсолютно ничего общего с основным сюжетом. Такая весьма интересная черта присуща большинству более коротких китайских повестей. Интерлюдия всегда пишется в форме одной сцены из китайской театральной пьесы: появляются несколько актеров и начинают диалог, сопровождаемый песнями, как это обычно бывает на китайской сцене. Актеры обозначены только специальными сценическими терминами, такими как «молодой мужчина», «благородный отец семейства» и так далее. В данном случае сам читатель должен проявить сообразительность и догадаться, каких персонажей романа они изображают. Интересно также, что в такой интерлюдии нам дается некое непосредственное представление о подсознательных желаниях основных персонажей. Они перестают сдерживать и подавлять свои чувства. В некотором смысле подобные китайские интерлюдии являются аналогом краткого описания психологических особенностей характеров в наших современных романах. Древние китайские писатели никогда не увлекались психологическим анализом героев, которых они описывали, но давали читателю возможность заглянуть в сокровенные мысли и чувства своих персонажей именно с помощью таких театральных интерлюдий или сновидений. Такой прием «сна во сне» или «пьесы в пьесе» также с давних времен использовался и западными писателями, в качестве примера можно привести всем известного «Гамлета», акт 2, сцена 2.

Хотя в нашем романе не слишком сильно проявляются некоторые специфические черты традиционных китайских повествований, тем не менее «Ди Гун Ань» остается безусловно китайским по характеру. В нем достоверно описаны методы работы древних китайских сыщиков и те проблемы, с которыми они сталкиваются в ходе расследования преступления, а также указаны пути и окольные дорожки, по которым бродят китайские преступники. Эта повесть в то же самое время дает читателю хорошее представление об обеспечении правопорядка в Древнем Китае, знакомя его с основными статьями древнего Уложения о наказаниях (т. е. китайского Уголовного кодекса) и, наконец, с китайским образом жизни в целом.

Говоря о содержании этого романа, можно заметить, что в нем описываются три преступления.

Первое уместно назвать «Двойным убийством на рассвете». Это грубое убийство, совершенное с целью наживы. Данное дело знакомит нас с теми рисками, которые подстерегали бродячих торговцев. Они дешево покупали шелк-сырец во время сезона его сбора в провинции Цзянсу и затем выгодно продавали его, странствуя по северным провинциям. Эти бродячие торговцы были выносливыми и сильными людьми, расчетливыми дельцами и отличными бойцами, знакомыми со всеми опасностями больших дорог. Вместе с ними читатель отправится странствовать по знаменитому шелковому пути провинции Шаньдун, познакомится с хитрыми владельцами шелковых складов и хозяевами гостиниц, повстречается с бандами грабителей и другими персонажами, которым эта дорога обеспечивает средства к существованию.

Участниками и свидетелями второго дела — «Странный труп» — являются жители маленькой деревни. Это преступление, спровоцированное страстью, оказывается необычайно трудным для расследования.