Паруса над океаном [Юрий Александрович Друян] (epub) читать постранично, страница - 3

Книга в формате epub! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

времен, так как раньше все эти суда строились только по индивидуальным проектам и сейчас представляют собою уникальные образцы материальной культуры ушедших времен. Изображения некоторых таких парусных судов попали на почтовые марки.


КОРОЛЕВСКИЙ ФРЕГАТ

Шел восьмой год Тридцатилетней войны. Шведский король, нуждаясь в сильном флоте, чтобы сохранить господствующее положение на Балтийском море, дал заказ главному архитектору королевских доков голландцу Хендрику Хибертссону на постройку четырех, мощных боевых кораблей с фрегатским парусным вооружением. Головной корабль «Ваза», названный в честь основателя королевской династии Густава Вазы, строился в течение почти двух лет и 10 августа 1628 года готов был выйти в свой первый рейс.


Паруса над океаном. Юрий Друян. Иллюстрация 11

Это был мощный 64-пушечный корабль длиной 47,7 и шириной 11,2 метра. Он мог нести на своих трех мачтах высотой 47 метров почти 1150 квадратных метров парусов. Экипаж корабля насчитывал 135 человек, а также 300 солдат морской пехоты и артиллеристов. При утверждении проекта некоторые специалисты-кораблестроители высказывали опасения, что при высоте борта 11 метров тяжелые бронзовые пушки, размещенные на трех палубах корабля, сильно снизят его остойчивость, и предлагали увеличить ширину корабельного корпуса. Но так как это наверняка привело бы к уменьшению скорости судна, а был нужен флагман не только самый мощный, но и самый быстрый, король Густав II Адольф запретил кораблестроителям увеличивать ширину судна.

Настал день, когда богато украшенный резной деревянной и позолоченной скульптурой, расцвеченный многочисленными флагами и несущий все паруса «Ваза» вышел из гавани Стокгольма в открытое море. Грянул салют береговых батарей. В ответ раздался залп из 64 орудий «Вазы». Корабль окутался дымом. B этот самый момент налетел шквал, и судно, идущее под всеми парусами, сильно накренилось. Открытые порты нижней орудийной палубы оказались под водой, вода хлынула в трюм, увеличивая крен. Несмотря на то, что капитан корабля С. Ханссон принял все необходимые меры, спасти «Вазу» не удалось. По свидетельствам очевидцев, королевский фрегат с поднятыми парусами, флагами на мачтах и всем, что находилось на борту, затонул в течение нескольких минут.


Паруса над океаном. Юрий Друян. Иллюстрация 12

Позже было предпринято несколько неудачных попыток поднять корабль с 33-метровой глубины. В частности, первая попытка была сделана английским инженером Балмером вскоре после гибели «Вазы», в том же 1628 году. Балмеру удалось только поставить корабль на ровный киль, что впоследствии, уже в ХХ веке, значительно облегчило его подъем. В 1664 году немец Ганс Адольф фон Трейлебен при помощи кожаного водолазного колокола поднял 53 бортовых орудия «Вазы», представлявших, по тем временам, огромную ценность. После этого о трагедии в Стокгольмской бухте почти забыли.

Лишь через триста с лишним лет молодой шведский ученый Андрес Франзен, в течение длительного времени изучавший материалы, связанные с историей гибели «Вазы», в августе ,1956 года обнаружил на дне Стокгольмской гавани останки королевского фрегата. О находке заговорили газеты, радио, телевидение. К судьбе «Вазы» было приковано внимание всей Швеции. По подсчетам специалистов, подъем корабля должен был обойтись в 10 миллионов шведских крон. Был проведен сбор добровольных пожертвований, давший значительную сумму. Часть средств дало правительство. И после подготовительных работ в августе 1959 года водолазы приступили к подъему «Вазы».

Сложнейшая операция продолжалась полтора года, а в апреле 1961 года тысячи зрителей смогли увидеть, как под звуки музыки из воды появился корпус корабля, пролежавший на дне 333 года.

В течение четырех лет продолжали работы на этом месте водолазы. Они подняли со дна бухты более 700 различных частей корабельного оборудования, скульптур, личных вещей моряков. Наибольшую ценность среди этих находок представляло носовое украшение «Вазы» — двутонная дубовая скульптура, изображающая льва с открытой пастью и поднятыми лапами. На берегу велись реставрационные работы: ученые спасали деревянный корпус корабля, пролежавший в пятиметровом слое ила, все деревянные части орошались искусственным дождем, в дерево вводили специальный консервант, предотвращающий его высыхание.

Еще до завершения полной реставрации, в 1969 году на острове Бегхольм был открыт музей «Вазы». Корабль был установлен в элллинге, возведенном на железобетонном плавучем доке. В залах музея было размещено более 20 тысяч различных экспонатов, рассказывающих о постройке и оборудовании «Вазы», о жизни моряков на судах того времени. Это бесценный памятник, дающий наглядное представление о судостроении XVII века, и великолепный музей прикладного искусства — ведь над скульптурами, украшавшими корпус «Вазы», трудились лучшие мастера того времени.

Опыт